Рейтинговые действия, 06.03.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании «Трансмашхолдинг» на уровне ruAA- и изменил прогноз на «позитивный»
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 6 марта 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Трансмашхолдинг» на уровне ruAA- и изменило прогноз по рейтингу на позитивный.

АО «Трансмашхолдинг» (далее – ТМХ) является материнской компанией одной из крупнейших машиностроительных групп на территории СНГ, разрабатывающей и производящей широкий спектр железнодорожного транспорта: локомотивы, пассажирские вагоны, электропоезда, вагоны метро и прочее оборудование.

Пересмотр прогноза по рейтингу на позитивный связан, прежде всего, с перспективой устойчивого перехода компании на более высокие объемы заказов, что означает рост выручки, объемов бизнеса и выход на более высокие показатели денежных потоков и рентабельности. Основные рынки сбыта компании — это железнодорожные локомотивы, пассажирские железнодорожные вагоны и вагоны метро. В феврале 2019 года компания заключила с АО «Федеральная пассажирская компания» (ФПК) долгосрочный контракт на поставку 3730 пассажирских вагонов до 2025 года. Также в 2018 году заключены новые контракты поставок вагонов Московскому метрополитену на 43 млрд руб. Степень износа парка локомотивов ОАО «РЖД» оценивается на достаточно высоком уровне, что означает возможную реализацию эффекта отложенного спроса в виде его будущего увеличения. Конкурентные позиции компании в ключевых рынках сбыта близки к монопольным. Сохраняется лидерство ТМХ в производстве и сбыте локомотивов и электропоездов (более 60% рынка), более 90% поставок вагонов метро в стране также обеспечиваются ТМХ. В результате выполнения контракта ФПК доля присутствия ТМХ на рынке производства пассажирских вагонов может тоже достичь 90%. Агентство позитивно оценивает широкую географическую диверсификацию производства – ТМХ оперирует 20-ю производственными площадками, вклад в консолидированную выручку крупнейшей из которых, ОАО «МЕТРОВАГОНМАШ» по итогам периода 30.06.2017-30.06.2018 (далее – «отчетный период») составил 26%.

Агентство отмечает, что сохраняется сильная зависимость компании от контрактов с крупнейшими покупателями: ОАО «РЖД», АО «ФПК», АО «Центральная ППК», ГУП «Московский метрополитен». Постоянство заказов зависит от программ капитальных инвестиций этих компаний в обновление собственного парка. В кризисные периоды экономики инвестиционные программы крупнейших заказчиков могут сокращаться, поэтому концентрация контрактной базы на крупнейших покупателях оказывает сдерживающее влияние на рейтинговую оценку. С другой стороны, компания обладает крупнейшим производственным потенциалом железнодорожного транспорта на постсоветском пространстве для колеи 1520. За счет этого достигается интегрированность ТМХ как крупнейшего производителя с потребностями его крупнейших заказчиков в регулярном обновлении парка техники. Доля экспорта ТМХ незначительная, ожидается около 5% выручки по итогам 2018 года. В планах компании к 2021 году увеличить экспортную выручку до 25%. В 2018 году компания вышла на африканский рынок за счет приобретения завода DCD Rolling Stock в ЮАР. Кроме этого, в сентябре 2018 года российско-венгерский консорциум «Transmashholding-Hungary Kft.» и Египетские национальные железные дороги заключили контракт на поставку 1,3 тыс. пассажирских вагонов на сумму 1 млрд евро. Меры по выходу на международные рынки могут способствовать снижению сильной зависимости ТМХ от внутреннего спроса.

Показатели общей и текущей долговой нагрузки ТМХ сохраняются на комфортных уровнях. На 30.06.2018 (далее – «отчетная дата») отношения долга и чистого долга к EBITDA за период 30.06.2017-30.06.2018 (далее – «отчетный период») составили 1,45x и 0,9x, по расчетам агентства. В расчетах долговой нагрузки учтена приведенная стоимость обязательств по операционному лизингу и скорректированная стоимость забалансовых обязательств компании.

Забалансовые обязательства компании в основном представлены поручительствами по долговым обязательствам АО «Трансхолдлизинг» (далее – «ТХЛ»), которое не входит в периметр консолидации ТМХ. Обязательства возникли ввиду рефинансирования задолженности Московского метрополитена по поставкам вагонов в рамках контрактов жизненного цикла («КЖЦ-1» и «КЖЦ-2») в результате чего вагоны сдаются в долгосрочную аренду по контрактам финансового лизинга, а понесенные расходы на их производство были рефинансированы за счет привлечения долга с синхронным графиком погашения. С учетом квазигосударственного характера обязательств Московского метрополитена перед объектом поручительств – ТХЛ, агентство трактует вероятность реализации поручительства как невысокую, что отразилось на учитываемой величине поручительств при расчете долговой нагрузки.

Без учета этих забалансовых обязательств и приведенной стоимости обязательств по операционному лизингу отношения долга и чистого долга к EBITDA за тот же период составили бы 1,2x и 0,7x, соответственно. Отношение FFO за отчетный период к долгу на отчетную дату увеличилось до 65% с 39% годом ранее, что означает выход компании на более комфортный уровень долговой нагрузки. Во втором полугодии 2018 года и в 2019 году ТМХ привлекал и планирует привлекать новые заимствования, что связано с ростом объемов производства и капитальными затратами. Согласно финансовой политике компании, рост долга должен происходить в соотношении с запланированным ростом показателей выручки, EBITDA и FFO, что подтверждается контрактной базой. Агентство не ожидает существенного ухудшения метрик долговой нагрузки компании.

Показатели ликвидности ТМХ также оцениваются агентством как высокие. В ноябре 2018 года компания завершила размещение выпуска трехлетних облигаций ПБО-02 на 5 млрд руб., что позволило рефинансировать часть краткосрочного долга за счет более долгосрочного фондирования. К началу 2019 года компания располагала долгосрочными невыбранными кредитными линиями на 56,4 млрд руб. при балансовом долге в 41,8 млрд руб. Агентство также отмечает сохраняющийся профицит чистого оборотного капитала ТМХ на отчетную дату, что в сочетании с вышеизложенными факторами положительно влияет на рейтинг.

Агентство отмечает наличие достаточного запаса по прогнозной ликвидности компании в следующие 18 месяцев от отчетной даты. По расчетам агентства общие источники ликвидности ТМХ (операционный поток до выплат процентов и денежные средства без учета невыбранных кредитных линий) превышают примерно на 20% капитальные расходы, процентные платежи и ожидаемые дивидендные выплаты. С учетом большого запаса невыбранных кредитных линий и возможности продолжения финансирования на публичном долговом рынке риски рефинансирования ТМХ оцениваются агентством как низкие.

За отчетный период компания улучшила позиции по показателям рентабельности, что оказало поддержку рейтингу и стало одной из причин по изменению прогноза по нему на «позитивный». Маржинальность по EBITDA выросла с 9,4% (пересчитано) до 14,4% за отчетный период. Рентабельность продаж улучшилась с 1% до 7%. Во многом эти результаты связаны с ростом выручки более чем на 50% и параллельным увеличением уровня валовой маржинальности продаж компании с 15% до 21% за отчетный период за счет индексации ценообразования по новым контрактам. Агентство при этом обращает внимание на относительно короткий период наблюдений по произошедшим улучшениям показателей рентабельности и деятельности компании в новых условиях.

За последний год с момента прошлой актуализации кредитного рейтинга компания создала отдельное подразделение по управлению рисками и изменила свою политику по страхованию рисков в сторону полного страхования имущественных комплексов и производственных рисков. Эти изменения обеспечили пересмотр оценки организации риск-менеджмента в положительную сторону. Качество корпоративного управления оценивается как достаточно высокое, но его оценку сдерживает регулярное возникновение поручительств по долговым обязательствам связанных сторон. Кроме этого, ТМХ после юридического объединения находится в интеграции бизнес-процессов с ООО «ЛокоТех-Сервис», сервисной компанией, осуществляющей техническое обслуживание локомотивных парков ОАО «РЖД» и других компаний.

Агентство выделяет внешний фактор поддержки со стороны государства. ТМХ характеризуется сильной системной значимостью, но при этом средней степенью влияния государства, что приводит к оценке фактора поддержки как умеренного.

По данным консолидированной отчетности АО «Трансмашхолдинг» по стандартам МСФО, на 30.06.2018 активы компании составляли 160,7 млрд руб., капитал – 75,9 млрд руб. Выручка за период 30.06.2017-30.06.2018 – 198,6 млрд руб., чистая прибыль - 14,3 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Трансмашхолдинг» был впервые опубликован 10.02.2016. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 07.03.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовых компаний http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (вступила в силу 20.09.2018).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Трансмашхолдинг», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Трансмашхолдинг» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Трансмашхолдинг» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023