Рейтинговые действия, 23.12.2021

«Эксперт РА» повысил рейтинг компании «ДелоПортс» до уровня ruAA- и изменил прогноз на стабильный
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 23 декабря 2021 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» повысило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ДелоПортс» до уровня ruAA- и изменило прогноз на стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA с позитивным прогнозом.

ООО «ДелоПортс» (далее – компания) владеет стивидорными активами российской Группы компаний «Дело» в порту Новороссийск. В структуру активов входят контейнерный терминал «НУТЭП», зерновой терминал «КСК» и Сервисная Компания «Дело». 70% акций в Группе компаний «Дело» принадлежит Сергею Шишкареву, а 30% - АО «Атомный энергопромышленный комплекс» (ruAAA, стаб.), дочерней компании Госкорпорации «Росатом». В соответствии с критериями методологии присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям агентство при актуализации рейтинга ООО «ДелоПортс» переходит к анализу кредитоспособности на основе консолидированной отчетности по МСФО УК «Дело» (ruAA-, стаб.), головной компании группы «Дело». Агентство выделяет умеренный фактор поддержки со стороны АО «Атомэнергопром» (ruAAA, стаб.). Это обусловлено мнением агентства о стратегической значимости группы для акционера, ввиду планов последнего по развитию международных мультимодальных и транзитных перевозок на маршруте Азия-Европа-Азия, в том числе через СМП. Представители Госкорпорации активно участвуют в проработке стратегических вопросов развития группы. Агентство ожидает, что группе может быть оказана поддержка со стороны Госкорпорации в случае необходимости.

ПАО «ТрансКонтейнер» является крупнейшим операционным активом группы в сегменте контейнерных перевозок, на который приходится порядка двух третей EBITDA группы. Остальной объем EBITDA генерируется за счет стивидорного направления, который представлен ООО «ДелоПортс». Эта компания владеет контейнерным терминалом «НУТЭП», зерновым терминалом «КСК» и Сервисной Компанией «Дело», оперирующими в порту Новороссийска. Помимо этого, группа совместно с APM Terminals управляет Global Ports Investments Plc (учитывается в консолидированной отчетности МСФО группы методом долевого участия), крупнейшим в России стивидорным холдингом, ключевыми активами которого являются «Первый контейнерный терминал», «Петролеспорт» на территории Большого порта Санкт-Петербург и «Восточная стивидорная компания» на территории порта Восточный. 

Агентство оценивает устойчивость к внешним шокам отрасли группы как умеренно высокую. По мнению агентства, рынок контейнерных перевозок характеризуется меньшей волатильностью объемов, чем прочие сегменты транспортной отрасли. Одним из факторов является высокий потенциал роста контейнеризации грузов в России, которая пока еще отстает от показателей развитых стран. По итогам кризисного 2020 года на фоне сокращения грузооборота на железных дорогах в целом объем контейнерных перевозок в России вырос на 16,3%, а контейнеры продолжили выигрывать конкуренцию у крытых вагонов. Объем перевозок компании за этот год вырос на 17,3%, что впервые за долгое время ознаменовало рост доли ПАО «ТрансКонтейнер» на рынке. Важно отметить, что рост наблюдался во всех сегментах рынка, при этом экспортные и импортные перевозки продемонстрировали схожий темп прироста в 25% г/г. Расширению импортного направления не помешало даже наблюдавшееся обесценение курса рубля.

Позитивная оценка устойчивости стивидорного направления обусловлена исторически относительно стабильными объемами перевалки и тарифами, а также сбалансированной структурой грузооборота компаний группы между импортными и экспортными грузами. По итогам 2020 года ООО «ДелоПортс» показал существенный прирост объема перевалки контейнеров – до 487 тыс. TEU, что на 30% выше результатов 2019 года. При этом перевалка контейнеров во всех портах РФ упала за аналогичный период на 1%, до 5.298 млн TEU, а в АЧБ выросла на 3% до 793 тыс. TEU. Как ожидалось агентством, существенная часть прироста перевалки была обеспечена вводом в эксплуатацию глубоководного причала №38, позволяющего обслуживать контейнеровозы вместимостью до 10 тыс. TEU и расширением тыловой площадки терминала, позволяющей увеличить пропускную способность комплекса до 700 тыс. TEU в год. Перевалка зерна, за счет высокого урожая и благоприятных экспортных цен, также показала сильный прирост: терминал «КСК» обеспечил перевалку 5.1 млн т (рост на 43%), при этом погрузка в глубоководных портах АЧБ приросла на 35% до 21.5 млн т, что также поддержало тарифы на перевалку.        

Барьеры для входа в отрасль группы оцениваются агентством как высокие. Повышенные барьеры для входа на рынке контейнерных перевозок объясняются значимостью эффекта масштаба и преимуществами интегрированной бизнес-модели ПАО «ТрансКонтейнер», способной удовлетворить спрос разных категорий клиентов, а также наличием развитой терминальной сети. Барьеры для входа в стивидорной отрасли обусловлены очень высокими требованиями по капитальным затратам для строительства новых портовых мощностей и физическими ограничениями по расширению мощностей действующих игроков.  

Конкурентные позиции группы оцениваются агентством как сильные. ПАО «ТрансКонтейнер» является лидером на российском рынке контейнерных перевозок с долей по доходным перевозкам в 37% по итогам первого полугодия 2021 года. Контейнерный парк группы характеризуется умеренно низкой степенью износа. Структура грузов, перевозимых в контейнерах, является диверсифицированной. Стивидорные активы группы, в том числе находящийся в совместном управлении Global Ports, также являются лидирующими на российском рынке, совокупно контролируя около 39% контейнерооборота в портах России. Позитивное влияние на оценку оказывает низкая степень износа инфраструктурных активов, высокий уровень географической диверсификации и умеренно высокая продуктовая диверсификация по переваливаемым грузам. Агентство оценивает риски концентрации бизнеса группы как низкие. Доля крупнейшего клиента группы в структуре выручки не превышает 4%, труднозаменимые поставщики в деятельности выявлены не были.

Фактор долговой нагрузки оказывает нейтральное влияние на уровень рейтинга. На 31.12.2020 (далее – отчетная дата) отношение скорректированного чистого долга к EBITDA группы составило 4,9х, покрытие процентных затрат EBITDA – 2.7x. Показатель на 31.12.2019 не является релевантным для сравнения, так как ПАО «ТрансКонтейнер» начал консолидироваться в отчетность группы только в конце 2019 года. Агентство ожидает снижения отношения чистого долга к EBITDA по итогам 2021 года до 3,8х и до 3,3х к концу 2023 года. Основным драйвером снижения долговой нагрузки является прогнозируемый рост операционных показателей в сегменте контейнерных перевозок за счет роста контейнерооборота, в том числе благодаря наращиванию объемов транзитных грузов, увеличения эффективности работы с клиентской базой и оптимизации операционных издержек. Позитивное влияние на показатели группы оказывает глобальная разбалансировка контейнерного рынка: дефицит контейнеров и значительный рост стоимости морского фрахта из-за продолжающихся разрывов логистических цепочек, большого отложенного спроса и коронавирусных ограничений по приему грузов в некоторых портах. Так, EBITDA ПАО «ТрансКонтейнер» за первое полугодие 2021 года продемонстрировала рост более, чем на 60% в сравнении с уровнем первого полугодия 2020 года. При этом рост процентных затрат из-за ужесточения монетарной политики Банка России ограничивает потенциал улучшения коэффициента покрытия процентных затрат группы – по итогам 2023 года его значение ожидается на уровне около 3,2х. Позитивное влияние на оценку фактора оказывает низкая потребность группы в поддерживающих инвестициях, что выражается в высокой оценке по коэффициенту чистый долг / (FFO – maint capex).

Фактор рентабельности группы оценивается позитивно. EBITDA margin группы с корректировкой выручки ПАО «ТрансКонтейнер» на услуги соисполнителей по итогам 2020 года составляла около 48%. Агентство ожидает сохранения высокого уровня рентабельности группы в ближайшие годы на фоне роста перевозок за счет реализации программы оптимизации логистики. Уровень валютных рисков группы оценивается агентством как умеренно низкий. Долг группы преимущественно номинирован в рублях. Незначительный в масштабе всего портфеля объем валютной задолженности (менее 10% на отчетную дату) покрывается валютной выручкой. 

Прогнозная ликвидность группы оценивается умеренно позитивно: на горизонте года от отчетной даты операционный денежный поток с учетом остатка денежных средств на счетах и невыбранных лимитов полностью покрывают все направления использования ликвидности. Самая крупная статья расходов группы – это инвестиционная программа, направленная преимущественно на расширение объемов деятельности ПАО «ТрансКонтейнер». Качественная оценка ликвидности нейтральна для рейтинга. Агентство отмечает комфортный график погашения по долгу группы, благодаря рефинансированию кредитов, взятых на приобретение ПАО «ТрансКонтейнер». При этом долговой портфель группы на отчетную дату более чем на 60% сконцентрирован на одном кредиторе.

В блоке корпоративных рисков позитивное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень стратегического обеспечения и умеренно высокое качество корпоративного управления. В группе действует долгосрочная стратегия развития, для анализа была предоставлена детализированная долгосрочная финансовая модель. При этом в совете директоров группы отсутствуют независимые члены. Оценка фактора информационной прозрачности ограничивается отсутствием публикуемой отчетности группы по МСФО и практики подготовки промежуточной отчетности. Оценка фактора качества риск-менеджмента сдерживается отсутствием коллегиального органа по управлению рисками на уровне компании и неполным страхованием подвижного состава.  

По данным консолидированной отчетности МСФО выручка группы по итогам 2020 года составила 123 млрд руб., активы компании на 31.12.2020 составили 203 млрд руб., капитал – 24 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ООО «ДелоПортс» был впервые опубликован 19.10.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 20.02.2021.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты присвоения или последнего пересмотра.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 03.06.2021).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ДелоПортс», ООО «УК «Дело», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ДелоПортс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ДелоПортс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023