Новые лица, прежний курс: чего ждать бизнесу от кабинета Мишустина
Поделиться
Facebook Twitter VK


Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав правительства, представленный несколько позже анонсированного времени, безусловно, интересный. Кабинет утратил много людей, бывших на слуху скорее в негативном контексте, и наоборот, приобрел ряд фигур, «широко известных в узких кругах».

Реальное наполнение будет понятно только после окончательного распределения портфелей в федеральных службах и агентствах — ведь все давно забыли, по каким критериям их создавали и делили в далеком 2004 году, когда некоторые министры были еще на студенческой скамье. Что можно сказать уже сейчас?

  • Почти все уволенные министры и вице-премьеры вызывали резкую критику — заслуженную или нет — в своих отраслях или у широкой публики. Их и принесли в жертву. Ушли оба социальных и оба образовательных министра, но при этом курирующий вице-премьер сохранила портфель. Сильнее всего искривший культурно-спортивный блок вообще был зачищен полностью.
  • Состав кабинета имеет мало знаковых фигур: он явно больше ориентирован на укрепление управляемости и построение процессов, нежели на возбуждение оптимизма финансовых рынков (они и без того более чем бодры) или заграницы. Правительство нашпиговали аппаратными зубрами, что соответствует задачам, заявленным премьером в Думе: государство как платформа, решение проблем нищеты и бедности, увеличение госрасходов при наведении порядка в реализации нацпроектов и повышения адресности социальных выплат.
  • Общее у новых вице-премьеров и министров — опыт в крупных реорганизациях или проведении мероприятий мирового масштаба (вице премьер Чернышенко и министр спорта Матицын) или запуска очень крупных проектов (вице-премьер Хуснуллин). Из регионов в этот раз был призван всего один губернатор (министр экономики Решетников) и ректор одного из наиболее заметных по своему развитию и международной активности региональных вузов.
  • Много поднятий на два-три бюрократических уровня — из замглавы ФНС или даже из московского вице-мэра сразу в вице-премьеры. Впрочем, премьера тоже подтянули таким же образом. Наблюдается явное омоложение социального, экономического и отраслевого блоков.
  • В тех ситуациях, когда не было претензий к министрам, их сохранили, но назначили свежих кураторов. При запуске нового кабинета не исключены трения между уже крепко сидящими министрами и «новыми метлами».
  • Опытнейшие Андрей Белоусов и Евгений Борисов, чей мандат был расширен с оборонки на ТЭК и промышленность, — известные сторонники государственного вмешательства в экономику. Передача Росимущества Минфину, с учетом традиционных позиций Минфина, также не сулит большого динамизма в вопросах приватизации. Возможно, это ведомство стало утешительным призом министру финансов, который утратил вице-премьерство. Впрочем, статус Минфина как суперминистерства, при аппаратно ослабленном Минэке, сомнению пока не подвергается.
  • Из очень условных «групп влияния» усилились круги, близкие к московской мэрии (вице-премьер на замену и два новых министра). Остальные что-то потеряли, что то приобрели. В итоге состав правительства оказался весьма сбалансированным, что отметил президент, принимая новых министров.

В целом от нового кабинета не стоит ждать ярких и немедленных действий. Скорее мы увидим ревизию и более целостное исполнение нацпроектов, повышенное внимание к контролю и удобству государственного «интерфейса» при общении с гражданами и бизнесом. Однако надеяться на сокращение темпов огосударствления экономики прошлый опыт назначенцев не позволяет. А это едва ли не самая главная проблема, стоящая перед российской экономикой.

Источник: Forbes

Публикации по тематике


Антон Табах в Cbonds Weekly News

Управляющий директор отдела макроэкономического анализа и прогнозирования АО «Эксперт РА» Антон Табах выступает с макроаналитическим прогнозом на канале Cbonds в программе Weekly News. 02.12.2021

Бедности порог: власти улучшили прогноз по снижению числа малоимущих

Известия

Уровень бедности в России в 2021-м и в следующие три года будет сокращаться более быстрыми темпами, чем предполагалось ранее, и уже по итогам 2023-го достигнет исторического минимума — 10,1%. В 2024-м показатель уменьшится до 9,6%. Такой прогноз содержится в Едином плане по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 года и на плановый период до 2030-го, который проанализировали «Известия». В Минэкономразвития отметили, что корректировка ожиданий частично связана с изменением методики расчета прожиточного минимума. Вместе с тем министерство прогнозирует восстановление допандемийных показателей реальных доходов населения к началу 2022 года.
20.10.2021

Восстановительный рост завершился раньше срока

Газета.ру

Реальные располагаемые доходы россиян могут снизиться по итогам года. При этом потенциал восстановления ВВП уже исчерпан, заявили в Минэкономразвития. По мнению опрошенных «Газетой.Ru» экспертов, на доходы населения сейчас влияет в основном инфляция. А вот экономический рост все же продолжится, просто будет идти не такими высокими темпами.
18.10.2021

Экономисты подсчитали, насколько вырастут цены в России в июле

РИА Новости

Экономисты подсчитали, насколько вырастут цены в России в июле
07.07.2021

Валютное «обнуление»: почему решение Минфина и ЦБ об отказе вкладывать средства ФНБ в доллары вызывает вопросы

Решение об отказе вкладывать средства ФНБ в доллары повышает зависимость фонда от не самых предсказуемых активов — золота и юаня, и ухудшает политический фон для предстоящего саммита России и США, считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах 04.06.2021