Рейтинговые действия, 12.01.2021

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «ЕВРОСИБ СПб-ТС» на уровне ruBBB+

Москва, 12 января 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Евросиб СПб-ТС» на уровне ruBBB+. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ЗАО «Евросиб СПб-ТС» - железнодорожный оператор, действующий преимущественно на территории РФ. По состоянию на 30.06.2020 парк подвижного состава в управлении компанией составлял 13 тыс. вагонов и был представлен следующими основными видами: крытыми вагонами (26%), лесными платформами (25%), фитинговыми платформами (24%), полувагонами (21%).

По итогам 6 месяцев 2020 года объем погрузки составил 5.4 млн тонн, что почти соразмерно с погрузкой за 6 месяцев 2019 г. – 6.1 млн тонн. Компания по-прежнему входит в ранговый рейтинг ТОП-30 Infoline, где компания поднялась на 16-е место по объему грузооборота и по количеству парка в управлении среди железнодорожных операторов. В 2019 году компания провела замещение парка минераловозов в пользу фитинговых платформ, число которых за 2019 год выросло с 1 275 ед. до 3 249 ед. Это позволило компании существенно укрепить конкурентные позиции в этом сегменте и закрепиться в числе топ-3 крупнейших контейнерных операторов по версии Infoline.   Оперируя существенной долей специализированного подвижного состава, компания перевозит преимущественно лесные грузы (сырье и продукты переработки) и продукцию целлюлозно-бумажной промышленности (в совокупности на два этих сегмента приходится 38% погрузки за 1 пг. 2020), а также минерально-строительные грузы (18%) и уголь (17%). Основные устоявшиеся маршруты компании включают перевозки продукции деревообработки с Северо-Запада, угля с месторождений Кузбасса в порты балтийского бассейна, а также контейнерные перевозки из Китая в направлении центральных регионов РФ и Западной Европы, внутрироссийские перевозки из Москвы в сибирский федеральный округ.

Клиентская база компании диверсифицирована – по итогам 1 пг. 2020 г. крупнейшими грузоотправителями были группы SIBUR International GmbH (15.5%), ЗАО «Интернешнл Пейпер» (3.7%) и Scandinavian Freight Oy (3.0%), что говорит о низкой зависимости от контрагентов. Несмотря на стабильность структуры грузоотправителей и продолжительную историю отношений со многими из них, компания потенциально подвержена риску изменения объема грузоперевозки из-за недостаточно высокого уровня долгосрочной контрактации: доля заключенных сервисных или фиксирующих минимальное количество вагоноотправок контрактов невелика. Компания продолжает демонстрировать хорошие показатели загрузки парка: коэффициент порожнего пробега универсального парка - крытых вагонов и полувагонов - за последние три года не превышал 19% и 42% соответственно. Средний возраст парка соответствует среднерыночным показателям (крытые вагоны – 10.5 лет, лесные платформы – 21.8, полувагоны – 11.9) и не накладывает на компанию существенных обязательств в связи с его обновлением в ближайшие годы.

Ожидания агентства касательно охлаждения рынка железнодорожных перевозок в 2019 г. оправдались. В 2019 г. неорганический рост доходностей предоставления подвижного состава перешёл к снижению, что было вызвано профицитом парка подвижного состава на сетях РЖД на фоне низких списаний устаревшего подвижного состава, при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов и снижения погрузки на сетях РЖД на 0.9%. Также на рынок продолжило оказывать влияние ухудшение конъюнктуры на рынке угля, одного из ключевых перевозимых по железной дороге грузов. Снижение цен на уголь, а также общее ухудшение спроса со стороны стран ЕС оказали существенное влияние на маржинальность деятельности железнодорожных операторов. При этом замещение европейских потребителей в пользу стран Азиатско-тихоокеанского региона было затруднено дефицитом инфраструктуры для увеличения погрузки в восточном направлении. Таким образом, снижение погрузки при одновременно росте парка подвижного состава привели к сокращению доходности полувагонов. Проблемы отрасли, наблюдавшиеся в 2019 г., обострились в 2020 г. в связи со вспышкой эпидемии коронавирусной инфекции и, как следствие, глобальной рецессии, что привело к дальнейшему ухудшению рыночной конъюнктуры на всех основных рынках перевозимых грузов. В результате этого доходности предоставления полувагонов продолжили падение в 2020 г., закрепившись, в случае отдельных спотовых перевозок ниже 1000 руб./сутки, что продолжит оказывать давление на финансовые результаты операторов. Агентство не ожидает качественного перелома тренда в течение, как минимум, ближайшего года по причине сохранения профицита вагонов на пространстве колеи 1520 и отсутствия достаточных провозных мощностей через Восточный полигон. Текущая инвестиционная программа ОАО «РЖД» направлена на ускорение модернизации Транссибирской магистрали и БАМ, однако завершение работ не ожидается ранее 2023 г. 

Тем не менее, агентство отмечает диверсификацию подвижного состава Евросиб СПб-ТС, выраженную в весомой доле тех типов вагонов (крытых вагонов, платформ), по которым динамика ставок аренды демонстрирует меньшую эластичность по отношению к ставкам по универсальному парку, доля которого в парке компании продолжает сокращаться. Агентство позитивно оценивает политику компании по увеличению доли фитинговых платформ в структуре подвижного состава, которые показывают стабильно позитивную динамику объёмов перевозок, в том числе благодаря весомому транзитному потенциалу РФ. На фоне повсеместного падения грузооборота и погрузки на сетях РЖД в 2020 г., за 9 месяцев 2020 г. железнодорожный контейнерооборот в России вырос на 15.7% к прошлогоднему уровню до 4.23 млн TEU, общий объем перевезённых грузов в контейнерах увеличился на 17.3%, превысив 44 млн тонн. Транзит по российским железным дорогам увеличился на 50% за сопоставимый период. Учитывая сильные позиции компании среди контейнерных операторов, агентство умеренно позитивно оценивает риск-профиль отрасли.

В период 2019-2020 гг. профиль финансовых рисков компании сохранялся повышенным в силу снижения ставок оперирования и падения объемов грузоперевозок на фоне повышенной долговой нагрузки, обусловленной наращиванием парка фитинговых платформ, в том числе за счёт заёмных средств. Долговая нагрузка компании оценивается как умеренная. По итогу 2019 года показатель долг к EBITDA вырос с 2.2х до 3.4х. Учитывая негативные рыночные условия в 2020 году, агентство ожидает падение EBITDA по итогу 2020 года на 23%, что сместит показатель к уровню 4.3х. Однако ожидаемое восстановление экономической активности в 2021 г. на фоне начала массовой вакцинации населения и снятия ограничительных мер будет способствовать наращиванию объемов деятельности ж/д операторов, включая Евросиб СПб-ТС, что в дальнейшем сведёт соотношение долг к EBITDA компании к уровням в 3.9х и ниже. Общий уровень процентной нагрузки оценивается агентством как удовлетворительный. По расчётам агентства, среднее соотношение EBITDA к процентным расходам за период 2018 – 2022 гг. составило около 2.9х. Оценка рентабельности компании по-прежнему положительно оценивается агентством. За рассматриваемый период анализа, средний уровень показателя оценивается в 20%. Оценка ликвидности компании ограничивается отсутствием дивидендной политики, что сужает возможности прогнозирования свободных денежных потоков.

Оценка профиля корпоративных рисков по-прежнему находится на невысоком уровне. Компания полностью контролируется одним собственником – Дмитрием Никитиным. Качество корпоративного управления выступает сдерживающим фактором – Совет директоров и Правление не сформированы, последнее, при этом, фактически функционирует в нерегламентированном формате. Дивидендная политика не закреплена. Проработка стратегии находится на приемлемом уровне. Компания не составляет промежуточную финансовую отчетность по стандартам МСФО и публично не раскрывает финансовые результаты.

По данным аудированной МСФО отчетности ЗАО «Евросиб СПб-ТС» активы компании на 31.12.2019 составляли 23.4 млрд руб., капитал – 7.2 млрд руб. Выручка по итогам 2019 года составила 15.7 млрд руб., чистая прибыль – 1.7 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ЗАО «Евросиб СПб-ТС» был впервые опубликован 21.02.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 13.01.2020. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ЗАО «Евросиб СПб-ТС», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ЗАО «Евросиб СПб-ТС» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ЗАО «Евросиб СПб-ТС» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Кокс ищет покупателя

Коммерсантъ

Российские угольщики пытаются найти спрос вне Китая
23.07.2025

Почему растет спрос на российские удобрения

РБК

Как на это повлияли возможные санкции ЕС
20.02.2025

Розница в процентах

Российская газета

Маркетплейсы начали отбирать клиентов у банков
21.11.2024

Мировая торговля алмазами упала до минимума с ковида и глобального кризиса

АЭИ Прайм

МОСКВА, 3 июл - РИА Новости. Мировая торговля алмазами в прошлом году сократилась до 72,2 миллиарда долларов - более низкие показатели в последние годы были только в разгар коронавируса и глобального финансового кризиса, следует из данных Кимберлийского процесса, которые изучило РИА Новости.
03.07.2024

Елизавета Уткина о продуктовой инфляции на Западе

Младший директор по корпоративным рейтингам агентства «Эксперт РА» Елизавета Уткина прокомментировала причины снижения продуктовой инфляции на Западе в программе «Рынки» на РБК ТВ 10.04.2024