Москва, 12 декабря 2024 г.
Резюме
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан на уровне ruAAA, прогноз по рейтингу стабильный.
Рейтинг кредитоспособности Республики Татарстан (далее – республика, регион) обусловлен сильным уровнем развития экономики и высоким уровнем инвестиционного климата, благоприятным уровнем демографического развития и развитым рынком труда с ограниченными ресурсами, комфортным уровнем сбалансированности бюджета и сильными позициями по долговой нагрузке. Положительное влияние на рейтинговую оценку оказывают высокие уровни ВРП, ВРП на душу населения, бюджетной автономии, среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума. Давление оказывает умеренно низкая диверсификация налоговой базы региона.
Республика Татарстан – субъект Российской Федерации, входящий в состав Приволжского федерального округа. Площадь территории региона составляет 68 тыс. кв. км, административный центр – г. Казань. Регион обладает большими сырьевыми ресурсами и входит в число лидеров среди субъектов РФ по добыче нефти. Крупнейшим нефтяным месторождением республики и Волго-Уральской провинции является Ромашкинское месторождение, разрабатываемое ПАО «Татнефть». Помимо нефтедобычи к ведущим отраслям промышленности региона относятся машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая промышленность, а также легкая и пищевая промышленность.
Обоснование рейтинга
Сильный уровень развития экономики региона обусловлен высокими размерными характеристиками экономики: объём ВРП за 2023 год (далее – отчётный год), по оценке региона, составил 4,3 трлн рублей, что на 3,6% выше уровня 2022 года в сопоставимых ценах. Рост ВРП был поддержан положительной динамикой промышленного производства (+3,0%), объема строительных работ (+15,1%), оборота розничной торговли (+11,3%), объема платных услуг населению (+5,5%). По итогам десяти месяцев текущего года рост промышленного производства продолжается: индекс промышленного производства составил 103,9% к уровню аналогичного периода прошлого года. По всем секторам промышленности, за исключением добычи полезных ископаемых (индекс производства составил 96,5% г/г), наблюдается позитивная динамика. Кроме того, за десять месяцев текущего года отмечен прирост оборота розничной торговли (+8,7%) и платных услуг населению (+4,9%), а также строительства (+18,4%) и сельского хозяйства (+3,0% г/г за 9 месяцев текущего года). По итогам текущего года регионом прогнозируется прирост ВРП в сопоставимых ценах на 2,8% г/г до 5,0 трлн рублей, в т.ч. прирост промышленного производства на +2,7%.
ВРП на душу населения оценивается агентством на высоком уровне. По итогам 2023 года, по расчетам агентства, показатель вырос на 3,3% в действующих ценах и составил 1,1 млн рублей, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку. Среднедушевые денежные доходы населения за 2023 год выросли на 13,7% до 52,2 тыс. рублей при величине прожиточного минимума 12,2 тыс. рублей. Отношение среднедушевых денежных доходов населения к прожиточному минимуму в регионе за отчетный год сложилось на высоком уровне и составило 4,3. По расчетам агентства, по итогам текущего года отношение среднедушевых денежных доходов населения к величине прожиточного минимума составит 4,5 при прогнозируемом значении среднедушевых денежных доходов в 59,5 тыс. рублей и установленном прожиточном минимуме в размере 13,1 тыс. рублей.
Благоприятный уровень демографического развития и развитый рынок труда с ограниченными ресурсами. Численность населения региона находится на высоком уровне. По данным Росстата, численность региона приросла за последние три года на 0,1% и на 01.01.2024 составила 4003,0 тыс. человек, в регионе наблюдается миграционный прирост при естественной убыли населения. Среднегодовой уровень безработицы по итогам 2023 года характеризуется рекордно низким значением 2,1%, что на 0,2 п. п. ниже уровня 2022 года. За август-октябрь текущего года безработица составила 1,8%. По итогам 2024 года регионом ожидается значение данного показателя на уровне 2,0%. В регионе наблюдается дефицит кадров, что ограничивает экономическое развитие.
Инвестиционный климат находится на высоком уровне. Объем инвестиций в основной капитал в 2023 году вырос по сравнению с 2022 годом на 22,0% в сопоставимых ценах и составил 1,2 трлн рублей. Объем инвестиций за девять месяцев текущего года прирос на 2,1% в сопоставимых ценах к уровню аналогичного периода 2023 года. Отношение инвестиций к ВРП за последние три года составило 22,9%, что оказало сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. При этом, инвестиционная привлекательность региона находится на высоком уровне. На текущий год регион прогнозирует прирост объема инвестиций на 13,1% в действующих ценах до 1,3 трлн рублей. На территории региона действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», территории опережающего развития, способствующие привлечению инвестиций и реализации новых проектов.
Сбалансированность бюджета характеризуется комфортным уровнем. Объем доходов регионального бюджета за отчетный год увеличился на 7,5% и составил 486,8 млрд рублей в связи с ростом поступлений по налоговым и неналоговым доходам бюджета (далее – ННД) на 11,1%. В результате роста поступлений ННД их доля в доходах бюджета региона увеличилась на 2,7 п. п. и составила 83,6%, что соответствует высокому уровню бюджетной автономии. За десять месяцев текущего года ННД приросли на 11,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 366,3 млрд рублей. Наибольший прирост в налоговых доходах наблюдался по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+38,1% из-за увеличения налогооблагаемой базы) и НДФЛ (+36,0% из-за роста средней заработной платы и увеличением сумм выплаченных дивидендов), при этом по налогу на прибыль организаций отмечено снижение на 9,5% (преимущественно в сферах добычи полезных ископаемых и производстве химических веществ и химических продуктов). Безвозмездные поступления из федерального бюджета за десять месяцев текущего года увеличились на 3,9% относительно аналогичного периода прошлого года и составили 63,2 млрд рублей за счёт прироста поступлений по субсидиям и субвенциям на 60,1% и 3,9% соответственно. При этом поступления по иным межбюджетным трансфертам снизились на 82,2% г/г. По итогам 2024 года, в соответствии с Законом о бюджете республики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, регион ожидает снижение поступлений доходной части республиканского бюджета на 0,5% г/г из-за сокращения поступлений по ННД на 0,3% г/г при росте безвозмездных поступлений на 0,6% г/г. Диверсификация налоговой базы региона оценивается на умеренно низком уровне, т. к. за 2023 год на долю крупнейшего налогоплательщика приходилось 16,9% налоговых доходов, доля десяти крупнейших налогоплательщиков составила 31,3% от налоговых доходов бюджета региона.
Расходы регионального бюджета за 2023 год выросли на 10,2% по сравнению с 2022 годом и составили 510,2 млрд рублей. На финансирование расходов социального блока было направлено около 250,0 млрд рублей, что выше уровня 2022 года на 14,6%. Удельный вес расходов социальной направленности за отчетный год по сравнению с 2022 годом вырос на 1,9 п. п. и составил 48,4%, что связано со значительным ростом расходов на образование (+7,6 млрд рублей), культуру, кинематографию (+9,5 млрд рублей) и социальную политику (+2,7 млрд рублей). На долю капитальных расходов в структуре расходов в отчётном году пришлось 16,3% совокупных расходов бюджета, при этом за период с 2021 по 2024 годы капрасходы более чем на 60% профинансированы за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в связи с чем гибкость расходной части регионального бюджета оценивается сдержанно. По итогам десяти месяцев текущего года расходы республиканского бюджета снизились на 1,1% г/г и составили 360,9 млрд рублей. Существенное снижение отмечено по расходам на образование (-8,1 млрд рублей), здравоохранение (-2,5 млрд рублей) и ЖКХ (-2,8 млрд рублей). При этом наибольший прирост сложился по расходам на социальную политику (+4,5 млрд рублей). По итогам текущего года регион прогнозирует снижение расходов на 4,8% г/г до 485,9 млрд рублей, при этом капитальные расходы увеличатся на 6,1%.
По итогам 2023 года дефицит республиканского бюджета составил 23,4 млрд рублей или 5,7% от ННД, который был покрыт за счет специального казначейского кредита (далее – СКК) и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств. Исполнение бюджета региона по итогам 2024 года планируется с дефицитом в сумме 1,4 млрд рублей или 0,3% от ННД, который будет покрыт за счет остатков средств на счетах.
Регион имеет сильные позиции по долговой нагрузке. Долг региона на 01.01.2024 увеличился на 21,4% и составил 125,7 млрд рублей. Прирост долга сформировался за счет привлечения бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходных обязательств и СКК, а также предоставления государственной гарантии. Долговая нагрузка составила, по расчетам агентства, 30,9% (без учета инфраструктурных бюджетных кредитов (далее – ИБК), СКК и бюджетного кредита на опережающее финансирование расходных обязательств долговая нагрузка составила 21,1%). В структуре долга наибольший удельный вес занимали бюджетные кредиты – 92,2%, доля государственных гарантий составляла 7,8%. По итогам текущего года регион ожидает снижение долга на 9,8% до 113,4 млрд рублей в связи с погашением части задолженности по бюджетным кредитам и списанием их на 9,5 млрд рублей. В результате погашения и списания части бюджетных кредитов, а также предоставления государственной гарантии в структуре долга произойдут изменения: доля бюджетных кредитов снизится на 12,4 п. п. до 79,8%, доля обязательств по государственным гарантиям составит 20,2%. Долговая нагрузка по состоянию на 01.01.2025 снизится на 3,0 п. п. и составит 27,9% (без учета ИБК, СКК – 22,1%).
Регион характеризуется низкой стоимостью фондирования долга: расходы на обслуживание долга в 2023 году составили 0,1% от ННД, что оказало позитивное влияние на рейтинговую оценку, по итогам 2024 года значение показателя прогнозируется на уровне 0,2% от ННД. Регион имеет достаточный объем средств для покрытия внутригодовых кассовых разрывов, а также короткого долга в виде остатков денежных средств на счетах и доступа к казначейским кредитам.
Оценка внешнего влияния
Факторы внешнего влияния отсутствуют.
Прогноз по рейтингу
По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.
Регуляторное раскрытие
Кредитный рейтинг Республики Татарстан был впервые опубликован 11.07.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.06.2024.
Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее 182 дней с даты, указанной в Календаре пересмотра и раскрытия суверенных кредитных рейтингов
При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности региональным и муниципальным органам власти Российской Федерации https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 30.08.2024).
Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Министерства финансов Республики Татарстан, Федеральной службы государственной статистики РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.
Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Правительство Республики Татарстан принимало участие в присвоении рейтинга.
Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.
АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Республике Татарстан дополнительных услуг.
Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.
Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.
АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.
Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.
Краткая информация о регионе:
Название | Республика Татарстан |
Глава региона | Рустам Нургалиевич Минниханов |
Основные отрасли экономики региона | Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля |
Площадь | 68 000 тыс. кв. км. |
Численность населения | 4003,0 тыс. человек на 01.01.24 |
Ключевые финансовые показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Доходы бюджета, млрд руб. | 355.2 | 452.7 | 486.8 | 484.5 |
темпы прироста | 21.1% | 27.5% | 7.5% | -0.5% |
Расходы бюджета, млрд руб. | 343.6 | 463.2 | 510.2 | 485.9 |
темпы прироста | 8.4% | 34.8% | 10.2% | -4.8% |
Налоговые и неналоговые доходы (ННД), млрд руб. | 280.2 | 366.6 | 407.2 | 406.0 |
Дефицит/профицит бюджета, % от ННД | 4.1 | -2.9 | -5.7 | -0.3 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Долг, млрд руб. | 96.6 | 103.5 | 125.7 | 113.4 |
темпы прироста | -1.6% | 7.1% | 21.4% | -9.8% |
Отношение долга к ННД, % | 34.5 | 28.2 | 30.9 | 27.9 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Ключевые экономические показатели региона:
Показатель | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 прогноз |
Валовый региональный продукт, млрд рублей | 3533.3 | 4179.3 | 4320.0 | 5000.1 |
Индекс физического объема ВРП в постоянных ценах, % | 103.2 | 105.4 | 103.6 | 102.8 |
ВРП на душу населения, тыс. руб. | 883.6 | 1044.6 | 1079.4 | 1249.4 |
темпы прироста | 34.2% | 18.2% | 3.3% | 15.7% |
Уровень безработицы, % | 2.6 | 2.3 | 2.1 | 2.0 |
01.01.22 | 01.01.23 | 01.01.24 | 01.01.25 | |
Численность населения, тыс.чел. | 4000.1 | 4001.6 | 4003.0 | 4001.1 |
Источник: расчеты "Эксперт РА" по данным региона Республика Татарстан
Оценка блоков анализа
Связанные отчеты
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 годаИнвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциямиМиграция населения РФ в 2023: кадровый голодРегиональные бюджеты – 2023: с запасом прочностиЭкономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Контакты
По вопросам получения рейтинга
+7 (495) 231-70-84
sale@raexpert.ru
Служба внутреннего контроля
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1645, 1734)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1645, 1734)
compliance@raexpert.ru
Контакты для СМИ
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1706, 1650)
+7 (499) 418-00-41 (доб. 1706, 1650)
pr@raexpert.ru
Руководитель отдела по связям с общественностью
Сергей Михеев
+7 (495) 225-34-44 (доб. 1650)
mikheev@raexpert.ru