Рейтинговые действия, 09.03.2022

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «РОЛЬФ» на уровне ruA, изменил прогноз на негативный и снял статус «под наблюдением»
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 9 марта 2022 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «РОЛЬФ» на уровне ruA, изменило прогноз по рейтингу на негативный и сняло статус «под наблюдением». Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA с позитивным прогнозом.

АО «РОЛЬФ» (далее – компания) является крупнейшим автодилером на территории Российской Федерации. Портфель брендов компании представлен как в сегменте масс-маркета, так и в премиальном, и на текущий момент включает в себя 20 автомобильных марок и один мотоциклетный бренд. Помимо реализации новых автомобилей и автомобилей с пробегом в перечень предоставляемых услуг входит сервисное обслуживание, trade-in, продажа запчастей и аксессуаров, а также комиссионная реализация страховых и финансовых продуктов. Исторически ключевыми регионами присутствия компании выступают Москва и Санкт-Петербург, дилерская сеть в этих городах насчитывает 59 шоу-румов. Сильные конкурентные позиции в регионах с наиболее устойчивым спросом оказывают положительное влияние на уровень рейтинга.

Агентство обращает внимание на то, что анализ деятельности компании проводился без учета резкого ухудшения макроэкономического фона в конце февраля 2022 года и отмечает, что в текущих условиях конъюнктура рынка меняется каждый день, в связи с этим постоянно появляются новые данные, требующие дополнительной оценки. Агентство предпринимает все усилия для получения наиболее оперативной информации в текущих условиях и учета ее в рейтинговом анализе и не исключает дальнейших рейтинговых действий с учетом поступления новых данных. Также считаем необходимым проинформировать пользователей рейтингов о подходах к рейтингованию в условиях беспрецедентного давления на финансовый рынок РФ (https://raexpert.ru/releases/2022/mar01a). Применительно к компании агентство выделяет риски значительного сокращения объема деятельности из-за приостановки отгрузки в РФ автомобилей многих иностранных брендов, а также остановки производства автомобилей на ряде российских заводов из-за нехватки комплектующих. Указанные риски могут быть частично компенсированы ростом объемов продаж и маржинальности в сегменте автомобилей с пробегом.

16 февраля 2022 года Химкинский городской суд Московской области в полном объеме удовлетворил иск Генеральной прокуратуры, предполагающий взыскание в солидарном порядке с основателя бизнеса, Сергея Петрова, и «РОЛЬФ» 19,4 млрд рублей как имущества, «в отношении которого не предоставлены доказательства его приобретения». Учитывая крайне сильные операционные и финансовые результаты компании на протяжении последних лет на фоне благоприятной рыночной конъюнктуры, связанной, в том числе, с дефицитом новых автомобилей, по мнению агентства, удовлетворение искового заявления оказывает ограниченное влияние на кредитоспособность и ликвидность «РОЛЬФ». За последние три года у компании значительно снизилась долговая нагрузка. Отношение чистого долга к EBITDA снизилось с 3,1х до 0,7х по состоянию на 30.06.2021, покрытие показателем EBITDA процентных платежей увеличилось до уровня выше 10х. Кроме того, по состоянию на конец 2021 года компания в полном объеме аккумулировала на своих счетах необходимый объем денежных средств для исполнения искового заявления и продолжала операционную деятельность в штатном режиме. Таким образом, агентство не ожидает значительного увеличения долговой нагрузки компании в результате удовлетворения искового заявления Генеральной прокуратуры. Однако, в декабре 2021 года было объявлено о готовящейся сделке по приобретению региональным автодилером ГК «Ключавто» контроля над «РОЛЬФ», в том числе с использованием заемных средств. «РОЛЬФ» значительно превосходит по масштабам бизнеса ГК «Ключавто», вследствие чего погашение долговых обязательств, привлеченных для осуществления сделки, преимущественно будет осуществляться за счет денежных потоков «РОЛЬФ». Вследствие этого после осуществления сделки агентство планирует проводить оценку кредитоспособности «РОЛЬФ» по консолидированным данным объединенной компании. По предварительным данным отношение долга к EBITDA объединенной компании после закрытия сделки будет находиться в диапазоне 3-3,5х, что значительно выше текущего уровня долговой нагрузки «РОЛЬФ», в результате чего агентство устанавливает негативный прогноз по рейтингу компании.

Риск-профиль отрасли автомобильного ритейла оценивается агентством умеренно негативно в силу слабой устойчивости к внешним шокам и невысоких барьеров для входа новых игроков, либо укрепления действующих. В период кризисных явлений в экономике, сопровождающихся падением реальных располагаемых доходов населения, спрос на автомобили значительно снижается и, как правило, оказывает отрицательный эффект на деятельность автодилеров. Сильные конкурентные позиции, диверсифицированный портфель брендов и присутствие компании в регионах с наиболее устойчивым спросом отчасти минимизируют риск значительного уменьшения продаж. Открытие дилерского центра не требует очень высоких капитальных затрат ввиду чего конкуренция на рынке автомобильного ритейла достаточно высокая. При этом ограничения со стороны автопроизводителей по допустимому количеству автодилеров на каждый город сдерживают рынок от появления новых игроков. С учетом таких ограничений достичь масштабов деятельности, сопоставимых с оборотом «РОЛЬФ», в наиболее привлекательных регионах страны весьма затруднительно.

В 2021 году продолжилась благоприятная рыночная конъюнктура для автодилеров, начавшаяся в 2020 году и связанная с дефицитом новых автомобилей. Из-за задержек в цепочках поставок, связанных с пандемией коронавируса и временных приостановок производств на заводах автопроизводителей значительно выросли цены на новые автомобили, и повысилась маржинальность каждой сделки для автодилеров. В отличие от прошлых лет, когда склады товарных запасов были переполнены и автодилеры были вынуждены поддерживать оборачиваемость запасов за счет предоставления скидок, в 2020-2021 году дефицит новых автомобилей наоборот способствовал повышению цен и маржинальности продаж, а девальвация рубля и глобальная неопределенность относительно восстановления экономики поддерживали спрос на уровне, превышающем предложение. Кроме этого, на показатели РОЛЬФа положительно повлияло существенное увеличение продаж автомобилей с пробегом, что в настоящее время является одним из важнейших направлений стратегического развития Компании.

Бизнес-модель большинства автодилеров, в т. ч. РОЛЬФ, предполагает оценку кумулятивной маржи, а не маржинальности в разрезе каждого из сегментов по отдельности. Таким образом, при реализации каждого автомобиля учитывается бонус от автопроизводителя, доход от реализации и установки дополнительного оборудования и аксессуаров, а также комиссия автодилера за оказание финансовых услуг. В такой бизнес-модели сегмент новых автомобилей выступает отправной точкой для привлечения клиентов и оказания других более рентабельных услуг. За 12 месяцев, закончившихся 30.06.2021, выручка компании выросла на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 322,8 млрд руб., показатель EBITDA увеличился в 2,8 раза, с 9,3 млрд. руб. до 26,4 млрд. руб. а рентабельность по EBITDA улучшилась, по расчетам агентства, с 4,3% до 8,2%. При стабилизации рынка и выходе из ситуации дефицита новых автомобилей маржинальность бизнеса будет постепенно снижаться. Тем не менее, у компании имеется ряд перспективных стратегических инициатив, связанных с активной цифровизацией бизнеса, наращиванием присутствия «РОЛЬФ» на рынке автомобилей с пробегом, развитием предоставляемых финансовых и дополнительных услуг.

Агентство положительно оценивает обеспеченность компании в ликвидности, несмотря на арест денежных средств по требованию прокуратуры в размере 19,4 млрд руб, ввиду сильного операционного денежного потока, позволившему аккумулировать значительный объем денежных средств, и доступа к привлечению дополнительного финансирования, в том числе за счет низкого текущего уровня долговой нагрузки. При этом агентство сдержанно оценивает качественную оценку ликвидности в силу невысокой дюрации кредитного портфеля. Почти весь кредитный портфель компании состоит из обязательств со сроками погашения в 2022-2023 гг., что может привести к увеличению затрат при рефинансировании обязательств из-за высокой текущей волатильности на финансовых рынках.

Риски корпоративного управления компании оцениваются агентством как невысокие. В числе сдерживающих факторов агентство отмечает умеренный уровень риск-менеджмента. Однако, в течение 2021 года РОЛЬФ последовательно осуществлял заявленный курс на внедрение процесса управления рисками и внутреннего контроля, в рамках которого Советом директоров было утверждено Положение о внутреннем контроле и управлении рисками, а также разработана и утверждена Методика осуществления управления рисками и внутреннего контроля. В связи с выпуском биржевых облигаций в марте 2019 года РОЛЬФ стал раскрывать отчетность и прочие сведения о деятельности компании в публичном доступе, что способствовало повышению информационной прозрачности.

По данным аудированной консолидированной отчетности ООО «РОЛЬФ» по МСФО активы компании на 30.06.2021 составляли 71 млрд руб., капитал – 26,6 млрд руб. Выручка за период 30.06.2020-30.06.2021 составила 322,8 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «РОЛЬФ» был впервые опубликован 04.09.2018. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 30.11.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «РОЛЬФ», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «РОЛЬФ» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «РОЛЬФ» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023