Рейтинговые действия, 02.06.2021

«Эксперт РА» присвоил кредитный рейтинг компании «Помощь интернет-магазинам» на уровне ruBB

Москва, 2 июня 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Помощь интернет-магазинам» на уровне ruBB. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «Помощь интернет-магазинам» (далее – компания, ПИМ) является поставщиком SAAS-сервисов на рынке электронной коммерции – специализируется на предоставлении посредством разработанного программного обеспечения различных услуг для интернет-магазинов, реализующих товары конечным покупателям через службы доставки.

Компания осуществляет свою деятельность в трех бизнес-сегментах: финансовые услуги, логистические сервисы и CPA-платформа. Финансирование интернет-магазинов предоставляется малым и средним компаниям, у которых доля оплат заказов при получении покупателями может составлять порядка 80-90% от общего объема. За счет долгосрочных договорных отношений и интеграции с популярными службами доставки, компания предоставляет денежные средства своим клиентам сразу после передачи заказа в транспортную компанию, что позволяет интернет-магазинам получать быстрое финансирование на покрытие кассовых разрывов и оплату услуг контрагентов. Лимит выдаваемых клиенту денежных средств определяется на базе аналитики по истории отправленных через службы доставки заказов и собственных скоринговых моделей компании, при этом предоставляемые займы обеспечены будущим наложенным платежом и товарами в пути. Данный сегмент деятельности компании также включает сервисы по приему и отправке платежей. В 2019 году на базе выстроенных партнерских отношений со службами доставки ПИМ запустил второй сегмент деятельности – логистические сервисы, которые представлены услугами по агрегации и интеграции интернет-магазинов со службами доставки через единое API при помощи собственной платформы Metaship. Агрегация предоставляет клиентам компании возможность работать с несколькими службами доставки одновременно, заключив единый договор с ПИМ, это позволяет им оптимизировать затраты, оперативно получать информацию о тарифах на отправку, использовать широкий спектр вариантов доставки и обширное географическое покрытие, что не доступно в случае заключения договора с одной определенной транспортной компанией. Услуга по интеграции представляет собой разработку IT-решений в том числе по модели White Label под индивидуальные запросы крупных клиентов без заключения договоров на отправку. Безлимитные интеграционные шлюзы позволяют отслеживать заказы в режиме реального времени и обновлять тарифы ежесекундно. Дополнительные логистические сервисы компании позволяют вести претензионную работу со службами доставки и получать аналитику по недобросовестным покупателям. Третье направление, CPA-платформа (Cost Per Action), предоставляет взаимодействие по рекламному сотрудничеству между клиентом и партнером, при котором партнер получает своё вознаграждение только за определенное целевое действие (CPA) привлеченного клиента. Все три направления обеспечивают ПИМ высокую степень интеграции по всей цепочке деятельности интернет-магазинов, при этом бизнес сбалансирован по выручке. Агентство высоко оценивает синергетический эффект от сервисов и перспективы наращивания выручки и EBITDA компании не только за счет запуска новых продуктов и привлечения новых клиентов, но и за счет роста выручки на одного клиента, обеспеченного постоянным развитием комплекса предоставляемых услуг.

Бизнес-профиль компании оценивается сдержанно. Российский рынок e-commerce находится на стадии становления и за последние два года вырос практически в два раза, достигнув уровня в 2,7 трлн руб. Ожидается, что дальнейший рост рынка двухзначными темпами продолжится и в ближайшие годы, чему способствует развитие IT и логистической инфраструктуры и умеренно низкая доля онлайн-покупателей в России относительно развитых стран. Введение карантина из-за пандемии коронавируса ускорило переток потребителей из офлайн в онлайн. При этом рынок является достаточно концентрированным – на маркетплейсы по итогам 2020 года (далее – отчетный период) пришлась практически половина заказов в онлайн-сегменте. С одной стороны, это ограничивает потенциальный объем рынка для компании, так как крупнейшие маркетплейсы предоставляют собственные финансовые и логистические сервисы интернет-магазинам, с другой – малые и средние онлайн-поставщики находятся в поиске готовых решений, которые помогут обеспечить конкурентное преимущество, также появившаяся возможность отгрузки поставщиками маркетплейсов с собственных складов позволит большему числу компаний использовать агрегатор MetaShip. На текущий момент по собственным оценкам компании ПИМ покрывает порядка 4% рынка электронной коммерции по числу монетизируемых заказов без учета маркетплейсов и имеет большой потенциал для роста, как за счет развития бизнеса, так и за счет роста сегмента интернет-торговли. Отсутствие высокой концентрации на подрядчиках и покупателях, а также высокая надежность хранения баз данных и регулярное резервирование информации оказывает поддержку уровню рейтинга.

Агентство отмечает высокие риски рефинансирования, обусловленные структурой кредитного портфеля компании, которая исторически использует средства частных инвесторов и юридических лиц, привлекая более гибкое, но при этом краткосрочное и дорогое финансирование по сравнению с банковским. На 31.12.2020 (далее – отчетная дата) краткосрочный долг составил 72% от общего объема, при этом доля крупнейшего кредитора не превысила 25%. Покрытие EBITDA процентных платежей по итогам 2019 года составляло 1,1х по причине высоких ставок про привлеченным займам, в отчетном периоде по расчетам агентства покрытие увеличилось до 2х и в перспективе трех лет агентство ожидает данный показатель на уровне 2,6х. Учитывая активную фазу разработки и внедрения IT-сервисов в 2019 году, отношение долга на 31.12.2019, скорректированного на свободные денежные средства, к EBITDA за 2019 год по расчетам агентства составило 5,4х. На конец 2020 года за счет конвертации займов полученных от ООО «ФРИИ Инвест» (дочернее общество Фонда развития интернет-инициатив) и входа крупного частного инвестора в капитал компании, долг в абсолютном выражении снизился с 530 млн руб до 379 млн руб, а показатель скорректированной долговой нагрузки опустился до уровня 1,8х. Для дальнейшего расширения бизнеса компания планирует размещение облигационного займа, и агентство ожидает, что на горизонте трех лет отношение чистого долга к EBITDA будет находиться в диапазоне 2,5-3х. Невысокий текущий и прогнозный уровень долговой нагрузки компании оказывает поддержку уровню рейтинга.

Уровень прогнозной ликвидности оценивается агентством умеренно позитивно. Наличие свободных денежных средств, а также планы компании по привлечению публичного долга позволят ПИМ покрывать расходы на обслуживание кредитного портфеля и капитальные затраты на развитие и поддержание бизнеса. Агентство отмечает, что по итогам 2021 года компания ожидает отрицательный денежный поток по операционной деятельности по причине увеличения оборотного капитала из-за активного наращивания портфеля выданных процентных займов за счет средств, которые планируется привлечь на рынке публичного финансирования. Данный факт не оказывает негативного влияния на прогнозную ликвидность, так как общий размер предоставляемых интернет-магазинам займов взаимосвязан с потенциальным привлечением кредитных средств компанией. При этом ПИМ контролирует, чтобы кредитный портфель компании был с запасом обеспечен будущими поступлениями наложенного платежа. Компания обладает гибкой структурой оборотного капитала и в случае необходимости имеет возможность не только не наращивать объем выданных займов, но и снижать его размер, за счет требования досрочного погашения выданных займов. Все выданные займы имеют короткий срок в размере 30 дней, что обеспечивает компании возможность покрывать краткосрочные обязательства.

Чистая выручка (без учета тарифов на отправку) компании за отчетный период составила 464 млн рублей, показав прирост практически на 80%. По ожиданиям на 2021 год чистая выручка превысит 900 млн руб. Стратегия компании, подразумевающая изначально выход в более нишевые и менее конкурентные сервисы для магазинов, затем в более конкурентные и более массовые, позволяет не конкурировать сразу на крупных рынках, где уже сформировались сильные игроки, а выходить на новые рынки постепенно, используя имеющуюся базу клиентов и их лояльность к компании. Наличие нескольких якорных сервисов (финансирование интернет-магазинов, MetaShip, CPA платформа для e-commerce) позволяет компании выходить на клиентов из разных категорий, и затем увеличивать выручку на одного клиента, предлагая другие сервисы. В отчетном периоде рентабельность по EBITDA составила 28%, увеличившись на 4 п.п. относительно предыдущего года. По результатам 2021 года рентабельность прогнозируется на уровне 25%, что позитивно оценивается агентством. Некоторое снижение рентабельности обусловлено наращиванием в структуре выручки доли агрегации, которая обеспечивает значительный прирост выручки в абсолютном выражении, но является низкомаржинальным сегментом. Исторический и прогнозный уровень рентабельности оценивается агентством позитивно.

Блок корпоративных рисков оказывает умеренное влияние на итоговый рейтинг компании. Агентство отмечает высокий уровень стратегического обеспечения, приемлемое качество риск-менеджмента и информационной прозрачности – компания регулярно публикует обязательную для раскрытия эмитентами отчетность на специализированных ресурсах. В силу текущих масштабов деятельности в компании отсутствует совет директоров. Дивидендная политика не утверждена, так как согласно стратегии развития компания планирует направлять свободные денежные средства на расширение бизнеса. Общепринятые стандарты корпоративного управления на данный момент находятся в стадии активного формирования. Прозрачная структура собственности положительно влияет на уровень рейтинга.

По данным отчетности МСФО выручка компании за 2020 год составила 975 млн руб., чистая прибыль – 48 млн руб., активы компании на 31.12.2020 составили 998,5 млн руб., собственный капитал – 370,4 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ООО «Помощь интернет-магазинам» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «Помощь интернет-магазинам», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «Помощь интернет-магазинам» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «Помощь интернет-магазинам» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024

Интервью Cbonds: Артем Тараканов, Softline

Представляем вашему вниманию интервью с глобальным финансовым директором компании Softline Артемом Таракановым. 03.04.2024

Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023