Рейтинговые действия, 17.12.2019

«Эксперт РА» подтвердил рейтинг Центральной пригородной пассажирской компании на уровне ruA-
Поделиться
Facebook Twitter VK

PDF  

Москва, 17 декабря 2019 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подтвердило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «Центральная пригородная пассажирская компания» на уровне ruA-. Прогноз по рейтингу – стабильный.

АО «Центральная ППК» (ЦППК) –крупнейший перевозчик среди пригородных пассажирских компаний РФ, осуществляющий 91,4% всех перевозок на Московском железнодорожном узле, 63,4% — в России. В 2018 году электропоезда компании перевезли более 577 млн человек. ЦППК — оператор первых двух линий Московских центральных диаметров (МЦД): «Белорусско-Савеловский» и «Курско-Рижский».

Основная деятельность компании осуществляется на основе заключаемых с регионами-заказчиками долгосрочных договоров на транспортное обслуживание населения в пригородном сообщении, которые определяют маршрутную сеть и расписание движения поездов компании. Тарифы на проезд для пассажиров при этом устанавливаются органами власти субъекта-заказчика исходя из баланса соответствующей себестоимости перевозок ЦППК и объема субсидирования пригородных перевозок со стороны субъекта. Регулирование тарифов, однако, позволяет компании пользоваться долгосрочным поправочным коэффициентом в размере 0.01 в отношении затрат на железнодорожную инфраструктуру, предоставляемую ОАО РЖД (ruAAA, стаб.). Также в отношении компаний отрасли была закреплена льготная ставка НДС в размере 0% до 2030 года. Несмотря на то, что ОАО РЖД вышло из капитала компании, а Московская область снизила пакет до 14.5% (с учетом погашенных казначейских акций на момент актуализации рейтинга), перечисленные факторы, вместе с важностью компании для поддержания устойчивой транспортной связи внутри Московской агломерации, выделяются агентством в качестве умеренного фактора поддержки со стороны государства.

Несмотря на фактическую концентрацию деятельности ЦППК на территории города Москвы и Московской области – на которые приходится порядка 93% выручки от перевозочной деятельности за 2018 год – агентством позитивно оценивается география деятельности компании, так как на г. Москву и Московскую область приходится основная часть платежеспособного спроса на пригородное сообщение в РФ. Эти же субъекты являются практически единственными, кто в полной мере компенсирует деятельность компании согласно обязательствам по договорам транспортного обслуживания. Тариф в МТУ, основной зоне присутствия, имеет историю последовательной индексации, однако график его пересмотра не закреплен – лишь в 2019 году, впервые с июля 2017 года, тариф увеличился в Москве и Московской области. Ранее агентство отмечало, что пропускная способность инфраструктуры может ограничивать развитие более маржинального сегмента перевозок – ускоренных поездов повышенной комфортности (7000-й нумерации) ввиду медленных темпов ввода новых главных путей на основных направлениях – этот риск частично реализовался из-за запуска проекта Московских центральных диаметров, что потребовало внесения масштабных изменений в расписания.

В 2019 году ЦППК начала осуществлять перевозку на 2 участках Московских центральных диаметров, обеспечив для этого получение в лизинг 24 шестивагонных электропоездов версии «Иволга 1.0» и 15 семивагонных электропоездов версии «Иволга 2.0» производства группы  «Трансмашхолдинг» (ruAA-, позит.). Несмотря на то, что получение нового подвижного состава способствует росту долговой нагрузки и финансовых расходов, в частности, агентство ожидает, что ЦППК будет получать полную компенсацию обоснованных затрат в рамках действующего соглашения о транспортном обслуживании населения, между ЦППК, г. Москва и Московской областью через тариф или субсидии. Также агентство позитивно оценивает перспективы увеличения перевозки пассажиров за счёт ввода в эксплуатацию МЦД-1 и МЦД-2, которые будут способствовать переходу пассажиропотока с автобусных маршрутов, личного автотранспорта в пользу электропоездов. Запуск проектов, при этом, скажется на рентабельности компании, так как часть затрат на обновление пассажирских обустройств относится к некапитализируемым операционным расходам.

Деятельность компании в последний период характеризуется повышенными рисками, которые вызваны ростом расходов на лизинговые платежи на фоне нестабильной дисциплины компенсации расходов со стороны субъектов Российской Федерации. В последние годы ОАО «РЖД» прекращает закупать новые подвижные составы и постепенно списывает сдаваемые в аренду ЦППК подвижные составы: если на 1 кв. 2018 г. арендованный компанией подвижной состав у РЖД составлял 384 электропоезда, то на 3 кв. 2019 г. количество снизилось до 294. Выбытие поездов РЖД замещается приобретением подвижного состава посредством заключения договоров операционного лизинга, платежи по которым превышают арендные платежи в пользу РЖД. Замещение подвижного состава РЖД более дорогостоящим лизингом, расходы по которому капитализируются агентством для расчётных целей, приводит к кратному росту долговой нагрузки, что выразилось в опережении долгового обременения над ростом показателя EBITDA с восстановленными затратами на лизинг (EBITDAR). Тем не менее, агентство высоко оценивает вероятность компенсации растущих экономически обоснованных затрат среди ключевых заказчиков – Москвы и Московской области. Более того, принятие Постановления Правительства РФ от 27.03.2019 №320, регламентирующее компенсации льготной категории пассажиров из Федерального бюджета, будет поддерживать показатель EBITDAR, значение которого находилось под существенным давлением со стороны повышенного уровня резервирования недополученных доходов от федеральных льготников. Агентство не ожидает убыточной деятельности Центральной ППК, поскольку тарифы и компенсации по методологии ФАС предусматривают ведение деятельности компании с нормативным уровнем рентабельности на уровне 1%. 

Поскольку рост показателя EBITDAR происходит с некоторым лагом относительно роста объемов долга, агентством для оценки метрик долговой нагрузки были применены корректировки – долг и затраты на его обслуживание сравнивались с прогнозными, а не ретроспективными периодами. Здесь и далее для расчета капитализированной аренды была использована приведенная стоимость будущих лизинговых платежей исходя из среднего ожидаемого лизингового платежа в 2019 – 2020 гг., срочности контрактов и действующей ставки. По состоянию на 30.06.2019 подобные обязательства были оценены в 60 млрд руб. На 30.06.2019 долговая нагрузка компании характеризуется соотношением совокупного долга, включающего капитализированный лизинг, к EBITDAR за период с 30.06.2019 по 30.06.2020 на уровне 5, операционный денежный поток за аналогичный период с учетом восстановления расходов на лизинг покрывает 17% задолженности.

Совокупные плановые выплаты по долгу за период с 30.06.2019 по 30.06.2020 соответствует 0.94 EBITDAR и на 90% покрываются операционным денежным потоком за этот период.  

Для компании характерен невысокий уровень прогнозной ликвидности – агентство оценивает покрытие затрат входящими денежными потоками на уровне 1.08. При её оценке агентство учитывает, что в среднерослой перспективе компания не будет распределять дивиденды. За период 30.06.2018-30.06.2019 показатели рентабельности показывают положительную динамику благодаря росту чистой прибыли и снижению уровня чистых активов, обусловленный выкупом акций ЦППК на свой баланс у одного из собственников. Показатель рентабельности по EBITDAR оценивается в 26% за период с 30.06.2018 по 30.06.2019, показатели ROA и ROS находятся на уровне 9.8 и 6.8% соответственно. Кроме того, низкий уровень нормативной рентабельности – 1% – устанавливается принятой ФАС методологией для определения тарифов для населения и расчета субсидий со стороны заказчиков.

Также агентство обращает внимание на задержки в обновлении законодательства, регламентирующего отношения компании с заказчиками. По оценке агентства, в 2019 году, скорее всего, не будут завершены процесс по регламентации полной компенсации проезда федеральных льготников Минтрудом, и подготовка законопроекта «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», который, как ожидается, окажет существенное влияние на платежную дисциплину региональных заказчиков.

По данным отчетности АО «Центральная ППК» по стандартам РСБУ активы компании на 30.06.2019 составляли 34.2 млрд руб., капитал – 16.1 млрд руб. Выручка по итогам 2018 года составила 44.2 млрд руб., чистая прибыль – 37 млн руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Кредитный рейтинг АО «Центральная ППК» был впервые опубликован 24.08.2017. Предыдущий рейтинговый пресс-релиз по данному объекту рейтинга был опубликован 18.12.2018. 

Кредитный рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Пересмотр кредитного рейтинга и прогноза по нему ожидается не позднее года с даты выпуска настоящего пресс-релиза.

При присвоении кредитного рейтинга применялась методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям https://raexpert.ru/ratings/methods/current (вступила в силу 10.09.2019).

Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию в отношении объекта рейтинга, имеющуюся у АО «Эксперт РА», достоверность и качество которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими. Ключевыми источниками информации, использованными в рамках рейтингового анализа, являлись данные Банка России, АО «Центральная ППК», а также данные АО «Эксперт РА». Информация, используемая АО «Эксперт РА» в рамках рейтингового анализа, являлась достаточной для применения методологии.

Кредитный рейтинг был присвоен в рамках заключенного договора, АО «Центральная ППК» принимало участие в присвоении рейтинга.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

АО «Эксперт РА» в течение последних 12 месяцев не оказывало АО «Центральная ППК» дополнительных услуг.

Кредитные рейтинги, присваиваемые АО «Эксперт РА», выражают мнение АО «Эксперт РА» относительно способности рейтингуемого лица (эмитента) исполнять принятые на себя финансовые обязательства и (или) о кредитном риске его отдельных финансовых обязательств и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения.

Присваиваемые АО «Эксперт РА» рейтинги отражают всю относящуюся к объекту рейтинга и находящуюся в распоряжении АО «Эксперт РА» информацию, качество и достоверность которой, по мнению АО «Эксперт РА», являются надлежащими.

АО «Эксперт РА» не проводит аудита представленной рейтингуемыми лицами отчётности и иных данных и не несёт ответственность за их точность и полноту. АО «Эксперт РА» не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными АО «Эксперт РА» рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных АО «Эксперт РА», или отсутствием всего перечисленного.

Представленная информация актуальна на дату её публикации. АО «Эксперт РА» вправе вносить изменения в представленную информацию без дополнительного уведомления, если иное не определено договором с контрагентом или требованиями законодательства РФ. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт АО «Эксперт РА» www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Как за 20 лет телекоммуникации в России совершили революцию

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
02.12.2019

Как Россия 20 лет восстанавливала авиационный и железнодорожный транспорт

Ведомости

Российская экономика 1999–2019. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
25.11.2019

20 лет ритейла в России – от толкучек и ларьков до современных магазинов

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
18.11.2019

Как за 20 лет Россия похоронила старый и построила новый автопром

Ведомости

Российская экономика 1999–2019 гг. Спецпроект «Ведомостей» и «Эксперт РА»
11.11.2019

Реалистичность проектов ГЧП на железных дорогах неочевидна

Долгосрочная программа развития ОАО «РЖД» до 2025 года изобилует описанием инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры для потребностей ресурсных и стивидорных компаний. 03.04.2019