Рейтинговые действия, 23.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг компании Globaltrans Investment на уровне ruAA
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 23 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании Globaltrans Investment на уровне ruAA. Прогноз по рейтингу – стабильный.

Globaltrans Investment Plc – головная компания группы Globaltrans, одной из крупнейших групп, работающих на рынке грузовых железнодорожных перевозок на территории РФ, стран СНГ и Балтии. По состоянию на 30.06.2019 парк подвижного состава компании (с учетом арендованного парка) составлял 70.1 тыс. единиц и был представлен преимущественно полувагонами (65% парка) и цистернами (29%).

Компания сохраняет лидирующие позиции на рынке оперирования железнодорожным подвижным составом – по итогам первого полугодия 2019 г. грузооборот группы (с учётом привлеченного парка) составил 76.1 млрд т-км при объеме погрузки 48.7 млн тонн грузов, доля рынка сохраняется на уровне примерно 8%. Грузовая база по-прежнему представлена преимущественно металлургическими грузами (51,8% грузооборота за 1 пг. 2019), углем (21.7%) и нефтепродуктами и нефтью (14.2%). Клиентская база компании сравнительно концентрирована – по итогам 1 пг. 2019 в терминах чистой выручки (очищенной от проходящего через компанию груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД) крупнейшим клиентом по-прежнему является группа Роснефть (ruAAA, стаб.) с долей 21%, что меньше результата предыдущего периода (23%) и за 1пг. 2017 (30%). Агентство отмечает стабильность контрактной базы и наличие у компании долгосрочных контрактов - пятерка крупнейших клиентов, включающая группы Роснефть, Металлоинвест (ruAA, стаб.), ММК, Газпромнефть и Евраз (ruAA, стаб.), неизменна с 2010 года и обеспечивает компании не менее 50% чистой выручки с 2012 года. С первыми тремя из них (55% чистой выручки) у компании действуют сервисные контракты, в случае Металлоинвеста и ММК подразумевающие твердые обязательства компании по перевозке используемой и производимой продукции – 100% и минимум 70%, соответственно, что положительно сказывается на прогнозируемости объемов перевозок и денежных потоков. Компания успешно поддерживает действующие контракты, в том числе с ТМК (ruA, стаб.) и ЧТПЗ (ruA+, стаб.), с которыми в 2018 году были заключены пятилетние контракты, обеспечивающие до 70% потребностей в железнодорожных перевозках. Специфика расположения клиентских добывающих и перерабатывающих комплексов и значительный опыт диспетчеризации большого парка позволяет компании более гибко управлять логистикой полувагонов, организуя более сложные кольцевые маршруты, что положительно отражается на операционных характеристиках компании – коэффициент порожнего пробега полувагонов вырос на 3 п.п. до 30% по итогам первого полугодия 2019 года (исходя из соотношения порожнего к совокупному пробегу), что по-прежнему является одним из самых низких показателей в секторе. Также компания имеет дополнительное конкурентное преимущество в виде парка собственных магистральных локомотивов (73 единиц на 30.06.2019), обслуживающих перевозки нефтепродуктов и нефти и позволяющих компании улучшать оборачиваемость парка.

Период 2018 г. – 1 половина 2019 г. ознаменовался периодом высоких ставок на предоставление подвижного состава на рынке железнодорожных грузовых перевозок, однако со второй половины 2019 г. наблюдается коррекция ставок по основным типам вагонов, в частности среди полувагонов. В 2019 г. дефицит подвижного состава на сетях РЖД сменился на умеренный профицит, при этом на сети наблюдаются ограничения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, особенно на Восточном полигоне в связи с реализацией масштабных проектов по ликвидации «узких мест», что влияет на скорость осуществления грузоперевозок и показатели оборачиваемости. Тем не менее, агентство не ожидает существенных изменений условий деятельности для компании, что обусловлено высокой диверсификацией подвижного состава и грузов, а также значительной долей законтрактованных грузоперевозок. Совокупность этих факторов позволяет компании показывать операционные результаты выше рынка: за 1-ую половину 2019 года погрузка компании (без учета привлеченного парка) выросла на 4%, в то время как погрузка по отрасли сократилась на 1.6%. 

Компания продолжает поддерживать низкий уровень долговой нагрузки, исторически связанный с реализуемой стратегией развития – компания не участвовала в приватизации выделяемых во время реформы МПС активов, ведя развитие преимущественно через привлечение акционерного и заемного капитала, приобретение сравнительно молодого подвижного состава и ряда кэптивных операторов подвижного состава. По состоянию на 30.06.2019 уровень общей долговой нагрузки характеризовался соотношением долга к EBITDA за период с 01.07.2018 по 30.06.2019 на уровне 0.84, CFO за аналогичный период покрывал 98.1% обязательств. Долг обладает комфортной структурой погашения – по-прежнему менее 30% обязательств имеют сроки погашения менее 1 года. Совокупные выплаты по долгу (включая процентные расходы) за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 соответствуют 0.32 EBITDA с 01.07.2018 по 30.06.2019 и покрываются CFO за аналогичный период на 258%. Сдерживающим фактором оценки общей и текущей долговых нагрузки является показатель FCF, который характеризуется отрицательными значениями на фоне роста капитальных затрат и регулярных высоких дивидендных платежей. Компания не подвержена валютным рискам ввиду полностью номинированного в рублях долга и отсутствия существенных валютных операций.

Прогнозная ликвидность сохраняется на высоком уровне – 1.26 на горизонте 18 месяцев от 30.06.2019. При её оценке агентство рассчитывает, что компания продолжит финансировать капитальные затраты за счет сильного операционного денежного потока, при этом допускает рефинансирование части задолженности. Агентство предполагает, что капитальные затраты компании (включая поддерживающие капитальные затраты) за следующие 18 месяцев с 01.07.2019 будут находиться на уровне около 15-16 млрд руб. Средний возраст парка компании примерно соответствует среднерыночным показателям и не накладывает в ближайшие годы на компанию обязательств по списанию подвижного состава и соответствующим инвестиционным расходам на его замещение. Расчет учитывает промежуточные дивиденды по итогам первого полугодия 2019 года, выплаченные в сентябре 2019 года – 8.3 млрд руб. Агентство ожидает, что при сохранении в целом благоприятной ситуации на рынке компания сохранит высокий объем выплат, но также учитывает последовательную реализацию финансовой политики и взаимосвязь возможных средств к распределению с текущими рыночными условиями заимствований.

Агентство высоко оценивает уровень рентабельности компании – по итогам периода c 01.07.2018 по 30.06.2019 компания демонстрировала уровень скорректированной рентабельности по EBITDA на уровне 59%. В расчетах рентабельности выручка корректируется на величину груженого инфраструктурного железнодорожного тарифа РЖД, оплачиваемого клиентами через компанию. Агентство ожидает, что компания в будущем продолжит поддерживать эксплуатационные метрики подвижного состава на высоком уровне, что будет обеспечивать высокую маржинальность бизнеса.

С точки зрения корпоративных рисков агентство по-прежнему выделяет единственный сдерживающий аспект, касающийся фрагментированной акционерной структуры – пакет, превышающий контрольный, находится в свободном обращении на Лондонской фондовой бирже, помимо этого, пятеро сооснователей компании бенефициарно владеют пакетами акций, два из которых по 11.5% каждый и остальные трое по 10.8%, 5.1% и 4.0%, соответственно. Прочие аспекты управления корпоративными рисками, включая качество управления, риск-менеджмента, реализации стратегии и информационная прозрачность, оцениваются агентством на высоком уровне.

По данным консолидированной отчетности Globaltrans Investment Plc по стандартам МСФО активы компании на 30.06.2019 составляли 97.3 млрд руб., капитал – 55.4 млрд руб. Выручка по итогам первого полугодия 2019 года составила 47.2 млрд руб., чистая прибыль – 12.0 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг Globaltrans Investment Plc был впервые опубликован 26.12.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 24.12.2018.

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/credits/method (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, Globaltrans Investment Plc, а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, Globaltrans Investment Plc принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало Globaltrans Investment Plc дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019

Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. 03.04.2019