Рейтинговые действия, 11.12.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 11 декабря 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Российские железные дороги» на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) является компанией-субъектом естественной монополии, владеющей и управляющей железными дорогами общего пользования, находящимися на территории Российской Федерации, общей протяженностью более 85 тыс. км. Компания является фактическим монополистом по предоставлению услуг локомотивной тяги, владея порядка 99% эксплуатируемого парка локомотивов на сети, а также имеет значимое присутствие в транспортно-логистическом бизнесе. Дочерние компании РЖД являются крупнейшими игроками на рынке оперирования грузовым подвижным составом и логистических услуг, пассажирских перевозок дальнего и пригородного следования.

Присвоенный рейтинг в значительной степени обусловлен высокой системной значимостью компании для российской экономики и высокой степенью влияния государства на деятельность компании. Оценка системной значимости обусловлена статусом РЖД как системообразующей организации, критической важности компании для обеспечения транспортной связанности регионов страны и обеспечения функционирования производственных цепочек. Компания является одним из крупнейших налогоплательщиков и вместе с дочерними компаниями является крупнейшим работодателем в стране со штатом порядка 1 млн человек. Агентство оценивает влияние государства на компанию как сильное ввиду полного акционерного контроля, регулирования тарифов, а также участия в формировании стратегии и инвестиционной политики компании. Также тесная связь с государством проявляется в последовательной истории финансовой поддержки компании, выраженной в льготном режиме налогообложения, субсидиях, а также прямых инвестициях в проекты, реализуемые по поручению государства, в виде взносов в акционерный капитал и долгового финансирования через размещение средств под управлением ГУК ВЭБ и Фонда национального благосостояния в сверхдолгосрочные рублевые облигации компании. Поддержка государства позволила компании в 2020 г. зарегистрировать программу бессрочных облигаций объемом 370 млрд руб. с гарантией от Правительства Российской Федерации в лице Минтранса России на компенсацию купонного дохода инвесторам в случае предусмотренного программой и Федеральным законом №39 «О рынке ценных бумаг» отказа от выплаты со стороны эмитента, что открыло для компании дополнительные возможности по привлечению финансирования без ухудшения долговой нагрузки.

Рыночная конъюнктура 2020 года характеризовалась существенными негативными изменениями, вызванными всплеском эпидемии коронавирусной инфекции, а также переизбытком подвижного состава на сетях РЖД на фоне сокращения грузовой базы. В результате этих факторов, а также общего снижения экономической активности субъектов российской и мировой экономики, погрузка и грузооборот продолжили снижение в 2020 году. Погрузка за 10 месяцев 2020 года продемонстрировала снижение на 3.2% по сравнению с сопоставимым периодом в прошлом году, грузооборот с учётом пробега вагонов в порожнем состоянии снизился на 3.5% (без учёта пробега вагонов в порожнем состоянии – на 3.2%). Введение карантинных мер в наибольшей степени сказалось на сегменте пассажирских перевозок компании – общее количество перевезённых пассажиров и пассажирооборот за 10 месяцев 2020 года снизилось на 27% и 41% соответственно относительно прошлогоднего значения. Несмотря на негативное влияние распространения коронавируса на транспортную отрасль, бизнес-профиль по-прежнему оценивается агентством как устойчивый. Монопольное владение инфраструктурой, по которой за 1-ое полугодие 2020 г. было осуществлено 87.8% грузооборота России без учёта трубопроводного транспорта, и доминирование на рынке локомотивной тяги во многом говорят о сильных конкурентных позициях. Фундаментальная потребность субъектов экономики в услугах РЖД при любых экономических условиях, а также сильное влияние государства делают компанию устойчивой к внешним шокам, позволяя агентству позитивно оценивать фактор риск-профиля отрасли. Грузовые перевозки и предоставление доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые являются основным источником выручки компании, в отдельных сегментах грузов подвержены определенной конкуренции со стороны автомобильного и трубопроводного транспорта. Оценка рыночных и конкурентных позиций сдерживается умеренным износом основных средств компании и ограниченными возможностями текущей тарифной системы финансировать капитальные затраты компании за счёт средств от операционной деятельности.

Падение грузо- и пассажирооборота по России, ухудшение финансовых результатов деятельности зарубежной дочерней компании Gefco из-за карантинных мероприятий в Европейских странах и остановки автомобильных заводов в апреле-мае 2020 года, привели к существенному снижению финансовых результатов РЖД. По данным консолидированной отчётности компании за 1 полугодие 2020 г. выручка составила 1 085 млрд руб., что на 12.3% ниже результатов годом ранее. В силу существенного уровня операционного рычага на фоне высокой доли постоянных затрат, себестоимость сократилась несущественно – на 3.8%, что способствовало снижению показателя прибыли более высокими темпами, чем объем выручки. По расчётам агентства, за период январь-июнь 2020 г. показатель EBITDA сократился на 36% по сравнению с сопоставимым периодом в 2019 г. Снижение показателей прибыльности способствовали негативной переоценке показателей долговой нагрузки и маржинальности компании за период 30.06.2019-30.06.2020.

По состоянию на 30.06.2020 соотношение долг к EBITDA LTM выросло с 2.6х до 3.9х (с учётом обязательств по вознаграждениям работникам по планам с установленными выплатами до 4.4х), что оценивается умеренно-негативно. По итогам 2020 года соотношение показателя будет на повышенном уровне из-за необходимости обеспечивать капиталовложения в рамках реализации долгосрочной программы развития инфраструктуры, а также общего падения операционной прибыли.  Средний уровень показателя за период 2018-2020 гг. оценивается агентством на уровне 3.7х (с учётом обязательств по вознаграждениям работникам по планам с установленными выплатами). Тем не менее, агентство не ожидает существенного отклонения показателя от среднего уровня в 2021 г. благодаря постепенному восстановлению экономической активности на фоне старта массовой вакцинации, постепенного снятия социальных ограничений, улучшения мировой сырьевой конъюнктуры и, соответственно, роста грузо- и пассажирооборота. При этом агентство также принимает во внимание возможности компании проводить замещение долгового капитала бессрочными облигациями, которые трактуются как капитал. Общий уровень процентной нагрузки оценивается агентством положительно благодаря низкой стоимости фондирования компании – коэффициент покрытия процентов по EBITDA существенно превышает бенчмарк агентства в 4.2х. Агентство не ожидает снижения показателя ниже указанного уровня за период 2018-2020 гг. Компания по-прежнему характеризуется сильными позициями по ликвидности – РЖД обладает обширными возможностями рефинансирования долга на локальном и зарубежном рынках, достаточным запасом доступных кредитных линий, график погашения долга находится на комфортном для компании уровне.

Относительно стабильный уровень себестоимости на фоне падения выручки привёл к негативной переоценке показателей рентабельности. Будучи государственной компанией, РЖД обязано обеспечивать пассажирские перевозки даже в условиях существенного сокращения пассажирооборота, а также обеспечивать сохранение рабочих мест и доходов сотрудников в рамках поставленных поручений президента РФ. Этот фактор во многом обусловил слабую гибкость в изменении структуры затрат на фоне падения выручки. Таким образом рентабельность по EBITDA на 30.06.2020 LTM сократилась до 20% по сравнению с 23% годом ранее. Агентство ожидает значения показателя по итогам 2020 года в границе 17-20%, что оценивается умеренно-негативно.

Для компании характерна умеренная доля валютных заимствований в структуре долгового портфеля – с учётом квази-капитала в виде бессрочных облигаций, около 30% на 30.11.2020. Компания стремится поддерживать валютную позицию близкую к нейтральной, при которой входящие и исходящие денежные потоки в иностранных валютах компенсируют друг друга. Кроме того, в отношении заимствований, номинированных в долларах США и фунтах стерлингов, компания управляет валютным риском путем заключения своп-контрактов в швейцарский франк – валюту естественного хеджирования.

В рамках оценки корпоративного риск-профиля агентство отмечает высокое качество корпоративного управления и риск-менеджмента, включая высокий уровень страхового покрытия, а также высокий уровень информационной прозрачности.

По данным консолидированной отчетности ОАО «РЖД» по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2020 составляли 5.36 трлн руб., капитал – 2.66 трлн руб. Выручка по итогам первого полугодия 2020 года составила 1.09 трлн руб., чистая прибыль – -46.6 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг ОАО «Российские железные дороги» был впервые опубликован 13.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 11.12.2019. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 23.11.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, ОАО «Российские железные дороги», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, ОАО «Российские железные дороги» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев оказывало ОАО «Российские железные дороги» дополнительные услуги.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Перед барьером: что мешает развиваться российскому агросектору

Известия

Сельскохозяйственная отрасль в России является активно развивающейся, и в нее имеет смысл инвестировать, несмотря на то что комбинация роста цен на расходные материалы, экспортных пошлин и ограничения цен заметно снизила рентабельность фермеров и агропредприятий.
12.11.2021

Вебинар "Виды на урожай: настоящее и будущее продовольственного рынка", 10 ноября 2021 года

Антон Табах, управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию АО "Эксперт РА" и Анна Кертанова, младший директор по корпоративным рейтингам АО "Эксперт РА" вместе со специальным гостем Алексеем Зайцевым, директором по стратегическому развитию "Дон Агро" обсудили состояние дел в аграрном секторе и продовольственной рознице, а также урожай 2021 и перспективы развития отрасли. 10.11.2021

Всеобщее удобрение: рискует ли Россия потерять урожай-2022

Известия

Как решить проблему с поставками удобрений для российских фермеров и агрофирм в условиях глобального дефицита
02.11.2021

Бизнесмены назвали самую популярную технику для лизинга

Прайм

МОСКВА, 13 окт — ПРАЙМ. Наибольшим спросом среди клиентов российских лизинговых компаний с начала года по-прежнему пользуется автотехника, хотя оживление наблюдается и в железнодорожной сфере, свидетельствует исследование, проведённое РИА Новости среди лизингодателей РФ.
13.10.2021

Энергопереход пошел не по плану

Ведомости

Цены на газ в Европе продолжают стремительно расти. 14 сентября в 10.26 по московскому времени стоимость ближайшего октябрьского фьючерса на спотовый индекс TTF на газ на бирже ICE Futures перевалила за $800 и составила $808 за 1000 куб. м, как показывают данные биржи. Резкий рост цен наблюдается с конца августа, 9 сентября стоимость газа впервые превысила $700 за 1000 куб. м.
15.09.2021