Автор: Ксения Балясова, ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА»
Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20% и превысил 1,3 трлн рублей. Позитивная динамика во многом была обусловлена сделками лидеров, обеспечивших 80% прироста лизингового портфеля. В 2019 году темп роста рынка не превысит 15% ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах.
Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. Объем нового бизнеса по итогам прошлого года составил 1,31 трлн руб., что на 20% больше результатов 2017 года. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 123 компании, на которые, по нашей оценке, приходится около 96% всего лизингового рынка. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали всего 28 компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг», на который приходится более 12% рынка.
Объемы и динамика рынка могли оказаться выше, однако отсутствие крупных сделок, заключаемых традиционно в конце года, привело к тому, что на IV квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса (для сравнения — в 2016 и 2017 году более трети всех сделок приходилось на последний квартал).
Сумма новых лизинговых договоров в 2018 году выросла на 30%, превысив 2 трлн руб. При этом в сумме новых договоров отмечается повышение концентрации на трех крупнейших компаниях до 48% против 35% годом ранее. Именно сделками лидеров рынка был обусловлен рекордный за последние шесть лет рост лизингового портфеля, который за год вырос на 25% и составил 4,3 трлн рублей на 01.01.19. Так, без учета ГТЛК, «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» темп прироста портфеля составил менее 4%.
Лидером рынка третий год подряд становится компания ГТЛК, на которую приходится 16% объема нового бизнеса. Второе место удерживает «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой. На третье место в рэнкинге поднялся «ВТБ Лизинг», нарастив в прошлом году сделки в ж/д-сегменте. Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировал «РЕГИОН Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которого увеличился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом, в том числе за счет присоединения «МКБ-лизинг» в июле 2018 года.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2018 года
Место по новому бизнесу | Наименование компании | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.03.2019 | Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2018г., млн руб. | Темпы прироста нового бизнеса 2018/2017 | Сумма новых договоров лизинга за 2018г., млн руб. | Объем лизингового портфеля на 01.01.19, млн руб. | |
01.01.19 | 01.01.18 | ||||||
1 | 1 | Государственная транспортная лизинговая компания | 214 848 | 51,3% | 441 986 | 925 844 | |
2 | 2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 196 161 | 56,0% | 298 711 | 609 211 | |
3 | 4 | «ВТБ Лизинг» | ruA+ | 158 587 | 58,3% | 276 709 | 575 479 |
4 | 5 | «ЛК «Европлан» | 73 268 | 19,3% | н.д. | 84 397 | |
5 | 9 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 63 876 | 107,2% | 102 496 | 149 058 | |
6 | 3 | «ВЭБ-лизинг» | 58 654 | -46,2% | 76 784 | 374 076 | |
7 | — | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 50 670 | — | 90 894 | 192 623 | |
8 | 7 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 42 578 | 23,4% | 60 851 | 51 226 |
9 | 8 | «Сименс Финанс» | 38 967 | 16,0% | н.д. | 57 174 | |
10 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 34 488 | 50,3% | 54 642 | 47 749 |
11 | 11 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 23 360 | 21,9% | 32 583 | 40 495 |
12 | 16 | «Мэйджор Лизинг» | 21 882 | 81,6% | 35 375 | 36 223 | |
13 | 15 | «CARCADE Лизинг» | 20 622 | 55,6% | 29 664 | 22 817 | |
14 | 6 | «ТрансФин-М» | ruA- | 18 811 | -46,7% | 41 276 | 290 018 |
15 | — | «Росагролизинг» | 15 710 | — | 19 217 | 48 999 | |
16 | 13 | «Элемент Лизинг» | 14 214 | 3,1% | 20 955 | 15 709 | |
17 | 24 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 14 174 | 72,7% | 21 281 | 24 122 | |
18 | 35 | «РЕГИОН Лизинг» (ГК) | ruBBB- | 14 013 | 235,2% | 25 240 | 39 758 |
19 | 19 | «СТОУН-XXI» (ГК) | 13 761 | 32,1% | 20 503 | 17 526 | |
20 | 27 | «Райффайзен-Лизинг» | 10 095 | 47,8% | 13 952 | 18 278 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Замедляя ход
Основу лизингового рынка традиционно составляют транспортные сегменты, на которые по итогам 2018 года пришлось 73% объема нового бизнеса и 85% портфеля. Объем нового бизнеса с морскими и речными судами за прошедший год вырос более чем в два раза, что было во многом обусловлено крупными договорами компании ГТЛК, на которую приходится около 75% сделок в данном сегменте.
Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 году привело к замедлению темпов роста ж/д-сегмента, но несмотря на это, он второй год подряд продолжает демонстрировать положительную динамику и по итогам текущего года вырос на 49%. Наращивание сделок с ж/д-техникой в прошлом году было обусловлено увеличением спроса на подвижной состав вследствие роста объема грузовых перевозок на 2%, в том числе экспортных грузов на 4%, по данным «РЖД». По нашим оценкам, в текущем году меньший по сравнению с 2018 годом рост погрузки на ж/д-транспорте и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017-2018 годов, не позволят ж/д-сегменту вырасти более, чем на 30%.
Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 наибольшее влияние оказало на динамику авиализинга, объем нового бизнеса в котором по итогам прошлого года сократился на 17% по сравнению с результатами 2017 года. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, то снижение объемов сделок с авиатехникой привело к тому, что доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса по итогам прошлого года опустилась ниже 10%.
Помимо авиализинга отрицательную динамику продемонстрировали еще 2 из 18 сегментов, выделяемых «Эксперт РА», тогда как в 2017 году снижение объемов нового бизнеса отмечалось в 6 сегментах. Объем новых сделок с с/х-техникой в прошлом году снизился на 30% ввиду уменьшения объемов госсубсидирования, а объем нового бизнеса с телекоммуникационным оборудование сократился почти в 7 раз.
За счет интенсивного роста ж/д-сегмента доля крупного бизнеса среди лизингополучателей превысила 50%. Доля розничных сегментов, к которым «Эксперт РА» относит автосегмент, строительную и сельскохозяйственную технику, в объеме нового бизнеса снизилась до 44,4% против 46% за 2017 год. Тем не менее, в абсолютном выражении объем розницы вырос на 15,5% за счет положительной динамики автолизинга, как крупнейшего розничного сегмента.
Розничная опора
Объем субсидий, предоставленных на поддержку автолизинга, в 2018 году был сокращен до 8 млрд руб., тогда как годом выделялись 14 млрд руб. Несмотря на снижение объемов господдержки автолизинг продолжает оставаться крупнейшим сегментом на рынке. В 2018 году объем автосегмента вырос на 19% и составил 453 млрд руб. или 34,5% лизингового рынка.
Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. Основным источником финансирования покупки автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которых приходится около половины всех автопродаж.
Таблица 2.За 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей 1, тыс. шт. | 1 601 | 1 426 | 1 596 | 1 801 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 87 | 114 | 140 | 160 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 5,4 | 8,0 | 8,8 | 8,9 |
[1] Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Рост автосегмента был во многом обусловлен удовлетворением отложенного спроса на обновление устаревших основных фондов. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 лет в 2011 году до 13,1 лет в 2017 году. Кроме того, благоприятное влияние на рынок оказало снижение стоимости фондирования ввиду снижения ставок по банковским кредитам. Поддержку лизингу легковых автомобилей оказало развитие каршеринговых сервисов в крупных городах. В 2018 году только прирост столичного автопарка составил 11,5 тыс. штук автомобилей, что, по оценке «Эксперт РА», составляет около 7% всех переданных в течение года в лизинг легковых автомобилей. Результатом активного роста авторынка стало увеличение числа лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, на 10% за 2018 год, а также рост общего числа лизинговых сделок до 230 тысяч штук.
В результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению. Рост автосегмента в 2019 будет происходить за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». При сохранении запланированного на 2019 год объема господдержки (4,9 млрд руб.), автосегмент вырастет на 12%.
В погоне за объемом
Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018 году. Слабый экономический рост и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей, в результате чего темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 15% по оценкам «Эксперт РА».
На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга, крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5-5%. Небольшим компаниям будет затруднительно соревноваться с лидерами рынка в стоимости услуг, поскольку последние обладают возможностью привлекать более дешевое фондирование, а также имеют устоявшиеся связи с дилерами и производителями, что позволяет приобретать предметы лизинга на более выгодных условиях. Компании второго и третьего эшелона в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции: снижать авансы по сделкам и расширять клиентские сервисы, а также предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.
Источник: All-leasing.RU