Москва, 27 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «ДВМП» на уровне ruАА, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности ПАО «ДВМП» обусловлен высокой оценкой риск-профиля отрасли, в которой работает компания, сильными рыночными и конкурентными позициями, комфортной долговой нагрузкой, высоким уровнем ликвидности, приемлемой рентабельностью и низким уровнем корпоративных рисков. В рамках рейтинговой оценки агентство выделяет по рейтингу умеренный фактор поддержки со стороны одного из собственников (Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (далее - Госкорпорация «Росатом», ГК)) компании на основании оценки условного рейтингового класса акционера, которая соответствует наивысшему уровню кредитоспособности по национальной шкале РФ, а также умеренно высокой вероятности оказания финансовой поддержки ПАО «ДВМП» в случае необходимости. Представители ГК участвуют в проработке стратегических вопросов развития группы, входят в состав советов директоров операционных активов, а также занимают должности в исполнительных органах компаний группы.
ПАО «Дальневосточное морское пароходство» (далее – FESCO, ДВМП, компания, группа) - головная компания группы FESCO. FESCO — транспортно-логистическая группа с портовыми, железнодорожными и логистическими активами. Активы FESCO включают все звенья мультимодальной цепочки. Компании принадлежит крупнейший в России по контейнерообороту ПАО «Владивостокский морской торговый порт» (ВМТП). Группа также владеет интермодальным оператором «ФЕСКО Интегрированный транспорт», оператором рефрижераторных контейнеров «Дальрефтранс», компанией «Трансгарант». FESCO управляет терминальными комплексами в Новосибирске, Хабаровске, Томске и Владивостоке, парком контейнеров свыше 200 тыс. TEU, почти 15 тыс. фитинговых платформ, флот включает более 30 судов в управлении, которые работают преимущественно на собственных морских линиях.
Рейтинг кредитоспособности компании присваивался по консолидированной отчетности МСФО ПАО «ДВМП».
Обоснование рейтинга
Высокая оценка риск-профиля отрасли. Устойчивость к внешним шокам стивидорного сегмента группы оценивается как высокая. Контейнерный рынок РФ продолжает демонстрировать рост, за 9м2024г рост составил 7% г/г. Объемы перевалки импорта через Дальний Восток выросли на 10% г/г, объемы линий FESCO – на 24% г/г. Однако, на фоне инфраструктурных ограничений наблюдается снижение объемов экспорта через порты ДВ за 9м2024г на 29% г/г, объемы FESCO снизились на 26% по отношению к 9м2023г. Растущим сегментом является импорт через порты Балтики – прирост составил 28% г/г. Объемы FESCO в импорте через Балтику выросли более, чем в 1,5 раза в связи с увеличением вместимости на сервисе и постановкой шести новых судов-контейнеровозов. Объемы экспорта через порты Балтики выросли на 58% г/г за 9м2024г. Рынок сухопутных импортных перевозок снизился на 17% за 9м2024 г, при этом FESCO смогла увеличить объемы отправок в 2,5 раза к значениям прошлого года.
Компания планирует наращивать вместимость на маршруте Китай-Санкт-Петербург и ожидает дальнейший постепенный рост перевозок через порты Балтии. Также прогнозируется постепенное восстановление объемов экспортных отправок через Дальний Восток, которые, на текущий момент, ограничены пропускной способностью Восточного полигона.
Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам транспортно-логистического сегмента группы как умеренно высокую. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Это обусловлено высоким потенциалом роста контейнеризации грузов в России, которая отстает от показателей развитых стран, а также высокой диверсификацией грузов, которые перевозятся контейнерами.
Барьеры для входа в отрасль группы оцениваются агентством как очень высокие. Повышенные барьеры для входа на рынке контейнерных перевозок объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интермодальной бизнес-модели компании, способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов, а также наличием терминальной сети. Барьеры для входа в стивидорной отрасли обусловлены очень высокими требованиями по капитальным затратам для строительства новых портовых мощностей, физическими ограничениями по расширению мощностей действующих игроков, а также сложной организацией мультимодальной цепочки услуг и необходимостью внедрения интегрированных ИТ решений.
Сильные рыночные и конкурентные позиции. Рыночные позиции группы оцениваются агентством как сильные. FESCO входит в топ-50 крупнейших контейнерных судоходных компаний мира. В 2023 году FESCO достигла рекордных объемов перевалки грузов в порту Владивосток за всю его историю – осуществив перевалку грузов в объеме 859 тыс. TEU. В 2023 году контейнерный парк FESCO вырос на 22% и достиг 102 тыс. единиц. Агентство оценивает износ фонда основных средств как умеренный – на 30.06.2024 (далее – отчетная дата) средний возраст контейнеров составляет 7 лет, флота – 16 лет. Компания хорошо диверсифицирована по клиентам - портфель клиентов FESCO насчитывает более 10 тыс. компаний, при этом доля ни одного клиента не превышает 3% ни по размеру выручки. Основные грузопотоки в импорте: готовые автомобили и машинокомлпекты, товары народного потребления, пластики и каучуки, в экспорте грузопотоки представлены продукцией АПК, пиломатериалов, бумагой, картоном, синтетическими веществами. Основные активы компании расположены на Дальнем Востоке, но в целом география бизнеса охватывает Юго-Восточную Азию, Индию, Ближний Восток, страны Черноморского и Средиземноморского бассейнов, Африку и Латинскую Америку. В 2023 году FESCO запустила прямой морской сервис на базе собственных активов из портов Китая и Индии в Санкт-Петербург по маршруту Deep Sea (через Суэцкий канал) и без трансшипмента в портах Европы. География линии покрывает все основные порты Китайской Народной Республики.
Крупнейший по выручке и EBITDA дивизион компании — линейно-логистический, с долей в EBITDA около 30%. Около 50% в EBITDA компании относятся к портовому дивизиону, оказывающем услуги в российских портах и терминалах компании. Крупнейший актив дивизиона ВМТП. Еще у компании есть сухие контейнерные терминалы в Хабаровске, Новосибирске и Томске. А портовые терминалы рассчитаны на обработку генеральных грузов. Остальные дивизионы приносят не более 10% EBITDA компании. FESCO оперирует флотом с общей вместимостью 597 тыс. т. на конец ноября 2024г, который включает контейнеровозы, универсальные сухогрузы, а также уникальное для российского и мирового рынка ледокольно-транспортное судно. Объем железнодорожных контейнерных перевозок дивизионом стабильно растет, этому способствует и наращивание парка фитинговых платформ — предназначенных для перевозки контейнеров.
Комфортная долговая нагрузка. Агентство положительно оценивает финансовый профиль компании. ДВМП придерживается консервативной финансовой политики – соотношение чистого долга на 30.06.2024 (отчетную дату) к EBITDA за год 30.06.2023-30.06.2024 (далее – отчетный период) с учетом лизинга составило, по расчетам агентства, 1,4х (0,3х годом ранее). Покрытие процентных расходов EBITDA составило 11,8х (12,4х годом ранее). Кредитный портфель компании представлен преимущественно кредитами и лизинговыми обязательствами под плавающие ставки. Дальнейшее наращивание инвестиционных планов на фоне сохранения жестких условий денежно-кредитной политики, проводимой Банком России, могут оказать давление на кредитные метрики по обслуживанию процентных платежей. Агентство ожидает снижение процентного покрытия в среднесрочной перспективе ниже 3,0х.
Достаточный уровень ликвидности. Прогнозная ликвидность группы оценивается умеренно позитивно: на горизонте года от отчетной даты операционный денежный поток с учетом остатка денежных средств на счетах и невыбранных лимитов покрывают все направления использования ликвидности. Агентство не ожидает распределения дивидендов по итогам 2024-2025гг, что поддержит прогнозную ликвидность. Качественная оценка ликвидности оценивается также на высоком уровне. В компании функционирует единый центр обслуживания и оперативное перераспределение ликвидности между дивизионами в зависимости от задач позволяет минимизировать долговую нагрузку. Агентство отмечает комфортный график погашения по долгу группы. Доля валютного долга и валютные расходы минимальны и полностью перекрыты валютной выручкой, остатками денежных средств, ввиду чего подверженность валютным рискам оценивается как низкая.
Приемлемые показатели рентабельности. В отчетный период выручка ДВМП снизилась до 158,6 млрд руб. (170 млрд руб. годом ранее), а показатель EBITDA LTM до 32 млрд руб. (67,8 млрд руб. годом ранее). По расчетам агентства, рентабельность группы по EBITDA за отчетный период составила 20% (40% годом ранее). Снижение рентабельности по EBITDA преимущественно связано со снижением ставок фрахта, которые снизились более чем в четыре раза с конца 2022 года. Данное снижение было спрогнозировано и учтено в бюджете группы на 2024. С 2П2024 года наблюдается восстановление ставок, что должно оказать незначительную поддержку показателям рентабельности. На рентабельность EBITDA в 1П2024г сильное влияние оказали разбалансировки на сети - действовали введенные ограничения перемещения порожних платформ по всем направлениям, из-за чего произошла разбалансировка движения, что сильно повлияло на доходность ряда грузоотправок. А также негативное влияние оказали меры ОАО РЖД по регулированию подвижного состава, в том числе дефицитных фитинговых платформ. Агентство предполагает незначительное восстановление рентабельности по EBITDA в прогнозных периодах, однако ожидает сохранение показателей ниже максимальных бенчмарков агентства.
Низкий уровень корпоративных рисков. Позитивное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень стратегического обеспечения и умеренно высокое качество корпоративного управления. В группе действует долгосрочная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная долгосрочная финансовая модель. При этом в совете директоров группы отсутствуют независимые члены. Компания публикует консолидированную годовую и полугодовую финансовую отчетности по МСФО.
Оценка внешнего влияния
Агентство оценивает вероятность оказания финансовой поддержки со стороны поддерживающей структуры - Госкорпорации «Росатом» (далее – «ПС») как умеренно высокую, так как Компания обладает высокой значимостью для ПС и её дефолт несет репутационные риски. Высокий финансовый потенциал ПС (ruAAA, стаб.), в совокупности с умеренно высокой вероятностью оказания поддержки приводят к выделению умеренного внешнего фактора поддержки со стороны ГК.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг присвоен ПАО «ДВМП» впервые.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 21.11.2024) и методология оценки внешнего влияния (вступила в силу 17.09.2024) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ПАО «ДВМП», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ПАО «ДВМП» принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ПАО «ДВМП» дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru
Краткая информация о Компании:
Название | ПАО "ДВМП" |
ИНН | 2540047110 |
Отрасль | Инфраструктура (транспортная) |
Отчетность | МСФО |
Аудитор | АО «Кэпт» |
Ключевые финансовые показатели Компании:
Показатель | 30.06.2023 LTM | 30.06.2024 LTM |
Активы, млн руб. | 201 608 | 225 914 |
Капитал, млн руб. | 129 694 | 136 418 |
Выручка, млн руб. | 170 027 | 158 641 |
Долговые обязательства, млн руб. | 38 683 | 52 413 |
Чистый долг/EBITDA | 0,3 | 1,4 |
EBITDA/%% | 12,4 | 11,8 |
EBITDA margin, % | 39,9 | 20,3 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным ПАО "ДВМП"
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты:
Транспорт позитивные результаты стабильный прогнозЗапас прочности истощается: обзор долгового рынка 2024–2025
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru