Москва, 20 августа 2018 г.
Снижение маржи и стагнация корпоративного кредитования подтолкнули банки к наращиванию кредитов в более доходной рознице. Однако отсутствие предпосылок для роста платежеспособности заемщиков при вызревании выдач 2017–2018 годов с высокой вероятностью приведет к кризису в перспективе двух лет. Предвосхищая перегрев сегмента, Банк России принял меры по охлаждению кредитования населения, однако это лишь частично сгладит эффект от ухудшения качества розничных портфелей. Негативное влияние на прибыль также окажет обострение конкуренции за первоклассных корпоративных заемщиков и в сегменте банковских гарантий, что на фоне ожидаемых сделок M&A приведет к дальнейшему усилению концентрации рынка на крупных игроках.
Розничный бум в перспективе двух лет сменится кризисом. За период с 01.07.2017 по 01.07.2018 объем задолженности физлиц перед банками вырос на 19%, динамика сегмента достигла пика с 2014 года. При этом в указанный период реальные располагаемые денежные доходы населения стагнировали (график 1). Кроме того, негативное влияние на платежеспособность населения дополнительно окажут повышение НДС и цен на топливо, а также снижение курса рубля, что приведет к росту дефолтности в розничном сегменте в 2019–2020 годах. Банк России предпринял меры по охлаждению розничного кредитования, увеличив коэффициенты риска по потребкредитам, однако ухудшение качества портфелей на фоне минимального уровня резервирования по рознице за последние несколько лет (см. график 2) и применения стандарта МСФО 9 (в рамках 605-П) потребует от банков отражения масштабной дооценки кредитного риска уже со следующего года. В результате до 2020 года розничное кредитование как полноценный драйвер банковского рынка изживет себя, а большинство банков не сможет компенсировать создание резервов доходами от новых выдач и, как следствие, сохранить текущий уровень рентабельности.
Конкуренция в корпоративном сегменте и сегменте банковских гарантий обострится. Поскольку динамика корпоративного кредитования остается слабой (4,6% за период с 01.07.2017 по 01.07.2018, см. график 3), в корпоративной нише в ближайший год произойдет перераспределение первоклассных заемщиков вследствие активизации крупных банков, проходящих процедуру санации с участием государства. В связи с ростом градуса конкурентной борьбы между госбанками потенциал для удержания маржи останется пониженным даже в отсутствие тенденции существенного снижения ставок на денежном рынке на фоне возросших в 2018 году инфляционных и геополитических рисков (см. график 4). Падение маржинальности кредитования банки будут пытаться компенсировать за счет наращивания непроцентных доходов, в первую очередь, от выдачи гарантий. В результате либерализации требований к минимальному уровню рейтинга для выдачи банковских гарантий по госконтрактам1 потенциал генерации капитала для банков, специализирующихся на гарантийном бизнесе, также будет ограниченным вследствие ужесточения конкуренции. Так, если при принятии первоначально предложенных требований 84 из 150 банков, имеющих рейтинги «Эксперт РА», утратили бы возможность работать в указанном сегменте, то на конец июля 2018 года только 5 из рейтингуемых банков не удовлетворяли действующим критериям.
Движение в направлении комплексного обслуживания и непрерывное развитие сервисов позволят удержать клиентов даже небольшим банкам. Вызовом для средних и небольших банков будет сохранение той качественной части клиентской базы, которая осталась к ним лояльной на протяжении «банковской чистки». Во многом это сопряжено с движением в сторону универсализации и превращения в полнофункциональное казначейство для клиента, а также с ростом инфраструктурных расходов. Однако инвестиционный потенциал банковского бизнеса остается низким: доля банков, размещающих клиентские средства в низкодоходные инструменты, достигла порядка 50% (см. график 5). Как следствие, большинство собственников не готово к существенным вложениям в инфраструктуру. Именно поэтому для многих небольших кредитных организаций своего рода спасительной соломинкой стало смягчение требований к уровню рейтинга для выдачи гарантий по госконтрактам. Однако без проведения работы, направленной на повышение диверсификации доходов, ряд банков, удовлетворявших на 01.07.2018 более лояльным требованиям, с 2020 года не смогут соответствовать условиям допуска на рынок гарантий. По оценкам «Эксперт РА», имплементация в моменте усиленных требований к уровню рейтинга для выдачи гарантий по госконтрактам может привести к тому, что гарантийный рынок недосчитается порядка 30 участников.
Укрупнение сектора будет сопровождаться активностью крупных и средних банков в части сделок M&A. Отсутствие точек роста приведет к продолжению процесса вымывания неэффективных игроков с рынка. В свою очередь, устойчивые середняки и узкоспециализированные банки все чаще будут становиться претендентами на поглощение банками федерального уровня. Кроме того, в рамках программ оптимизации издержек продолжится отчетливо заметный тренд на консолидацию банков, образующих банковские группы, на базе единой лицензии (крупнейшие из сделок по объединению, о которых известно из публичных источников, приведены в таблице). Крупные игроки будут использовать возможность для углубления диверсификации бизнеса с помощью покупки кредитных портфелей у банков, которые испытывают трудности либо планируют сокращать присутствие на российском банковском рынке. В результате концентрация активов на 20 крупнейших банках продолжит увеличиваться: к началу 2020 года она вырастет до 82–83% с 80% на 01.07.2018.
1До 2020 года достаточным является наличие рейтинга на уровне не ниже ruB- при первоначально запланированном отсечении на уровне ruBВВ-.