Рейтинговые действия, 08.10.2020

«Эксперт РА» присвоил рейтинг компании «ТЗК Аэрофьюэлз» на уровне ruВВВ+
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 8 октября 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ТЗК Аэрофьюэлз» на уровне ruВВВ+. Прогноз по рейтингу - стабильный.

ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» (далее – «ТЗК Аэрофьюэлз», «компания») является 100% дочерней компанией ООО «Аэрофьюэлз Групп» – материнской структуры для российской части бизнеса группы компаний «Аэрофьюэлз» (далее – «Группа»). Группа оказывает услуги по авиатопливообеспечению российских и иностранных авиакомпаний в Российской Федерации (30 аэропортов) и на международном рынке в более чем 80 странах мира. Зарубежный дивизион Группы представлен результатами деятельности компании Aerofuels Overseas Limited (далее – «Aerofuels Overseas»), зарегистрированной в Ирландии. Непосредственно «ТЗК Аэрофьюэлз» обеспечивает заправку воздушных судов «в крыло» авиакеросином ТС-1 на территории Российской Федерации, а также оказывает услуги по хранению, перевалке и лабораторному анализу топлива. Объем реализации «ТЗК Аэрофьюэлз» по итогам 2019 года составил 242 тыс. тонн керосина, что соответствовало 30% от групповых объемов.  «ТЗК Аэрофьюэлз» входит в периметр консолидации «Аэрофьюэлз Групп», доля активов компании в консолидированной отчетности составляет более 30%, кроме того, по всем долговым обязательствам компании действуют поручительства со стороны материнской компании. Учитывая эти факторы, агентство в соответствии с действующей методологией использует консолидированную отчетность «Аэрофьюэлз Групп» по стандартам МСФО для присвоения кредитного рейтинга «ТЗК Аэрофьюэлз».

Агентство оценивает риск-профиль отрасли по авиатопливобеспечению как отрасль с очень высокими барьерами для входа, которые, в первую очередь обусловлены необходимостью получения соответствующих разрешений на строительство новых топливозаправочных комплексов (ТЗК) в непосредственной близости от аэропортов и ограниченными возможностями по дублированию действующей инфраструктуры, а также необходимостью наличия квалифицированного персонала для получения допуска к заправке воздушных судов. Устойчивость отрасли к внешним шокам оценивается на уровне ниже среднего. Авиационная индустрия - одна из наиболее пострадавших отраслей в результате ограничений, вызванных глобальной пандемией COVID- 19. В то же время, принимая во внимание стратегическую значимость отрасли в части обеспечения общей мобильности населения и транспортной доступности в масштабах страны, авиакомпаниям в условиях кризиса в той или иной форме оказывается государственная поддержка, в том числе экстренная.

Рыночные позиции Группы оцениваются на невысоком уровне из-за небольших масштабов бизнеса компании по сравнению с основными конкурентами. Несмотря на то, что российский рынок заправки керосина «в крыло» за последние два десятилетия уже сформировался, доля Группы не превышает 5%, при этом более 90% объемов приходится на три дочерние компании крупнейших российских нефтегазовых компаний («Газпромнефть-Аэро», «РН-Аэро» и «Лукойл-Аэро», имеющих собственную сырьевую базу. На международном рынке, в отсутствие собственной инфраструктуры, Группа фактически выступает сырьевым трейдером, выкупая объемы топлива вместе с топливозаправочными услугами у транснациональных и региональных поставщиков, и в дальнейшем получая небольшую, но гарантированную маржу от авиакомпаний. Агентство позитивно оценивает наличие у Группы широкой региональной сети собственных ТЗК на территории страны, за счет которой она имеет возможность предоставлять комплексные предложения по заправке на маршрутах российских и иностранных авиакомпаний в России и за рубежом.

Общую оценку концентрации бизнеса сдерживает невысокая диверсификация продаж –  основным контрагентом Группы в России и за рубежом выступает ПАО «Аэрофлот» (порядка 60% выручки). ПАО «Аэрофлот» раз в год проводит тендеры на поставку топлива, договор с авиакомпанией бессрочный с ежегодной пролонгацией, в среднем 60-70% расчетов осуществляется по предоплате. У Группы отсутствует зависимость от труднозаменимого поставщика - авиакеросин является стандартизированным биржевым товаром. В настоящее время Группа не хеджирует риски изменения цен на топливо, так как действуют формульные контракты на поставку керосина с привязкой базисной цены к биржевой.

По прогнозам Минэкономразвития, после ожидаемого падения объемов пассажирских авиаперевозок на 53% до 60 млн пассажиров в 2020 году, в дальнейшем показатель перейдет к росту на уровне среднемировых значений и в 2023 году увеличится на 5,2% к уровню 2019 года. При оценке показателей блока финансовых рисков агентство исходит из базовой предпосылки, что Группа восстановит объем заправок в России и за рубежом до «доковидного» уровня 2019 года (812 тыс. тонн) в 2022 году и в дальнейшем сохранит валовую маржу на уровне не ниже 4%, в том числе за счет наращивания объемов продаж в наиболее маржинальных региональных аэропортах.

По расчетам агентства, на горизонте двух лет от 31.12.2019 (далее – «отчетная дата») прогнозная ликвидность Группы будет находиться на умеренно высоком уровне: собственный операционный денежный поток, а также общий объем доступной ликвидности, включая невыбранные банковские кредитные линии, превышает расходы по финансовым и инвестиционным направлениям. При этом агентство исходит из предпосылки, что дивидендные выплаты на рассматриваемом горизонте времени будут отсутствовать. С точки зрения качественной оценки ликвидности ограничением выступает наличие пика погашения долга в 2023 году в случае размещения до конца текущего года дебютного выпуска трехлетних облигаций общим номиналом 3 млрд руб. Ожидается, что средства от размещения облигаций будут направлены на реализацию масштабной инвестиционной программы в 2021-2022 гг., которая предусматривает, помимо прочего, строительство нового ТЗК в региональном аэропорту, переоснащение трех действующих ТЗК в г. Иркутск, г. Владивосток и г. Южно-Сахалинск, а также реконструкцию здания международного аэропорта в г. Чебоксары (с 2016 года находится в долгосрочной аренде у дочерней компании Группы). В случае успешной реализации проекта по строительству нового ТЗК прирост объемов заправки составит 10 тыс. тонн уже в 4 квартале 2022 года с целевым значением 45 тыс. тонн в год, а реконструкция аэропорта в г. Чебоксары позволит обеспечить рост пассажиропотока до 600 тыс. человек в год.

Общий уровень долговой нагрузки Группы позитивно оценивается агентством: на горизонте до 2023 года среднее отношение чистого долга к EBITDA и чистого долга к FFO за вычетом поддерживающих капитальных затрат не превысит 1.0х и 2.1х соответственно (0.8х и 1.2х на отчетную дату). Средний уровень процентной нагрузки в целом также оказывает поддержку рейтингу, ожидается, что его минимальное значение не опустится ниже 2.8х (2021 год) в терминах EBITDA к процентным расходам на рассматриваемом промежутке времени.

При оценке валютных рисков агентство учитывает наличие естественного хеджа: валютные поступления по контрактам с иностранными авиакомпаниями, а также с российскими авиакомпаниями по заправке за рубежом покрывают соответствующие валютные расходы на закупку керосина; финансовый долг Группы в валюте минимален.

Невысокая рентабельность деятельности, учитывая специфику бизнеса, характерна для всех участников рынка оказания услуг по заправке авиатоплива «в крыло», что не оказывает сдерживающего влияния на рейтинг: средняя маржа по EBITDA в рассматриваемом периоде времени составила 3,2%, маржа по FCF - 1,6%.

В блоке корпоративных рисков агентство позитивно оценивает концентрированную и стабильную структуру собственности - два бенефициара бизнеса владеют соответственно 60% и 40% капитала «Аэрофьюэлз Групп» и активно вовлечены в операционное управление Группой. В то же время агентство отмечает отсутствие юридического контроля консолидирующей материнской компании «Аэрофьюэлз Групп» над значимым активом - компанией «Aerofuels Overseas», которая тем не менее, консолидируется в отчетности МСФО, так как фактически принадлежит одним и тем же физическим лицам. Сдерживающее влияние на уровень рейтинга оказывает низкая информационная прозрачность Группы, учитывая ее непубличный статус. Кроме того, на уровне материнской компании не созданы коллегиальные органы управления, процесс принятия решений преимущественно сконцентрирован на генеральном директоре, который является крупнейшим акционером. Агентство положительно оценивает наличие элементов риск-менеджмента - в Группе действует комитет по управлению рисками, состоящий из 5 постоянных членов. В то же время качество риск-менеджмента ограничивается отсутствием достаточного страхового покрытия имущественных рисков, в том числе, в части резервуарного парка Группы.

По данным консолидированной отчетности по стандартам МСФО активы Группы по состоянию на 31.12.2019 составляли 9,2 млрд руб., капитал – 5,2 млрд руб. Выручка по итогам 2019 года составила 37,4 млрд руб., EBITDA -1,1 млрд руб., чистая прибыль – 682,8 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» впервые.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 01.09.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало ООО «ТЗК Аэрофьюэлз» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Автолюбители выбирают усеченные полисы каско

Средняя стоимость полиса каско, купленного онлайн в 2020 году, составила 32 493 рубля, посчитали аналитики Mafin. За самый дорогой полис владелец Toyota Land Cruiser 200 заплатил 228 387 рублей, самый дешевый обошелся в 3949 рублей (на VW Polo). 28.01.2021

Алмаз в слезах

Покупатели отказываются от колец в пользу колье и сережек 20.12.2020

Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019