Рейтинговые действия, 17.05.2018

«Эксперт РА» понизил рейтинг компании «ДелоПортс» до уровня ruA и снял статус «под наблюдением»
Поделиться
VK

PDF  

Москва, 17 мая 2018 г.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» понизило рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании «ДелоПортс» до уровня ruA и сняло статус «под наблюдением». Прогноз по рейтингу – стабильный. Ранее у компании действовал рейтинг на уровне ruA+ со стабильным прогнозом.

ООО «ДелоПортс» (далее - Группа) владеет стивидорными активами в юго-восточном районе морского порта Новороссийск. Ключевые активы Группы - контейнерный терминал «НУТЭП», зерновой терминал «КСК» и сервисная компания «Дело». Долговые обязательства холдинговой компании не имеют регресса на операционные компании, в связи с чем рейтинг кредитоспособности рейтингуемого лица оценивается на один уровень ниже рейтинга Группы в рамках периметра консолидации по МСФО.

Понижение уровня рейтинга Группы обусловлено ростом ее общей долговой нагрузки в результате размещения в апреле нового выпуска облигаций в объеме 140 млн долл. По информации агентства, средства от выпуска были транслированы на уровень собственника Группы, УК «Дело», для финансирования приобретения 30,75% акций Global Ports Investments Plc (далее – сделка), крупнейшего оператора контейнерных терминалов в РФ, у компании Transportation Investments Holding Limited. Сделка была ранее одобрена ФАС, в результате чего рейтинг Группы был поставлен «под наблюдение». 12 апреля 2018 сделка была закрыта после привлечения второй части финансирования в виде мезонинного кредита на уровне УК «Дело». Агентство понимает, что условия этого кредита не предполагают регресса на уровень Группы. Кроме того, условия большей части долговых обязательств Группы не содержат ковенантного условия по смене контроля над Группой на уровне собственников, что позволяет агентству не включать планируемый к привлечению мезонинный кредит в расчет долговых метрик и учитывать его обслуживание исключительно в рамках анализа прогнозной ликвидности в виде «обязательных к выплате» дивидендов. При этом агентство консервативно не рассматривает потенциально возможные будущие дивиденды от Global Ports Investments Plc в источниках ликвидности Группы по причине отсутствия полной информации о финансовом состоянии УК «Дело». Кроме того, агентство понимает, что на текущий момент в среднесрочном периоде приоритетом для Global Ports Investments Plc является снижение долговой нагрузки.

С учетом вышесказанного общая долговая нагрузка оценивается агентством в настоящий момент как умеренная: отношение общего долга к EBITDA по итогам 2018 года может достичь значения около 3х со снижением до 2,5х в 2019 году после окончания инвестиционной программы. Уровень текущей долговой нагрузки по-прежнему оценивается на умеренно низком уровне: по итогам 2018 года ожидается покрытие процентов EBITDA на уровне не менее 5х, совокупных выплат по долгу – на уровне не менее 2х. Группа планово рефинансировала кредит в АО «Райффайзенбанк» с продлением срока погашения до 2022 года. Основные объемы погашения долга Группы в настоящий момент приходятся на период после 2021 года. Оценка агентством валютных рисков Группы не изменилась.

Профиль бизнес-рисков Группы по-прежнему оценивается на сильном уровне. По итогам 2017 года контейнерооборот в портах Азово-Черноморского бассейна (далее – АЧБ) продемонстрировал рост около 20%. Рост объемов перевалки по сухогрузам составил более 12%: основным драйвером этого сегмента является перевалка зерновых. Терминалы Группы продемонстрировали динамику лучше рынка: по контейнерам объемы перевалки в TEU выросли за год на 30%, по зерну в тоннах - на 27%. В 2018 году ожидается продолжение экстенсивного роста объемов перевалки по обоим сегментам: по контейнерам - за счет общей низкой контейнеризации российского рынка и дальнейшего роста импорта, по зерну - за счет продолжающегося роста урожайности. Группа удерживает сильные рыночные конкурентные позиции на целевых рынках: доля в перевалке контейнеров АЧБ по итогам 2017 года оценивается на уровне 40%, по перевалке зерновых – на уровне 10%. Разнонаправленная зависимость объемов перевалки контейнеров и зерна от динамики курса рубля, а также отсутствие зависимости от ключевых клиентов и поставщиков обеспечивают Группе повышенную устойчивость денежных потоков, несмотря на то, что условия заключенных контрактов не предполагают наличия гарантированных объемов перевалки в будущем. Основные клиенты Группы - крупные международные транспортно-логистические компании, доля крупнейшей из них в выручке по итогам 2017 года не превысила 18%. Сильный бизнес-профиль Группы находит свое отражение в высоком уровне рентабельности: рентабельность по EBITDA за 2017 год составила 69%.

Сдерживающее влияние на рейтинг по-прежнему оказывает умеренно низкий уровень прогнозной ликвидности Группы, обусловленный реализацией масштабной инвестиционной программы, а также высоким уровнем дивидендных выплат. Коэффициент прогнозной ликвидности на 31.12.2017 на горизонте 18 месяцев оценивается агентством на уровне 1. В источниках ликвидности был учтен прогнозный операционный денежный поток, остаток денежных средств на расчетных счетах и дисконтированный остаток по выданным собственнику займам. Агентство прогнозирует рост операционного денежного потока Группы на 12-13% по итогам 2018 года за счет продолжения роста объемов перевалки в контейнерном сегменте, а также за счет сокращения с конца 2017 года скидок на перевалку зерновых. В 2019 году Группа планирует ввести в эксплуатацию глубоководный причал №38, который удвоит пропускную способность контейнерного терминала и позволит производить разгрузку судов океанского класса вместимостью до 10 тыс. ДФЭ. Также планируется ввести в эксплуатацию новый причал в зерновом терминале, который позволит увеличить пропускную способность последнего с 3,5 до 5 млн тонн. Агентство консервативно не учитывает в прогнозировании рост денежных потоков от реализации этих инвестиционных проектов, принимая во внимание потенциально возможные сдвиги в сроках их реализации. В направлениях использования ликвидности учтены затраты на выплату «обязательных дивидендов», которые будут обеспечивать обслуживание и погашение по графику мезонинного долга на уровне УК "Дело", а также обслуживание, погашение по графику собственного долга с учетом нового выпуска облигаций. Агентство понимает, что операционного денежного потока Группы достаточно для того, чтобы профинансировать большую часть инвестиционной программы, остальная часть будет финансироваться кредитом, который на текущий момент находится в стадии привлечения.

В корпоративном блоке рисков уровень рейтинга сдерживается недостаточным, по мнению агентства, уровнем развития риск-менеджмента Группы, отсутствием в совете директоров Группы независимых членов, а также отсутствием официально утвержденной дивидендной политики. При этом позитивное влияние на рейтинг по-прежнему оказывает концентрированная структура собственности, высокий уровень информационной прозрачности и стратегического обеспечения.

По данным консолидированной отчетности ООО «ДелоПортс» по стандартам МСФО активы компании на 31.12.2017 составили 19.8 млрд руб., капитал – 9,8 млрд руб. Выручка по итогам 2017 года составила 8,8 млрд руб., чистая прибыль – 4,4 млрд руб.

Контакты для СМИ: pr@raexpert.ru, тел.: +7 (495) 225-34-44.

Применяемые рейтинговые методологии: методология присвоения рейтингов кредитоспособности нефинансовым компаниям http://raexpert.ru/ratings/credits/method/ (применяемая версия методологии вступила в силу 02.10.2017). Ключевые источники информации: данные ООО «ДелоПортс», «Эксперт РА», Банка России.

Рейтинг кредитоспособности впервые был присвоен объекту рейтинга 19.10.2017. Предыдущий релиз о рейтинговом действии в отношении объекта рейтинга был опубликован 16.03.2018. Рейтинговый комитет в отношении публикуемого рейтингового действия был проведен 10.05.2018. Пересмотр прогноза по рейтингу ожидается не позднее, чем через 12 месяцев. Рейтинг кредитоспособности был инициирован объектом рейтинга (с рейтингуемым лицом заключен договор об осуществлении рейтинговых действий), объект рейтинга принимал участие в присвоении рейтинга. Агентство в течение последних 12 месяцев не оказывало рейтингуемому лицу дополнительные (отличные от присвоения и мониторинга (поддержания) присвоенного рейтинга) услуги. Рейтинг присвоен по российской национальной шкале и является долгосрочным. Присвоенный рейтинг и прогноз по нему отражают всю существенную информацию, включая информацию, полученную от третьих лиц и из публичных (общедоступных) источников, относящуюся к объекту рейтинга, которая находится в распоряжении Агентства, достоверность и качество которой, по мнению Агентства, являются надлежащими. Информация, используемая Агентством, является достаточной для применения методологии.

Число участников рейтингового комитета было достаточным для обеспечения кворума. Ведущий рейтинговый аналитик представил членам рейтингового комитета факторы, влияющие на рейтинг, члены комитета выразили свои мнения и предложения. Председатель рейтингового комитета предоставил возможность каждому члену рейтингового комитета высказать свое мнение до начала процедуры голосования.

Рейтинги выражают мнение АО «Эксперт РА» и не являются установлением фактов или рекомендацией покупать, держать или продавать те или иные ценные бумаги или активы, принимать инвестиционные решения. Агентство не несет ответственности в связи с любыми последствиями, интерпретациями, выводами, рекомендациями и иными действиями третьих лиц, прямо или косвенно связанными с рейтингом, совершенными Агентством рейтинговыми действиями, а также выводами и заключениями, содержащимися в пресс-релизах, выпущенных Агентством, или отсутствием всего перечисленного. Единственным источником, отражающим актуальное состояние рейтинга, является официальный интернет-сайт Агентства www.raexpert.ru.

Публикации по тематике


Внедрение произведенных в России программных продуктов ускоряется во всех отраслях экономики

Российская газета

Перед Россией стоит непростая задача - сохраняя курс на цифровизацию, совершить массовый переход на отечественное программное обеспечение. Процесс идет во всех отраслях, особенно тех, что имеют критически важное значение для экономики страны.
22.11.2023

Вебинар «Новая логистика: транспортная система России после 2022», 17 октября 2023 года

Транспортный комплекс – одна из ключевых отраслей любой экономики, в том числе российской. С начала пандемии COVID-19 транспортная отрасль переживает серьезные изменения в результате локдаунов и ограничения движения. В 2022 году российская транспортная отрасль сталкивается с новыми масштабными ограничениями в виде санкций, как прямыми логистическими ограничениями в виде санкций: как прямыми логистическими ограничениями, так и последствиями структурной трансформации. 18.10.2023

Авиапассажир возвращается в салон

РБК

Транспорт. Пассажиропоток российских авиакомпаний вырос почти на 21% с начала года
27.06.2023

Экономкласс теряет экономность

РБК

Стоимость авиаперелета по России экономклассом достигла максимума с 2000 года
20.06.2023

Транспортники приземлились с убытком

РБК

РБК проанализировал финансовые показатели ведущих грузовых авиакомпаний
30.05.2023