Рейтинговые действия, 19.08.2020

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг «Холдинговой компании «Новотранс» на уровне ruA
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 19 августа 2020 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ХК «Новотранс» на уровне ruA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Холдинговая компания «Новотранс» (Новотранс) – головная компания группы Новотранс, частного оператора железнодорожного подвижного состава, оперирующего на территории РФ, СНГ и стран Балтии, а также контролирующего ряд стивидорных активов в порту Усть-Луга и четыре вагоноремонтных завода в Московской, Иркутской, Кемеровской областях и в Алтайском крае. Единственным акционером компании является Гончаров Константин Анатольевич.

Агентство умеренно позитивно оценивает профиль бизнес-рисков компании. Грузовая база Новотранса по итогам первого полугодия 2020 года стала более диверсифицирована: на энергетический уголь пришлось 33% погрузки, на коксующийся уголь и металлургические грузы - 25% и 34% соответственно. Клиентская база умеренно диверсифицирована, однако структура крупнейших грузоотправителей изменилась – по итогам первого полугодия 2020 г. доля группы УГМК снизилась до 10.7%, группа Сибантрацит перестала быть клиентом компании. При этом крупнейшим клиентом компании продолжила оставаться группа EVRAZ (ruAA, стаб.) (29.4%), также в конце 2019 года компания заключила сервисный контракт на перевозку не менее 25% железнодорожных грузов группы Металлоинвест (ruAA, стаб.), который по итогам полугодия обеспечил 17% погрузки. С крупнейшими клиентами компания работает на условиях сервисных контрактов, фиксирующих минимальное количество вагоноотправок и подразумевающих обоюдную финансовую ответственность за невыполнение контрактных условий. По итогам 2019 года и первого полугодия 2020 года не менее 70% выручки от операторской деятельности приходилось на сервисные контракты и агентство учитывает сохранение такого соотношения в дальнейшем: контрактная база с подобной структурой обеспечивает достаточно высокую прогнозируемость объемов перевозок и, в несколько меньшей степени, денежных потоков, так как предусматривает регулярный пересмотр ценовых условий. Основные устоявшиеся маршруты Новотранса включают перевозки углей с месторождений Кузбасса и продукции металлургических комбинатов Урала в порты Дальневосточного и Балтийского бассейнов и на Украину. Загрузка универсального парка примерно соответствует среднерыночным значениям – порожний пробег по итогам первого полугодия 2020 улучшился до уровня 42%. Агентство положительно оценивает синергию операторского и ремонтного бизнесов и её эффект на оборачиваемость парка. Средний возраст парка находится на уровне десяти лет и не накладывает на компанию требований по обновлению парка или повышенных затрат на его ремонт.

Ожидания агентства касательно охлаждения рынка железнодорожных перевозок в 2019 г. оправдались. В 2019 г. неорганический рост доходностей предоставления подвижного состава перешёл к снижению, что было вызвано профицитом парка подвижного состава на сетях РЖД на фоне низких списаний устаревшего подвижного состава, при высокой загрузке крупнейших вагоностроительных заводов и снижения погрузки на сетях РЖД на 0.9%. Также на рынок продолжило оказывать влияние ухудшение конъюнктуры на рынке угля, одного из ключевых перевозимых по железной дороге грузов. Снижение цен на уголь, а также общее ухудшение спроса со стороны стран ЕС оказали существенное влияние на маржинальность деятельности железнодорожных операторов. При этом замещение европейских потребителей в пользу стран Азиатско-тихоокеанского региона было затруднено дефицитом инфраструктуры для увеличения погрузки в восточном направлении. Таким образом, снижение погрузки при одновременно росте парка подвижного состава привели к сокращению доходности полувагонов. Проблемы отрасли, наблюдавшиеся в 2019 г., обострились в 2020 г. в связи со вспышкой эпидемии коронавирусной инфекции и, как следствие, глобальной рецессии, что привело к дальнейшему ухудшению рыночной конъюнктуры на всех основных рынках перевозимых грузов. В результате этого доходности предоставления полувагонов продолжили падение в 2020 г., закрепившись, в случае отдельных спотовых перевозок ниже 1000 руб./сутки. Несмотря на то, что суточные доходные ставки у компании выше среднерыночных, ценовая политика компании будет находиться под давлением рыночных условий: агентство не ожидает качественного перелома тренда в ближайшие 2 года по причине сохранения профицита вагонов на пространстве колеи 1520 и отсутствия достаточных провозных мощностей через Восточный полигон. Текущая инвестиционная программа ОАО «РЖД» (ruAAA, стаб.) направлена на ускорение модернизации Транссибирской магистрали и БАМ, однако завершение работ не ожидается ранее 2023 г.

Профиль финансовых рисков Новотранса определяется низкой долговой нагрузкой на 31.12.2019. Общий уровень долга характеризовался соотношением долга к EBITDA за 2019 год на уровне 1.3, CFO и FFO покрывали 68% и 74% обязательств соответственно. FCF находился в положительной зоне, что лучше ожиданий агентства, и покрывал 23% обязательств. Краткосрочная долговая нагрузка находилась на комфортном для компании уровне – совокупные выплаты по долгу в 2020 году составят порядка 0.4 EBITDA за 2019 год, CFO за 2019 год покрывает совокупные выплаты на 234%. Агентство при этом принимает во внимание происходящее в 2020 году снижение выручки из-за снижения ставок, и, как следствие, уменьшение CFO и EBITDA, и учитывает, что по итогам 2020 года совокупная долговая нагрузка может превысить 2.4 EBITDA за 2020 год при около 28%-ном покрытии CFO. Агентство не предполагает роста долга в абсолютном выражении по итогам 2020 года – компания предполагает только замещение лизинговых обязательств кредитами, которые уже были проведены в 1 пг. 2020 г. Потенциальное ухудшение долговых метрик при этом частично балансируется позитивной оценкой «стрессовой» ликвидности, улучшившийся за счет структуры капитала вследствие проведенной на 31.12.2019 переоценки вагонного парка и снижения доли крупнейшего кредитора в структуре пассивов – крупнейшим кредитором по-прежнему является группа ВТБ Лизинг (ruAA-, стаб.) с долей в пассивах 33%. Новотранс в 2019 также успешно диверсифицировал источники заимствований, разместив дебютный выпуск облигаций в размере 6 млрд руб. (8.8% пассивов).

Прогнозная ликвидность оценивается агентством на высоком уровне – свыше 1.3 на горизонте 18 месяцев от 31.12.2019. На оценку оказывает влияние сильный операционный денежный поток, комфортный график обслуживания долга и низкий объем обязательных поддерживающих капитальных затрат. Агентство ожидает распределения дивидендов на минимальном уровне ввиду необходимости затрат на портовый терминал и строительство нового вагоноремонтного завода в Ленинградской области. Поддержку также оказывают долгосрочные открытые кредитные линии от ПАО Банк "ФК "Открытие" (ruAA-, позит.), АО «АБ «РОССИЯ» (ruAA, стаб.) и АО «Банк Финсервис» (ruBBB-, стаб.) в размере до 8 млрд руб. 

Рентабельность по EBITDA по итогам 2019 года находилась на высоком уровне и составила 42%, что обусловлено также улучшением операционных показателей использования парка и оптимизацией логистических схем – однако в 2020 будет ощутимо меньше из-за прошедшего снижения ставок оперирования. Компания по-прежнему не подвержена существенному валютному риску и осуществляет практически все операции, кроме платежей зарубежным железным дорогам, в рублях.

Оценка блока корпоративных рисков находится на умеренно высоком уровне. Агентство положительно оценивает проработку систем риск-менеджмента и концентрированную структуру собственности. Новотранс публично раскрывает финансовую отчетность, однако не раскрывает операционную статистику деятельности. Проработка стратегии находится на приемлемом уровне, однако несмотря на наличие определенной синергии в портовом и операторском бизнесе, агентство отмечает риски на средне- и долгосрочном горизонтах, связанные с проектными рисками строительства портового терминала с нуля. На текущий момент, в соответствии с первоначальным планом, завершен первый этап строительства данного терминала – создание искусственных земельных сооружений. Также в начале 2020 года компания анонсировала намерения по значительному расширению вагоноремонтного предприятия в Прокопьевске со строительством собственного металлургического производства цельнокатаных колес, однако на текущий момент проект находится на крайне раннем этапе проработке и, по оценке компании, возможен к реализации после 2022 года.

По данным консолидированной отчётности АО «Холдинговая компания «Новотранс» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2019 составляли 68 млрд руб., капитал – 35 млрд руб. Выручка по итогам 2019 года составила 40.3 млрд руб., чистая прибыль – 11 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг присвоен АО «ХК «Новотранс» был впервые опубликован 22.08.2019. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 22.08.2019.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 08.06.2020).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «ХК «Новотранс», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «ХК «Новотранс» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «ХК «Новотранс» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Алмаз в слезах

Покупатели отказываются от колец в пользу колье и сережек 20.12.2020

Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019