Москва, 15 ноября 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга на уровне ruААА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности г. Санкт-Петербурга (далее – город, Санкт-Петербург) обусловлен сильным уровнем развития экономики и сбалансированности бюджета, умеренно сильным уровнем демографического развития и инвестиционного климата, развитым рынком труда и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокая бюджетная автономия, гибкость расходной части бюджета, а также высокие значения ряда социально-экономических показателей. Давление оказывает низкое значение показателя отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за три последних года.
Город Санкт-Петербург – город федерального значения, входящий в состав Северо-Западного федерального округа. Санкт-Петербург является одной из крупнейших агломераций страны и крупнейшим транспортным узлом северо-запада Российской Федерации. Городская экономика акцентирована на оптовой и розничной торговле, помимо которой значимую долю в структуре ВРП занимают также деятельность по операциям с недвижимым имуществом и обрабатывающие производства. Обрабатывающие производства города представлены предприятиями машиностроения, судостроения, чёрной и цветной металлургии, а также предприятиями других подотраслей.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики города обусловлен высокими размерными характеристиками: объем ВРП за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке города, 12,2 трлн рублей, что в сопоставимых ценах на 2,4% выше уровня 2022 года. Рост ВРП поддержан положительной динамикой промышленного производства (+11,5% г/г), строительных работ (+7,7% г/г), розничной торговли (+19,2% г/г), платных услуг населению (+15,3% г/г). По итогам 9 месяцев 2024 года продемонстрировали рост предприятия промышленного сектора (+12,0%), строительства (+0,4%) и оптовой и розничной торговли (+5,4%). В промышленной сфере зафиксирован прирост по всем секторам, кроме водоснабжения. Отмечен прирост по отраслям, занимающим значительную долю в общем объеме обрабатывающего производства: производство компьютеров, электронных и оптических изделий (+65,0% г/г), производство прочих транспортных средств (+36,1% г/г), обработка древесины (+15,3% г/г), производство пищевых продуктов (+3,1% г/г). По итогам 2024 года город прогнозирует рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,0% до 13,5 трлн рублей, в т.ч. прирост промышленного производства на 9,0%.
По расчетам агентства, ВРП на душу населения города по итогам отчетного года вырос на 9,6% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился на уровне 2,2 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года город прогнозирует значение данного показателя на уровне 2,4 млн рублей. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 9,7% до 71,7 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 15,1 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в городе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 4,8. По итогам текущего года, городом прогнозируется рост доходов населения на 12,0% до 80,3 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 16,3 тыс. рублей.
Умеренно сильный уровень демографического развития и развитый рынок труда. Численность населения города находится на высоком уровне, которая по данным Росстата по состоянию на 01.01.2024 (далее – отчетная дата) составила 5597,8 тыс. человек. За отчётный год на фоне естественной убыли населения наблюдается незначительное снижение численности на 0,04%. По уровню безработицы город традиционно демонстрирует низкие значения показателя, в том числе за 2023 год безработица составила 1,6%, что на 0,4 п. п. ниже, чем в 2022 году. По данным Росстата безработица за июль-сентябрь текущего года составила 1,5%. По итогам 2024 года городом ожидается значение данного показателя на уровне 1,6%.
Инвестиционный климат находится на умеренно сильном уровне. Объем инвестиций в основной капитал за 2023 год сложился на уровне 1,2 трлн рублей, что на 3,4% выше уровня предыдущего года в сопоставимых ценах. В структуре инвестиций в основной капитал лидируют промышленные производства (22,8%), транспортировка и хранение (22,2%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (9,9%). Отношение инвестиций в основной капитал к ВРП за последние три года находилось на низком уровне и составило 9,6%, при этом инвестиционная привлекательность города оценивается как высокая. За 1 полугодие 2024 года инвестиции в основной капитал увеличились на 26,4% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2023 года. По итогам 2024 года городом ожидается прирост инвестиции на 5,7% в сопоставимых ценах. Значительные инвестиции (в том числе бюджетные) ожидаются в транспортно-логистическую инфраструктуру города, а также в сферы экономики, которые обеспечивают достижение технологического суверенитета.
Сбалансированность бюджета характеризуется высоким уровнем. Объем доходов городского бюджета за отчетный год снизился на 1,3% и составил 1,2 трлн рублей в связи со снижением поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД) (-1,2%) и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (-11,3%). Доля ННД в доходах бюджета города за 2023 год составила 96,6%, что выше предыдущего года на 0,1 п. п., что связано со снижением межбюджетных трансфертов опережающими темпами. По всем бюджетообразующим налогам сложилась положительная динамика, кроме налога на прибыль организаций (-19,0%). По итогам 9 месяцев текущего года ННД увеличились на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 903,5 млрд рублей. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по НДФЛ (+25,6%) и налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+32,4%), что связано с увеличением налогооблагаемой базы. При этом по налогу на прибыль организаций отмечено снижение (-10,9%). Негативное влияние на динамику налога на прибыль оказывает сокращение поступлений в бюджет города от бывших участников КГН из-за изменений в законодательстве, снижение уровня цен на экспортируемую продукцию в нефтегазовой отрасли, а также возврат налога из-за уточнения налоговых деклараций за предыдущие периоды. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета (далее – МБТ) по состоянию на 01.10.2024 снизились на 18,7% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 20,9 млрд рублей. Снижение наблюдалось по субсидиям (-10,7%) и иным межбюджетным трансфертам (-58,8%) в связи с отсутствием МБТ на финансирование дорожной деятельности. По итогу 2024 года городом ожидаются поступления доходов с ростом на 7,5% к уровню 2023 года, что связано с увеличением поступлений по ННД на 7,9% (г/г) при сокращении МБТ на 4,7% (г/г). Доля ННД составит 96,9%. Диверсификация налоговой базы города оказывает положительное влияние на рейтинговую оценку, т. к. на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 11,3% налоговых доходов городского бюджета, на крупнейшего налогоплательщика – 2,3% налоговых доходов.
Расходы бюджета города за 2023 год выросли на 12,5% по сравнению с 2022 годом и составили 1,2 трлн рублей. Доля расходов социального блока за отчетный год осталась на уровне 2022 года и составила 55,8%. Доля капрасходов в общем объеме расходов снизилась на 0,1 п. п. до 17,9%, при этом капитальные расходы за отчетный год на 95,4% профинансированы за счет средств бюджета города, что характеризует гибкость расходной части бюджета как высокую. По итогам девяти месяцев текущего года расходы бюджета города приросли на 15,7% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 850,4 млрд рублей. Существенный рост отмечен по расходам на национальную экономику (+47,1 млрд рублей из-за роста расходов по подразделам «Транспорт», «Топливно-энергетический комплекс»), образование (+22,8 млрд рублей в связи с ростом расходов на дошкольные учреждения общего образования и фонда оплаты труда), при этом снизились расходы на ЖКХ (-24,4% из-за изменений в бюджетной классификации). На 2024 год расходы бюджета города ожидаются с приростом на 18,6%, капрасходы на 10,9%, в результате чего их доля в структуре расходов снизится до 16,7%.
По итогам 2023 года дефицит городского бюджета составил 26,3 млрд рублей или 2,4% ННД, который был покрыт за счет остатков средств на счетах. Исполнение бюджета города за 2024 год планируется с дефицитом в сумме 157,8 млрд рублей или 13,2% от ННД, который будет покрыт остатками средств на счетах бюджета и инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК).
Город имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг города за 2023 год снизился на 0,4% и составил 88,1 млрд рублей, долговая нагрузка осталась почти на уровне 2022 года и составила 8,0% (без учета ИБК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка снизилась до 5,7%). В структуре долга наибольший удельный вес занимали облигационные займы – 72,1%, доля бюджетных кредитов составляла 27,9%. По итогам 2024 года городом прогнозируется снижение долга на 17,2% до 72,9 млрд рублей в связи с плановым погашением части облигационных займов и бюджетных кредитов. Долговая нагрузка при этом снизится до 6,1% (без учета ИБК до 3,7%). Город характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 0,6% от ННД, по итогам 2024 года значение показателя составит 0,4%. Город имеет достаточный запас ликвидности, в т.ч. остатки денежных средств на депозитах в кредитных организациях.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг г. Санкт-Петербурга был впервые опубликован 01.12.2023. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.05.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Комитета финансов Санкт-Петербурга, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Администрация Санкт-Петербурга принимала участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало г. Санкт-Петербургу дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Санкт-Петербург |
Глава региона | Александр Дмитриевич Беглов |
Основные отрасли экономики региона | Торговля оптовая и розничная, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, обрабатывающие производства |
Площадь | 1439 кв. км |
Численность населения | 5597,8 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 843.34 | 1162.90 | 1147.77 | 1234.24 |
темпы прироста | 25.7% | 37.9% | -1.3% | 7.5% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 796.5 | 1043.2 | 1174.1 | 1392.0 |
темпы прироста | 12.1% | 31.0% | 12.5% | 18.6% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 791.1 | 1122.8 | 1108.8 | 1196.2 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 5.9 | 10.7 | -2.4 | -13.2 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 85.0 | 88.4 | 88.1 | 72.9 |
темпы прироста | 0.0% | 4.0% | -0.4% | -17.2% |
Отношение долга к ННД, % | 10.7 | 7.9 | 7.9 | 6.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Санкт-Петербург
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 9420.4 | 11166.4 | 12225.7 | 13540.5 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 120.0 | 97.6 | 102.4 | 103.0 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 1682.8 | 1992.6 | 2183.6 | 2417.7 |
темпы прироста | 76.2% | 18.4% | 9.6% | 10.7% |
Уровень безработицы, % | 2.0 | 2.0 | 1.6 | 1.6 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 5607.9 | 5600.0 | 5597.8 | 5603.4 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Санкт-Петербург
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Облигационные выпуски
с рейтингами «Эксперт РА»:
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru