Зарегистрированные пользователи
имеют расширенный доступ
к материалам сайта

Зарегистрироваться
Требования регуляторов Проекты методологий Список всех рейтингов
Банки Финансовые компании Нефинансовые компании Холдинговые компании Проектные компании Факторинговые компании Лизинговые компании Регионы (муниципалитеты) Страховые компании (универсальные) Страховые компании (по страхованию жизни) Депозитарии НПФ (негосударственные пенсионные фонды) МФО (микрофинансовые организации) Гарантийные фонды Облигационные займы Структурированные финансовые продукты Долговые инструменты Управляющие компании СМО (страховые медицинские организации) Агенты по сопровождению ипотечных закладных Качество (корпоративного) управления Качество систем риск-менеджмента Эффективность управления ПИФами Качество управления закупочной деятельностью Ипотечные сертификаты участия Регионы России
Рейтинги под наблюдением
Календарь начала сбора анкет и публикации Список всех рэнкингов
Контакты
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»

Секретариат
Марьям Газиева
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1610)
e-mail: referent@raexpert.ru

PR служба
Сергей Михеев
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1650)
e-mail: mikheev@raexpert.ru

Отдел клиентских отношений
Ерофеев Роман
тел: (495) 225-34-44 (доб. 1656)
e-mail: sale@raexpert.ru

Контакты
«РАЭКС-Аналитика»

Екатерина Свищева
(по вопросам информационного сотрудничества и аккредитации СМИ)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1640)
e-mail: svishcheva@raex-a.ru

Яндиева Мариам
(по вопросам участия в проектах
РАЭКС-Аналитика)
тел: (495) 617-07-77 (доб. 1896)
e-mail: yandieva@raex-a.ru

RAEX (Эксперт РА) – крупнейшее в России рейтинговое агентство c 20-летней историей. RAEX (Эксперт РА) является лидером в области рейтингования, а также исследовательско-коммуникационной деятельности.

RAEX (Эксперт РА) включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

На сегодняшний день агентством присвоено более 700 индивидуальных рейтингов. Это 1-е место и около 42% от общего числа присвоенных рейтингов в России, 1-е место по числу рейтингов банков, страховых и лизинговых компаний, НПФ, микрофинансовых организаций, гарантийных фондов и компаний нефинансового сектора.

Рейтинги RAEX (Эксперт РА) входят в список официальных требований к банкам, страховщикам, пенсионным фондам, эмитентам. Рейтинги агентства используются Центральным банком России, Внешэкономбанком России, Московской биржей, Агентством по ипотечному жилищному кредитованию, Агентством по страхованию вкладов, профессиональными ассоциациями и саморегулируемыми организациями (ВСС, ассоциацией «Россия», Агентством стратегических инициатив, РСА, НАПФ, НЛУ, НСГ, НФА), а также сотнями компаний и органов власти при проведении конкурсов и тендеров.»


 

Рейтинги надежности негосударственных пенсионных фондов


Рейтинг надежности негосударственного пенсионного фонда представляет собой мнение кредитного рейтингового агентства «Эксперт РА» о возможности полного и своевременного выполнения фондом своих текущих и будущих обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования


Методология присвоения рейтингов надежности НПФ

В этом разделе представлена методология присвоения рейтингов надежности НПФ.

Рейтинг надежности негосударственного пенсионного фонда представляет собой мнение рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») о возможности полного и своевременного выполнения Фондом своих текущих и будущих обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.

Рейтинг самостоятельной надежности негосударственного пенсионного фонда представляет собой мнение рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») о возможности полного и своевременного выполнения фондом своих текущих и будущих обязательств по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования без учета внешних стресс-факторов и факторов поддержки.

Методика присвоения рейтинга была согласована RAEX («Эксперт РА») с профессиональным сообществом (НП НАПФ) в 2008 году. Агентство присваивает рейтинги НПФ с 2004 года.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 13 июля 2015 г. N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) не допускает отступлений от применяемой методологии на систематической основе.

Опираясь на данную методологию RAEX (Эксперт РА)устанавливает прогноз по рейтингу, который означает мнение Агентства относительно возможного изменения уровня рейтинга в перспективе 1 года (если не указано иное). Объекту рейтингования может быть присвоен один из 4-х видов прогноза:

  • Позитивный прогноз: высока вероятность повышения рейтинга в среднесрочной перспективе
  • Негативный прогноз: высока вероятность снижения рейтинга в среднесрочной перспективе
  • Стабильный прогноз: высока вероятность сохранения рейтинга на прежнем уровне в среднесрочной перспективе
  • Развивающийся прогноз: в среднесрочной перспективе (на горизонте 3-х месяцев) равновероятны 2 или более вариантов рейтинговых действий (сохранение, повышение или снижение рейтинга)

Прогноз определяется на основании ожиданий Агентства по динамике показателей, перечисленных в настоящей методологии, т.е. на прогноз влияют те же факторы, что и на присвоенный рейтинг. Прогноз присваивается только по отношению к итоговому рейтингу (не к рейтингу самостоятельной кредитоспособности или подуровню в рамках рейтинговых классов А и А+).

Методологии агентства предусматривают сопоставимость кредитных рейтингов между собой.

Настоящая методология предусматривает системное применение ключевых рейтинговых предположений как единого комплекса.

Данная методология должна быть пересмотрена методологическим комитетом в частности в следующих случаях:

  • В случае отступления от настоящей методологии более трех раз в календарный квартал, если применяемая методология не учитывает или учитывает некорректно особенности объекта рейтинга и следование применяемой методологии может привести к искажению кредитного рейтинга и (или) прогноза по рейтингу;
  • Изменения нормативной базы, которые могут оказать существенное влияние на объекты рейтингования (ухудшить конкурентные позиции, уменьшить размер собственных средств, потребовать значительных капитальных вложений и т.д.);
  • Истечение 12 месяцев с даты последнего пересмотра настоящей методологии;
  • Изменение профиля рисков объектов рейтингования в связи с макроэкономическими изменениями.
  • Уровень дефолтности по одному или нескольким из рейтинговых классов существенно отклоняется от ожидаемых агентством.

Данная методология предусматривает непрерывность ее применения в рамках рейтинговой деятельности. RAEX («Эксперт РА») регулярно проводит мониторинги присвоенных рейтингов на основе данной методологии.

Все параметры, используемы в методологии за исключением стресс-факторов и факторов поддержки, оцениваются по шкале от 1 до -1. При этом, чем более позитивно влияние фактора на рейтинг, тем ближе оценка к 1 и наоборот: чем негативнее – тем ближе к -1.

Стресс-факторы оказывают значительное негативное влияние на рейтинги, которое в зависимости от силы стресс-фактора и всех параметров в модели может привести к снижению рейтинга на подуровень (для рейтинговых классов А и А+) или уровень. Аналогичным образом факторы поддержки могут привести к повышению рейтинга на подуровень (для рейтинговых классов А и А+) или на уровень.

Источники информации

  • Заключение актуария по результатам актуарного оценивания деятельности фонда за последний отчетный год.
  • Аудиторское заключение за последний отчетный год.
  • Копия действующей лицензии.
  • Устав фонда с изменениями и дополнениями.
  • Пенсионные правила фонда.
  • Страховые правила фонда.
  • Форма No 1-НПФ «Бухгалтерский баланс» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма No 2-НПФ «Отчет о прибылях и убытках» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма No 6-НПФ «Отчет о целевом использовании средств, предназначенных для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда» за два последних отчетных года.
  • Форма 1 «Отчет о формировании средств пенсионных накоплений» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма 2 «Отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма 3 «Отчет о формировании и использовании дохода, полученного от инвестирования средств пенсионных накоплений» за два последних истекших года.
  • Форма 4 «Отчет о расходах, связанных с инвестированием средств пенсионных накоплений» за два последних истекших года.
  • Форма 5 «Отчет о застрахованных лицах и правопреемниках застрахованных лиц» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-Ф «Отчет о финансовой деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-Р «Отчет о размещении пенсионных резервов» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-РДУ «Отчет о размещении пенсионных резервов по договору доверительного управления» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-РС «Отчет о самостоятельном размещении пенсионных резервов» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-Д «Отчет о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и о количестве именных и солидарных пенсионных счетов» за текущий год и один предыдущий год (ежеквартально).
  • Форма НПФ-ДС «Отчет о выполнении договорных обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению и о реализации пенсионных схем» за два последних истекших года.
  • Форма НПФ-ФР «Отчет о работе филиалов фонда» за два последних истекших года.
  • Заполненная анкета по форме RAEX («Эксперт РА»).
  • Стратегия фонда на среднесрочный период.
  • Официальная статистика государственных органов.
  • Данные, опубликованные в средствах массовой информации.

Структура рейтингового анализа

Первоначально фонду присваивается рейтинг самостоятельной надежности, то есть определяется уровень надежности без учета позитивного и негативного внешнего влияния собственников и государства. После этого рейтинг самостоятельной надежности корректируется с учетом стресс-факторов и факторов поддержки собственников и государства.

Логическая схема методики, в соответствии с которой RAEX («Эксперт РА») производит присвоение рейтинга самостоятельной надежности НПФ, включает анализ трех блоков: рыночные позиции (1), финансовый анализ (2) и управление и риск-менеджмент (3). Полученная оценка корректируется с учетом внутренних факторов поддержки и стресс-факторов.

Логическая схема анализа

Внутренние стресс-факторы и факторы поддержки

В качестве внутреннего фактора поддержки учитывается сверхдостаточность ИОУД / собственных средств фонда или иной фактор поддержки, связанный с аспектами, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами.

В качестве внутренних стресс-факторов учитываются факторы, которые содержат в себе высокий риск резкого и значительного снижения надежности фонда либо отзыва у него лицензии.

В качестве внутренних стресс-факторов могут рассматриваться следующие факторы:

  • риски регулирования и надзора;
  • риски активов, в том числе денежные средства в проблемных банках;
  • риски пассивной базы.
  • иной стресс-фактор (за риски, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами).

Внешние стресс-факторы и факторы поддержки

В качестве внешних факторов поддержки учитываются дополнительные финансовые и нефинансовые ресурсы фонда (поддержка собственников, поддержка государства), а также аспекты, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами.

В качестве внешнего стресс-фактора учитывается влияние собственников на фонд (существует вероятность ухудшения финансового состояния фонда вследствие деятельности собственника), а также аспекты, которые не учтены или недостаточно учтены в модели в связи с особенностями объекта рейтинга либо кратковременными факторами.

Система показателей

I. Рыночные позиции

1. Специализация фонда

Раздел позволяет определить дополнительные возможности и риски, связанные со специализацией фонда и степенью зависимости фонда от рыночной конъюнктуры. Положительное влияние на рейтинг фонда оказывает специализация фонда на НПО, которая снижает риски влияния на деятельность фонда процесса реформирования ОПС.

2. История и репутация фонда и его инвесторов/учредителей

Раздел позволяет определить дополнительные возможности и риски, связанные с историей развития фонда и его репутацией среди клиентов и контрагентов. Фактор оценивается как для кэптивных, так и для рыночных фондов. Положительное влияние на оценку надежности НПФ оказывает длительная история работы на рынке НПФ.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • история и репутация фонда;
  • история и репутация инвесторов / учредителей фонда;

3. Величина собственного имущества

Значительная величина собственного имущества свидетельствует о высокой конкурентной позиции фонда на пенсионном рынке, что оказывает положительное влияние на рейтинг надежности НПФ.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • объем собственного имущества;
  • динамика собственного имущества фонда.

4. География деятельности

Раздел позволяет определить, насколько текущая география деятельности фонда соответствует структуре его обязательств, обеспечивает реализацию потенциала развития, а также способствует реализации стратегических целей. Широкая география деятельности фонда позволяет ему поддерживать прочные отношения с клиентами, что оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • география по НПО;
  • география по ОПС.

5. Клиентская база

Раздел позволяет оценить риски, связанные с клиентской базой фонда по НПО и ОПС. Положительное влияние на рейтинг оказывают позитивная динамика числа клиентов и застрахованных лиц, низкая доля расторгнутых договоров.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • клиентская база по НПО;
  • клиентская база по ОПС.

II. Финансовый анализ

1. Капитал и резервы

Цель раздела – определить, в какой степени фонд способен покрыть убытки от инвестирования пенсионных средств, которые могут возникнуть в ходе его деятельности, а также сохранить свою финансовую устойчивость в случае неблагоприятной рыночной ситуации. Положительное влияние на уровень рейтинга оказывает значительный объем ИОУД, позволяющий фонду существовать в условиях отсутствия инвестиционного дохода в течение нескольких лет, высокое соотношение ИОУД и пенсионных средств, а также значительный объем страхового резерва (по отношению к резервам покрытия пенсионных обязательств)..

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • достаточность ИОУД и страхового резерва;
  • финансовое состояние инвесторов/учредителей.

2. Инвестиционная стратегия

В рамках раздела оценивается вероятность потерь, вызванных низким качеством активов, а также ненадлежащим контролем со стороны фонда. Положительное влияние на рейтинг фонда оказывают консервативная структура пенсионных накоплений, резервов и ИОУД с низкой долей инструментов, подверженных фондовому риску, высокая диверсификация портфеля по типу инструментов и эмитентов, отсутствие в портфелях инструментов эмитентов, связанных с НПФ, УК или специализированным депозитарием фонда. Также позитивно расценивается доходность, превышающая инфляцию.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • пенсионные резервы:
    • структура;
    • доходность, полученная от размещения;
    • доходность, начисленная на счета;
  • пенсионные накопления:
    • структура;
    • доходность, полученная от размещения;
    • доходность, начисленная на счета;
  • ИОУД:
    • структура;
    • доход от размещения ИОУД.

3. Актуарные риски

В рамках раздела оценивается способность фонда по выполнению своих обязательств по НПО в средне- и долгосрочной перспективе. Положительное влияние на рейтинг оказывают невысокая ставка дисконтирования, актуальная таблица смертности, а также отсутствие рекомендаций со стороны актуария.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • результаты актуарной оценки НПО;
  • результаты актуарной оценки ОПС;
  • оценка предпосылок, использованных для составления актуарного отчета;
  • оценка текущей ликвидности.

III. Управление и риск-менеджмент

1. Профессиональные организации

В рамках раздела оцениваются риски, связанные с основными юридическими лицами – контрагентами фонда – и с участием фонда в профессиональных организациях. Позитивно оцениваются контрагенты с высокими рейтингами надежности, а также лидеры отрасли.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • вхождение в СРО;
  • надежность депозитария;
  • качество аудитора.

2. Качество организации бизнес-процессов и контроль операционных рисков

В рамках раздела оцениваются риски, связанные с нарушениями в регламентации бизнес-процессов фонда, с организационной формой фонда, а также риски, связанные с IT-системой фонда. Высокий уровень организации бизнес-процессов, характеризующийся высоким уровнем регламентации и контролем операционных рисков, оказывает позитивное влияние на уровень рейтинга.

Основные показатели, оцениваемые в рамках раздела:

  • регламентация основных бизнес-процессов;
  • организационная структура фонда;
  • уровень организации IT-системы;
  • качество работы с агентами.

3. Информационная прозрачность

В разделе оцениваются уровень информационной прозрачности фонда и риски, связанные с неполучением клиентами вовремя необходимой информации или наложением санкций на фонд за несоответствие законодательству. Положительное влияние на рейтинг оказывает высокий уровень информационной прозрачности, при котором фонд публикует на сайте не только обязательную для публикации информацию, а также структуру портфелей пенсионных накоплений и резервов и доходность.

4. Управление инвестиционными рисками

В разделе определяется, насколько текущая инфраструктура управления инвестиционными рисками (рисками ликвидности, рыночными и кредитными рисками, связанными с процессом инвестирования имущества фонда) соответствует профилю рисков, принимаемых на себя фондом. Позитивно оценивается высокий уровень контроля за деятельностью УК, высокая диверсификация пенсионных накоплений и резервов по УК, а также наличие собственного подразделения по управлению инвестиционными рисками.

4. Стратегия

В разделе определяется, имеет ли деятельность фонда достаточное стратегическое обеспечение, то есть подчинена ли она стратегическим целям (средне- и долгосрочным), и каким образом организован процесс определения этих целей. Наличие не только краткосрочной стратегии развития и регулярное корректирования стратегии с учетом последних тенденций на рынке оказывает положительное влияние на рейтинг.

Методология присвоения рейтингов надежности негосударственных пенсионных фондов из России базируется на ряде ключевых рейтинговых предположений, на основании которых принимается решение о рейтинговом действии. Данные предположения касаются макроэкономической и политической ситуации в России и их влияния на деятельность российских негосударственных пенсионных фондов в ближайшие 12 месяцев. Ключевые рейтинговые предположения подлежат пересмотру раз в год,  либо чаще в случае непредвиденных шоков.

Ключевые рейтинговые предположения на 2017 год

  • Динамика ВВП России за 2017 будет находиться в диапазоне от +0,5% до +1,5%.
  • Мы ожидаем, что среднегодовая цена на нефть марки «Urals» за 2017 год будут находиться в диапазоне 40-55$ за баррель.
  • Инфляция за 2017 год будет находиться в диапазоне 4-7%.
  • Мы ожидаем сохранение до конца 2017 года политической напряженности в отношениях России с Украиной, США и странами ЕС, что предполагает сохранение введенных ранее санкций против России и ответных санкций России в отношении отдельных стран. При этом Агентство не предполагает значительного усиления экономических санкций в 2017 году.
  • Агентство ожидает сохранения политической стабильности внутри страны и отсутствие резкой смены выбранного политического курса.
  • ЦБ РФ в 2017году не допустит резкого ослабления рубля сопоставимого с концом 2014-началом 2015 гг.
  • Агентство предполагает, что российские власти и Банк России приложат максимальные усилия для поддержания финансовой стабильности системно значимых банков, а также крупных банков с государственным участием в капитале.
  • Ключевая ставка ЦБ РФ к концу 2017 года составит 8-10%.
  • Сохранение плавающего обменного курса.
  • Уровень безработицы составит от 5,5 до 6,5%.