Москва, 20 мая 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея на уровне ruBBB+, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Адыгея (далее – регион, республика) обусловлен умеренными масштабами развития экономики, приемлемым уровнем демографического развития, рынка труда и инвестиционного климата, удовлетворительным уровнем сбалансированности бюджета и комфортным уровнем долговой нагрузки. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие значения ВРП на душу населения, уровень доходов населения к прожиточному минимуму, гибкость расходной части бюджета. Давление оказывают низкий уровень численности населения, бюджетной автономии и диверсификации налоговой базы.
Республика Адыгея – субъект Российской Федерации, входящий в состав Южного федерального округа. Площадь территории региона составляет 7,8 тыс. кв. км, административный центр – г. Майкоп. Адыгея не имеет границ с другими субъектами Российской Федерации и находится в пределах территории Краснодарского края. Экономика региона высоко диверсифицированная, ключевые направления – это деятельность по операциям с недвижимым имуществом, сельское и лесное хозяйство, а также оптовая и розничная торговля и обрабатывающие производства. Около 37% территории республики занимают леса, а лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность относятся к крупнейшим отраслям промышленного производства региона. Помимо этого, регион богат значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов: нерудные полезные ископаемые, гравийно-песчаная смесь, известняк, природный песок.
Обоснование рейтинга
Умеренный масштаб развития экономики региона обусловлен низким размером объема ВРП, который за 2023 год (далее – отчётный год) составил, по оценке региона, 231,92 млрд рублей, что на 5,0% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Позитивное влияние на динамику ВРП по итогам отчетного года оказал рост промышленного производства (+6,1% к уровню 2022 года), объема строительных работ (+21,3%), оборота розничной торговли (+13,3%). Поддержку в росте промышленного производства оказали обрабатывающие производства (+8,1% к 2022 году), в том числе за счет роста производства пищевых продуктов. На 2024 год регионом прогнозируется рост ВРП в сопоставимых ценах на 3,5% до 254,4 млрд рублей.
ВРП на душу населения агентством оценивается на высоком уровне. По итогам 2023 года показатель прирос на 17,3% к уровню 2022 года в действующих ценах и сложился, по расчетам агентства, на уровне 0,5 млн рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчётный год сложилось на высоком уровне и составило 3,4, что оказало поддержку рейтинговой оценке. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 17,0% и составили 42,6 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,4 тыс. рублей. По итогам текущего года, регионом прогнозируется рост доходов населения на 5,7% до 45,0 тыс. рублей, величина прожиточного минимума установлена в размере 13,1 тыс. рублей.
Приемлемый уровень демографического развития и рынок труда. Регион имеет низкую численность населения, которая по состоянию на 01.01.2024 составила 500,6 тыс. человек, что на 0,5% выше аналогичной даты предыдущего года. При этом, положительно оценивается динамика численности населения, прирост за последние три года составил 2,1%. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2023 года находился на низком уровне – 4,0%, что на 3,1 п. п. ниже уровня 2022 года. По итогам 2024 года значение данного показателя ожидается на уровне 3,9%.
Инвестиционный климат находится на приемлемом уровне. Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2023 года показал рост на 22,4% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах и составил 61,6 млрд рублей. Положительная динамика поддерживалась реализацией ряда крупных инвестиционных проектов по ключевым видам экономической деятельности: строительство и обрабатывающая промышленность, а также в сфере туризма. Отношение объема инвестиций к ВРП за последние три года составило 24,0%, что оказало поддержку рейтинговой оценке, при этом инвестиционная активность региона оценивается на низком уровне. По итогам 2024 года регионом ожидается сокращение объема инвестиций в основной капитал на 19,6% до 49,6 млрд рублей.
Сбалансированность бюджета находится на удовлетворительном уровне. Объем доходов бюджета за отчетный год вырос на 25,1% и составил 48,0 млрд рублей в связи с ростом как налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), так и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. По сравнению с предыдущим годом налоговые и неналоговые доходы бюджета выросли на 8,5% и составили 18,1 млрд рублей, а межбюджетные трансферты приросли на 15,3%. В связи с опережающим ростом межбюджетных трансфертов доля ННД за отчетный год снизилась на 5,7 п. п. и составила 37,6%. В структуре налоговых доходов основные поступления сформированы за счет НДФЛ (доля в структуре налоговых доходов составила 32,2%), налога на прибыль организаций (27,3%) и акцизов (23,4%). По итогам 2023 года наибольший рост поступлений сложился по НДФЛ (+16,1%) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+7,5%), что связано с увеличением налогооблагаемой базы. Кроме того, рост на 5,5% до 4,6 млрд рублей продемонстрировал налог на прибыль организаций в связи с увеличением доходов отдельных налогоплательщиков. Низкая диверсификация налоговой базы региона оказывает негативное влияние на рейтинговую оценку, т. к. бюджет региона существенно зависит от финансового состояния одной компании: доля крупнейшего налогоплательщика в 2023 году составила 25,3% в налоговых доходах, на долю десяти крупнейших налогоплательщиков приходилось 35,5% налоговых доходов. По итогам 2024 года регион ожидает рост ННД на 2,4% до 18,5 млрд рублей.
Агентство отмечает высокую зависимость республиканского бюджета от межбюджетных трансфертов из федерального бюджета по итогам 2023 года, доля которых в доходах бюджета региона составила 50,8%. Объём межбюджетных трансфертов за отчетный год составил 24,4 млрд рублей, что обусловлено ростом поступлений дотаций (+17,1%) и субсидий (+69,5%) при одновременном снижении субвенций (-45,1%) и иных межбюджетных трансфертов (-77,6%). По итогам текущего года регион ожидает снижение межбюджетных трансфертов на 24,7% до 18,4 млрд рублей.
Расходы бюджета выросли в 2023 году на 36,1% и составили 52,2 млрд рублей, из которых 29,3 млрд рублей было направлено на финансирование социального блока, включая социальную политику, образование, здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт. Доля расходов социального блока за отчетный год увеличилась на 2,7 п. п. и составила 56,0%, что обусловлено ростом расходов на социальную политику (рост в 1,5 раза к 2022 году) и образование (в 1,5 раза). Прирост расходов на образование связан с реализацией национальных проектов, а также передачей трех муниципальных образовательных организаций из муниципальной собственности в государственную, на социальную политику – реализацией мероприятий по переселению жителей г. Херсона и части Херсонской области, вынужденно покинувших место постоянного проживания и прибывших в экстренном массовом порядке на иные территории. Кроме того, в общем объеме расходов наблюдался наибольший прирост по расходам на национальную экономику (+2,8 млрд рублей), что связано с реализацией инфраструктурных проектов. На долю капитальных расходов, по расчетам агентства, в отчетном году пришлось 20,5% от суммарных расходов бюджета или 10,7 млрд рублей, что характеризует гибкость расходной части бюджета региона на высоком уровне. По итогам текущего года регион ожидает снижение расходов регионального бюджета на 22,0 % до 40,8 млрд рублей, в т.ч. капрасходов в 2,6 раза до 4,1 млрд рублей.
По итогам 2023 года дефицит регионального бюджета составил 4,2 млрд рублей или 23,0% от ННД, который был покрыт за счет бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – ИБК), специального казначейского кредита (далее – СКК), бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов и иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. В 2024 году регион планирует исполнение бюджета с дефицитом в сумме 2,4 млрд рублей или 13,0% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах, ИБК и коммерческих заимствований.
Долговая нагрузка региона находится на комфортном уровне. На 01.01.2024 долг региона составил 6,2 млрд рублей, что в 1,7 раза выше, чем на 01.01.2023, долговая нагрузка выросла на 11,7 п. п. и составила 34,2% (без учета ИБК, СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходов долговая нагрузка составила 14,1%). По итогам 2024 года регионом прогнозируется рост долга на 26,3% до 7,8 млрд рублей за счет привлечения ИБК и коммерческих заимствований на покрытие дефицита. Долговая нагрузка при этом вырастет до 42,2% (без учета ИБК, СКК составит 25,7%). Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования в связи с тем, что долговой портфель состоит на 100% из бюджетных кредитов: расходы на обслуживание регионального долга в 2023 году составили 0,3% от ННД, что оказало положительное влияние на рейтинговую оценку. По итогам текущего года данный показатель ожидается на уровне 1,6%. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Адыгея был впервые опубликован 24.05.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 28.11.2023.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2023).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Адыгея, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Адыгея принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Адыгея дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.