Новые лица, прежний курс: чего ждать бизнесу от кабинета Мишустина
Поделиться
Facebook Twitter VK


Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав правительства, представленный несколько позже анонсированного времени, безусловно, интересный. Кабинет утратил много людей, бывших на слуху скорее в негативном контексте, и наоборот, приобрел ряд фигур, «широко известных в узких кругах».

Реальное наполнение будет понятно только после окончательного распределения портфелей в федеральных службах и агентствах — ведь все давно забыли, по каким критериям их создавали и делили в далеком 2004 году, когда некоторые министры были еще на студенческой скамье. Что можно сказать уже сейчас?

  • Почти все уволенные министры и вице-премьеры вызывали резкую критику — заслуженную или нет — в своих отраслях или у широкой публики. Их и принесли в жертву. Ушли оба социальных и оба образовательных министра, но при этом курирующий вице-премьер сохранила портфель. Сильнее всего искривший культурно-спортивный блок вообще был зачищен полностью.
  • Состав кабинета имеет мало знаковых фигур: он явно больше ориентирован на укрепление управляемости и построение процессов, нежели на возбуждение оптимизма финансовых рынков (они и без того более чем бодры) или заграницы. Правительство нашпиговали аппаратными зубрами, что соответствует задачам, заявленным премьером в Думе: государство как платформа, решение проблем нищеты и бедности, увеличение госрасходов при наведении порядка в реализации нацпроектов и повышения адресности социальных выплат.
  • Общее у новых вице-премьеров и министров — опыт в крупных реорганизациях или проведении мероприятий мирового масштаба (вице премьер Чернышенко и министр спорта Матицын) или запуска очень крупных проектов (вице-премьер Хуснуллин). Из регионов в этот раз был призван всего один губернатор (министр экономики Решетников) и ректор одного из наиболее заметных по своему развитию и международной активности региональных вузов.
  • Много поднятий на два-три бюрократических уровня — из замглавы ФНС или даже из московского вице-мэра сразу в вице-премьеры. Впрочем, премьера тоже подтянули таким же образом. Наблюдается явное омоложение социального, экономического и отраслевого блоков.
  • В тех ситуациях, когда не было претензий к министрам, их сохранили, но назначили свежих кураторов. При запуске нового кабинета не исключены трения между уже крепко сидящими министрами и «новыми метлами».
  • Опытнейшие Андрей Белоусов и Евгений Борисов, чей мандат был расширен с оборонки на ТЭК и промышленность, — известные сторонники государственного вмешательства в экономику. Передача Росимущества Минфину, с учетом традиционных позиций Минфина, также не сулит большого динамизма в вопросах приватизации. Возможно, это ведомство стало утешительным призом министру финансов, который утратил вице-премьерство. Впрочем, статус Минфина как суперминистерства, при аппаратно ослабленном Минэке, сомнению пока не подвергается.
  • Из очень условных «групп влияния» усилились круги, близкие к московской мэрии (вице-премьер на замену и два новых министра). Остальные что-то потеряли, что то приобрели. В итоге состав правительства оказался весьма сбалансированным, что отметил президент, принимая новых министров.

В целом от нового кабинета не стоит ждать ярких и немедленных действий. Скорее мы увидим ревизию и более целостное исполнение нацпроектов, повышенное внимание к контролю и удобству государственного «интерфейса» при общении с гражданами и бизнесом. Однако надеяться на сокращение темпов огосударствления экономики прошлый опыт назначенцев не позволяет. А это едва ли не самая главная проблема, стоящая перед российской экономикой.

Источник: Forbes

Дополнительные материалы по тематике


Минфин планирует опасный профицит

Ужесточение финансовой политики поощряет мрачный настрой бизнеса и подавляет спрос. 11.08.2020

Вебинар «Национальные проекты: ожидания, результаты, перспективы»

Национальные проекты как новый инструмент социально-экономического развития России задумали сразу после начала нынешнего президентского срока Владимира Путина. Нацпроекты должны работать на цели его майских указов 2018 года, которые включают повышение продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет), снижение уровня бедности в два раза, а также вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира. 07.08.2020

Не все деньги мира: почему нельзя выйти из кризиса только за счет бюджета

Кризис — хорошее время, чтобы переосмыслить нацпроекты и подумать о мощных стимулах для частных инвестиций, считают главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах и преподаватель ВШЭ Анастасия Подругина. 05.08.2020

Эксперты прогнозируют снижение расходов на нацпроекты на 150 млрд рублей

Bankir.ru

Их реализация в 2020 году принесет ВВП страны 0,7%, подсчитали аналитики.
31.07.2020

В «Эксперт РА» дали оценку потенциального экономического спада по итогам 2020 года

Banki.ru

По итогам 2020 года спад в российской экономике составит 3,8%, а в следующем году можно ожидать роста на 3,5%. Такой прогноз приводится в исследовании рейтингового агентства «Эксперт РА» «Макроэкономический обзор: выход из пике».
29.07.2020