Рейтинговые действия, 21.12.2023

«Эксперт РА» повысил кредитный рейтинг ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» до уровня ruBB-
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 21 декабря 2023 г.

Резюме

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» до уровня ruBB-, прогноз по рейтингу стабильный.

Рейтинг кредитоспособности ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» характеризуется слабой оценкой блока бизнес рисков, высокими показателями рентабельности, комфортной долговой нагрузкой при ограниченной оценке ликвидности и приемлемом уровне корпоративного управления.

Повышение кредитного рейтинга обусловлено сохранением сильных показателей долговой нагрузки и рентабельности на уровне выше ожиданий агентства, а также положительной переоценкой показателей ликвидности компании благодаря увеличению объемов невыбранных кредитных линий, высокому уровню формируемых операционных денежных потоков и положительным ожиданиями по их прогнозным значениям в дальнейшем. Агентство также положительно отмечает улучшение качества стратегического обеспечения, что отразилось в большей предсказуемости прогнозируемых данных, и увеличение доли собственных транспортных средств в структуре автомобильного парка.

ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» (далее – Компания, АЛЬФА ДОН ТРАНС) осуществляет самосвальные перевозки сыпучих материалов на собственных специализированных автотранспортных средствах. Центральный офис компании располагается в г. Павловск Воронежской области.  В 2023 году компания также стала владельцем карьера по добыче песчаника через приобретение 100% доли ООО «Фора».

Компания не формирует консолидированную отчётность по стандартам МСФО, в связи с чем рейтинговая оценка основывается на индивидуальной РСБУ отчётности АЛЬФА ДОН ТРАНС. Единственное дочернее общество Компании – новый актив-владелец карьера по добычи песчаника ООО «Фора».  На момент проведения рейтингового анализа объемы операций ООО «Фора» в масштабах бизнеса АЛЬФА ДОН ТРАНС нематериальны, уровень выручки владельца карьера за 9 месяцев составляет 129 млн руб. против 2 896 млн руб. у рейтингуемого лица. Развитие нового актива может потребовать дополнительных капитальных затрат со стороны Компании, однако в планах развивать ООО «Фора» собственными силами этого юридического лица. Агентство отмечает, что составление в будущем аудированной консолидированной отчетности по стандартам МСФО могут повысить уровень ее прозрачности для внешних пользователей.

Обоснование рейтинга

Слабая оценка блока бизнес-рисков. Отрасль грузовых автоперевозок характеризуется невысокой капиталоемкостью и, как следствие, крайне высокой степенью конкуренции, представленной в основном со стороны локальных игроков в каждом регионе. В результате этого агентство оценивает барьеры для входа в отрасль как низкие, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Также в силу масштабов деятельности Компании агентство не может высоко оценить рыночные позиции АЛЬФА ДОН ТРАНС. Спрос на продукцию компании во многом зависит от масштабов реализации инвестиционных проектов клиентов компании. В кризисные периоды экономики инвестиционные программы заказчиков могут существенно сокращаться. Так в 2020 году, во время распространения пандемии COVID-19 снизилась активность в дорожном строительстве, в результате чего значительно ухудшились показатели рентабельности компании – за период 30.09.2019-30.09.2020 показатель рентабельности по EBITDA составил 10%. В результате этого агентство сдержанно оценивает подверженность отрасли грузовых автоперевозок к внешним шокам, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Порядка 60% выручки компании формируется от перевозки строительных материалов, что свидетельствует об умеренно-позитивной продуктовой диверсификации. По состоянию на декабрь 2023 года компания располагает собственным автопарком численностью 254 автомобилей. Автопарк компании характеризуется умеренно низкой степенью изношенности, самые старые автомобили 2018 года выпуска, что положительно сказывается на конкурентных позициях компании. В силу специфики отрасли деятельность компании не подразумевает заключение долгосрочных контрактов, вследствие чего снижается прогнозируемость денежных потоков, что оказывает давление на рейтинговую оценку. Для бизнеса компании в целом не характерна концентрация деятельности на активе или тех или иных контрагентах.  

Комфортная долговая нагрузка. За период 30.09.2022-30.09.2023 (далее – отчетный период) долговая нагрузка Компании, по расчётам агентства, продемонстрировала несущественный рост вследствие проведения выкупа карьера на заёмные средства, серьёзного увеличения автомобильного парка в лизинге. Эти факторы способствовали увеличению показателя чистый долг к EBITDA c около 1.5х годом ранее до 2.4х, показатель по-прежнему оценивается положительно. Долг компании представлен обязательствами по лизингу и облигационными заимствованиями. Агентство отмечает, что основными рисками ухудшения показателя в будущем служат планы компании по наращиванию парка транспортных средств, в т.ч. за счёт лизинга, и возведению нового комплекса, который будет включать в себя производственные боксы, офисные помещения, торговые площади и т.д. Парк используемых транспортных средств планируется увеличить на 50 единиц в перспективе 12 месяцев от 30.09.2023 (далее – отчетная дата). Учитывая серьёзные темпы роста стоимости грузовых автомобилей за последние два года и неопределённость относительно их цен в будущем, фактический объем лизинговых обязательств может превысить ожидания.   Сильная зависимость от лизинга способствует высокой доле постоянных затрат на лизинговые платежи в структуре расходов – на отчётную дату из 210 тягачей в управлении компании 51 находятся в непосредственной собственности АЛЬФА ДОН ТРАНС, остальные в финансовом лизинге, по которому предусмотрены фиксированные ежемесячные платежи. При этом агентство положительно отмечает сокращение доли тягачей в лизинге за 12 месяцев к отчётной дате с 95% до 76%. В таких условиях при сценарии сокращения стоимости перевозок грузовым транспортом относительно уровней 2023 года есть риск ухудшения показателя долг к EBITDA со стороны сокращения операционной прибыли. Однако пока что рынок грузовых автоперевозок характеризуется острым дефицитом подвижного состава, что даёт сильные предпосылки для наращивания удельной выручки в расчёте на один автомобиль в краткосрочной перспективе. Таким образом, агентство не ожидает увеличения показателя выше 3.2х в перспективе 12 месяцев от отчётной даты.

При оценке подверженности рыночным рискам агентство принимало во внимание, что все закупаемые новые автомобили по лизинговым договорам приобретаются по параллельному импорту, рублёвая стоимость которых растёт быстрее транспортных средств официальных поставщиков в РФ. Негативное изменение курса национальной валюты напрямую влияет на стоимость закупаемых ТС и, соответственно, лизинговых обязательств и регулярных платежей по лизингу по новым грузовым автомобилям, которые встанут на баланс компании в будущем. Агентство также учитывало сильную зависимость в возможностях исполнения постоянных затрат от ставок оперирования грузовых автомобилей на рынке.  Процентная нагрузка Компании оценивается положительно, показатель EBITDA к процентным расходам за последние отчетные периоды не опускался ниже бенчмарка агентства для максимальной оценки в 4.2х.

Удовлетворительная оценка ликвидности.  Кредитный портфель Компании представлен лизинговыми обязательствами, которые, заключены на срок до 4 лет и облигационным займом в объеме 300 млн руб. с погашением в 2027 году. В перспективе 12 месяцев от отчётной даты компании предстоит уплата около 1/3 всех лизинговых обязательств, что превышает показатель EBITDA за вычетом процентных расходов (FFO) и поддерживающих капитальных затрат за отчётный период, что оказывает негативное влияние на качественную оценку ликвидности компании.  Повышенный объем краткосрочных платежей по кредитным и лизинговым договорам, а также потребности в дополнительных платежах на инвестиционную деятельность будут оказывать давление на уровень свободных денежных потоков компании. Тем не менее, компания располагает достаточным объемом невыбранных кредитных линий и денежными средствами для удовлетворения всех потребностей компании в ликвидности в перспективе 12 месяцев от отчётной даты, что оказало положительное влияние на уровень рейтинга компании.

Высокая маржинальность. За два отчётных периода рентабельность по EBITDA Компании составляла более 30% при бенчмарке для максимальной оценки в 20%. Агентство не видит предпосылок для сокращения рентабельности бизнеса ниже 20% в прогнозном периоде.

Умеренный уровень корпоративного управления и транспарентности. Структура собственности в целом прозрачна, однако в периметре компании появилась дочерняя структура, у которой ожидается сильная зависимость от операций с АЛЬФА ДОН ТРАНС. Агентство отмечает, что дочерняя ООО «Фора» нуждается в капитальных затратах на вывод карьера по добыче песчаника на полную проектную мощность, что может способствовать оттоку денежных средств со стороны Компании. Однако масштабы деятельности ООО «Фора» нематериальны, агентство не ожидает существенного негативного влияния на рейтинг компании от оттока средств на развитие дочерней структуры. В оценке степени транспарентности Компании агентство отмечает отсутствие консолидированной МСФО отчётности. Агентство положительно оценивает создание Совета директоров и комитета по риск-менеджменту в ноябре 2023 года, однако полноценно оценить результаты их деятельности не представляется возможным из-за малой продолжительности их существования. Качество стратегического обеспечения претерпело положительное изменение благодаря предоставлению отдельного документа по стратегическому развитию Компании, наличию прогнозов по трём формам отчётности.

Оценка внешнего влияния

Факторы внешнего влияния отсутствуют.

Прогноз по рейтингу

По рейтингу установлен стабильный прогноз, что предполагает высокую вероятность сохранения кредитного рейтинга на текущем уровне на горизонте 12 месяцев.

Регуляторное раскрытие

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» был впервые опубликован 22.12.2021. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.12.2022.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты последнего рейтингового действия.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям (вступила в силу 01.08.2023) и методология оценки внешнего влияния на кредитный рейтинг (вступила в силу 25.04.2023) https://raexpert.ru/ratings/methods/current.

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «АЛЬФА ДОН ТРАНС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru

Публикации по тематике


Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023