Кому удалось сохранить кредитоспособность в кризис
Филипп Мурадян, директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» |
Глобальный пандемический кризис оказал шоковое воздействие на российскую экономику. При этом негативные тенденции отнюдь не всегда означали ухудшение финансового состояния рейтингуемых «Эксперт РА» компаний. Некоторые отрасли оказались невосприимчивы к кризису, а какие-то даже смогли вырасти. Мы проанализировали ситуацию и попытались найти общее в характеристиках и действиях компаний, которым удалось сохранить докризисные рейтинги.
Много разной ликвидности
Финансовая устойчивость компании зависит в первую очередь от графика погашения долга и наличия гарантированного доступа к ликвидности, к рефинансированию коротких обязательств. Важное условие оперативности получения этой ликвидности — наличие диверсифицированного пула кредиторов, поскольку в кризисной ситуации решения в банках могут приниматься дольше, чем обычно. Диверсификация источников финансирования, в том числе с использованием рынка облигаций, — существенное подспорье для минимизации потерь в кризис.
Пример обратной ситуации — российская «нефтянка». Не все компании отрасли смогли пройти стрессовый период 2020 г. без просрочек по долгу из-за слабой ликвидности — жесткого графика погашения задолженности и зависимости от одного кредитора. Ситуация для сектора складывалась крайне негативно. Цены на Brent весной доходили до экстремально низких значений (около $20 за баррель). Когда свободные мощности для хранения нефти почти истощились, было подписано соглашение ОПЕК+, что для российских компаний впервые означало существенное сокращение добычи. А из-за бюджетного правила курс рубля, который долгие годы помогал экспортерам во время кризисных потрясений, в этот раз упал гораздо меньше цен на нефть.
Размер имеет значение
Золотое правило риск-менеджмента — «диверсифицируй всё». Это касается не только кредиторов, но и клиентской базы, поставщиков, подрядчиков, проектов в рамках работы с одним клиентом, продуктов компании. А важнейшим условием качественной диверсификации является достаточный масштаб деятельности. Пример — нефтесервисная отрасль. В кризис она столкнулась с падением спроса из-за сокращения капитальных затрат нефтяными компаниями. Это сокращение шло неравномерно: проекты ранжировались, как более или менее значимые, исходя из их геологических особенностей и прибыльности. Таким образом, от падения спроса меньше пострадали те нефтесервисные компании, у которых было больше проектов.
Убойное антикризисное оружие
Кредиторы в кризисный год оценили готовность менеджмента заемщиков оперативно реагировать на внешние вызовы. Речь идет, во-первых, о возможности сокращения или переноса инвестиционных программ. Во-вторых — о гибкой дивидендной политике, которая основывается на свободном денежном потоке или зависит от значений долговых метрик. В-третьих — о введении программ оптимизации операционных издержек. Совокупность этих мер позволила компаниям даже из наиболее пострадавших отраслей удерживать на приемлемом уровне свои долговые метрики.
Невозможность отложить исполнение масштабной инвестиционной программы, рост дивидендных выплат при сложной рыночной конъюнктуре и повышенной прогнозируемой долговой нагрузке с большой вероятностью будет означать для компании понижение кредитного рейтинга.
Мало долга — спи спокойно
Самый простой способ обеспечить устойчивость компании в кризис — это низкая долговая нагрузка, под которой понимают, как правило, соотношение чистого долга к EBITDA менее 1,5х. Такие показатели обычно имеют компании-лидеры в своих отраслях, которые взвешенно подходят к инвестиционной программе, сделкам M&A и имеют внутренние политики, регламентирующие низкий уровень закредитованности.
При мониторинге рейтингов компаний из разных отраслей мы отмечаем, что кредитное качество отдельных компаний не зависит напрямую только от общеотраслевых факторов. Грамотная работа менеджмента с собственниками, а также особенности сформированной бизнес-модели в совокупности позволяют многим компаниям сохранить уровень кредитоспособности. За последний год у агентства были и позитивные рейтинговые действия, когда мы видели, что индивидуальные сильные стороны компании перевешивают внешний макроэкономический негатив.
Источник: VTimes