FAQ – рейтинги банков
Поделиться
VK


FAQ – рейтинги банков

1. Зачем банку рейтинг?

Кредитный рейтинг необходим российским банкам для успешной коммуникации с ключевыми участниками своей деятельности (stakeholders).

Актуальной задачей, стоящей перед российскими банками сегодня, является привлечение дешевых иностранных ресурсов в форме организации синдицированных кредитов, размещения облигационных займов, выхода на первичное публичное размещение акций (IPO), продажи пакетов акций или всего бизнеса путем слияний и поглощений (M&A). В то же время основной проблемой отечественных кредитных институтов является их нетранспарентность, которая выражается: с одной стороны - в непрозрачности собственности, с другой - в "дутой" структуре капитала и активов банка. В ходе процедуры присвоения кредитного рейтинга банку рейтинговое агентство тщательно изучает структуру собственности банка, его основных клиентов, специализацию, финансовые соотношения. Полученная информация непосредственно отражается в рейтинговой оценке. Это важнейший сигнал для потенциальных инвесторов. Кредитный рейтинг банка имеет зачастую определяющее значение в процессе привлечения потенциальных инвесторов (например, в ходе road show), а также при последующем взаимодействии с ними (investor relations).

Присвоение кредитного рейтинга может определять отношения банков со своими клиентами. С 1 июля 2006 года страховые компании, согласно новым правилам, смогут размещать страховые резервы на банковских депозитах в объеме 40% от суммарной величины. Это будет происходить только в том случае, если данные банки имеют рейтинг международного агентства (большой тройки) не менее двух уровней от суверенного рейтинга России или рейтинг аналогичного уровня российского агентства. Банки, депонирующие значительные средства страховщиков, будут вынуждены получить кредитный рейтинг, чтобы не потерять своих ключевых клиентов.

Большое значение кредитные рейтинги имеют и для собственников банка. Присвоенный рейтинг и его обоснование очень часто помогают понять собственнику результаты деятельности своих менеджеров, финансовую политику, а также те риски, которые могут повлиять на кредитоспособность банка.

2. Является ли рейтинг критерием выбора банка клиентом? Кто более склонен опираться на эту информацию: физические или юридические лица?

Как уже отмечалось, с 1 июля 2006 года наличие кредитного рейтинга станет обязательным условием размещения 40% страховых резервов в банковских депозитах. Кроме того, растет число компаний, ответственно подходящих к процессу выбора банка. С ростом количества услуг, предоставляемых банком компании, растет и зависимость этой компании от финансовой устойчивости банка. Банкротство банка может нанести существенный урон бизнесу компании. Участники рынка это понимают, и наличие у банка кредитного рейтинга является большим плюсом для клиентов (компаний).

Физические лица пока не уделяют рейтингам банков столь пристального внимания. В то же время, маркетинговые исследования показывают устойчивое повышение роли банковского брэнда для клиентов-"физиков". Кредитный рейтинг может стать сильнейшим инструментом маркетинговых кампаний и PR-акций, проводимых банком для населения. Наибольшего успеха достигнут те кредитные институты, которые смогут эффективно интегрировать рейтинговую оценку в брэнд банка, сделать её понятной и информативной для потенциальных и существующих клиентов.

3. Можно ли говорить - чем крупнее становится региональный российский банк, тем больше он нуждается в оценке своей деятельности по международным стандартам?

Региональные банки проигрывают столичным по объемам операций и размеру собственного капитала, но динамика их развития чрезвычайно высока. В настоящий момент иностранные инвесторы уже готовы приобретать успешные региональные банки. В частности, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) уже приобрел блокирующие пакеты акций ростовского банка "Центр-инвест", нижегородского НБД-банка, владивостокского "Дальневосточного банка", краснодарского "Инвестиционного банка Кубани", челябинского "Челиндбанка", новосибирского "Сибакадембанка", екатеринбургского "Уралтрансбанка", а сейчас планирует приобрести блокпакет Ханты-Мансийского банка (ХМБ). Помимо ЕБРР, к региональным банкам активно присматриваются и другие иностранные банки.

По нашим оценкам, процессы приобретения иностранными организациями долей в отечественных региональных банках будут набирать обороты в ближайшем будущем. Региональные банки заинтересованы не только в получении значительных ресурсов, но и в дальнейших партнерских отношениях с зарубежными организациями - привлечении финансирования на льготных условиях. По мнению участников рынка, наличие иностранных кредитных организаций в числе акционеров повышает статус банка, делает его более привлекательным для партнеров и клиентов. Зарубежные организации стремятся вложить свои средства в активно растущий банковский бизнес, в том числе в высокодоходную банковскую деятельность в регионах.

Развитие региональных банков требует значительного финансирования путем привлечения синдицированных кредитов, облигационных займов и продажи пакетов акций. Необходимым условием реализации данных стратегий является переход региональные банков на МСФО. Отчетность, составленная по стандартам МСФО, которую заверили аудиторы "большой четверки", является понятной и доступной иностранному инвестору. Российские стандарты бухгалтерского учета, как правило, не позволяют потенциальным инвесторам и собственникам банка "разговаривать на одном языке". Международные стандарты являются более строгими в отношении обязательного раскрытия информации о собственниках и деятельности банка, предъявляют требования к структуре банковского капитала. В то же время отечественные стандарты удобны для оценки конкретных аспектов деятельности банка.

4. Влияет ли наличие рейтинга на возможность получения банком зарубежных инвестиций?

Кредитный рейтинг является необходимым условием для привлечения зарубежных инвестиций. Данное правило выполняется не только в развитых странах. Иностранные инвесторы, как правило, в состоянии с большей или меньшей точностью оценить страховые риски государства. Однако оценка "национальной премии за риск", то есть рисковой надбавки конкретного эмитента к уровню странового риска - это задача, невыполнимая для большинства иностранных инвесторов. Зарубежные модели риск-менеджмента неэффективны перед деятельностью национальных банков, имеющей свою специфику. Поэтому проводить оценку финансовой устойчивости национальных эмитентов, в частности, российских кредитных институтов, должны специалисты, знающие особенности ведения бизнеса в конкретной стране. Дистанционный анализ финансовой устойчивости на базе отчетности (даже построенной по международным стандартам) будет заведомо неполным. Для получения комплексной оценки необходимо взаимодействие с менеджментом и ключевыми сотрудниками банка, проведение интервью и дополнительная информация. Важнейшим преимуществом национальных рейтинговых агентств является точное понимание отчетности, предоставляемой им по российским стандартам. Последняя, в свою очередь, является более детализированной и позволяет во многих случаях лучше понять конкретные аспекты деятельности банка и увидеть его потенциальные проблемы.