Новые лица, прежний курс: чего ждать бизнесу от кабинета Мишустина
Поделиться
VK


Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав кабинета не позволяет надеяться на снижение темпов огосударствления экономики России. Между тем именно эта проблема — главный тормоз развития страны.

Новый состав правительства, представленный несколько позже анонсированного времени, безусловно, интересный. Кабинет утратил много людей, бывших на слуху скорее в негативном контексте, и наоборот, приобрел ряд фигур, «широко известных в узких кругах».

Реальное наполнение будет понятно только после окончательного распределения портфелей в федеральных службах и агентствах — ведь все давно забыли, по каким критериям их создавали и делили в далеком 2004 году, когда некоторые министры были еще на студенческой скамье. Что можно сказать уже сейчас?

  • Почти все уволенные министры и вице-премьеры вызывали резкую критику — заслуженную или нет — в своих отраслях или у широкой публики. Их и принесли в жертву. Ушли оба социальных и оба образовательных министра, но при этом курирующий вице-премьер сохранила портфель. Сильнее всего искривший культурно-спортивный блок вообще был зачищен полностью.
  • Состав кабинета имеет мало знаковых фигур: он явно больше ориентирован на укрепление управляемости и построение процессов, нежели на возбуждение оптимизма финансовых рынков (они и без того более чем бодры) или заграницы. Правительство нашпиговали аппаратными зубрами, что соответствует задачам, заявленным премьером в Думе: государство как платформа, решение проблем нищеты и бедности, увеличение госрасходов при наведении порядка в реализации нацпроектов и повышения адресности социальных выплат.
  • Общее у новых вице-премьеров и министров — опыт в крупных реорганизациях или проведении мероприятий мирового масштаба (вице премьер Чернышенко и министр спорта Матицын) или запуска очень крупных проектов (вице-премьер Хуснуллин). Из регионов в этот раз был призван всего один губернатор (министр экономики Решетников) и ректор одного из наиболее заметных по своему развитию и международной активности региональных вузов.
  • Много поднятий на два-три бюрократических уровня — из замглавы ФНС или даже из московского вице-мэра сразу в вице-премьеры. Впрочем, премьера тоже подтянули таким же образом. Наблюдается явное омоложение социального, экономического и отраслевого блоков.
  • В тех ситуациях, когда не было претензий к министрам, их сохранили, но назначили свежих кураторов. При запуске нового кабинета не исключены трения между уже крепко сидящими министрами и «новыми метлами».
  • Опытнейшие Андрей Белоусов и Евгений Борисов, чей мандат был расширен с оборонки на ТЭК и промышленность, — известные сторонники государственного вмешательства в экономику. Передача Росимущества Минфину, с учетом традиционных позиций Минфина, также не сулит большого динамизма в вопросах приватизации. Возможно, это ведомство стало утешительным призом министру финансов, который утратил вице-премьерство. Впрочем, статус Минфина как суперминистерства, при аппаратно ослабленном Минэке, сомнению пока не подвергается.
  • Из очень условных «групп влияния» усилились круги, близкие к московской мэрии (вице-премьер на замену и два новых министра). Остальные что-то потеряли, что то приобрели. В итоге состав правительства оказался весьма сбалансированным, что отметил президент, принимая новых министров.

В целом от нового кабинета не стоит ждать ярких и немедленных действий. Скорее мы увидим ревизию и более целостное исполнение нацпроектов, повышенное внимание к контролю и удобству государственного «интерфейса» при общении с гражданами и бизнесом. Однако надеяться на сокращение темпов огосударствления экономики прошлый опыт назначенцев не позволяет. А это едва ли не самая главная проблема, стоящая перед российской экономикой.

Источник: Forbes

Публикации по тематике


Вебинар «Инфляция 2025: глобальные тренды и российская специфика», 17 декабря 2025 года

Как протекционистская политика Трампа повлияет на глобальную инфляцию и инфляцию в США? Как повышение НДС скажется на российской инфляции? Как противоречия между денежно-кредитной и бюджетно-налоговой повлияют на инфляцию в 2026 году? Эти и другие темы обсудили макроэкономисты Антон Табах и Анастасия Подругина вместе с гостями Егором Сусиным и Олегом Шибановым. 18.12.2025

Эксперты признали эффективность регулирования цен в Белоруссии

Ведомости

Белоруссия сумела справиться с усилением инфляции благодаря масштабному ценовому регулированию, введенному в октябре 2022 г. При этом для страны сохраняются повышенные инфляционные риски, связанные с внешней волатильностью, ростом издержек организаций и эффектами последующей либерализации цен. К таким выводам пришли экономисты "Эксперт РА" в исследовании, посвященном инфляции в Белоруссии "в условиях масштабного ценового регулирования". "Ведомости" с ним ознакомились.
17.11.2025

Не тот закон: почему суд может заставить Трампа вернуть собранные в бюджет пошлины

Forbes

Начавшееся в Верховном суде США рассмотрение законности новых таможенных тарифов, с помощью которых Дональд Трамп собирался пополнить казну и улучшить торговый баланс, с высокой долей вероятности закончится поражением президента. Но, как считает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах, отмененные тарифы можно будет ввести вновь, пусть и через менее удобные для Белого дома механизмы. А вот то, что уже собрали по новым правилам, придется вернуть бизнесу
12.11.2025

Терпение и труд: россияне стали рекордно быстро находить работу

Известия

Можно ли считать сокращение срока поиска работы показателем улучшения рынка труда
07.11.2025

Экономисты поспорили о рецессии и темпах роста ВВП России в 2025 году

Российская газета

Ведущие российские экономисты и аналитические центры разошлись в оценках роста ВВП России в 2025 году. Помимо Минэкономразвития, Банка России и Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), свои прогнозы "Российской газете" дали ведущие эксперты рынка. Одни считают, что в четвертом квартале страну ждет минусовая динамика ВВП, тогда как другие настроены более оптимистично и вполне допускают продолжение экономического роста.
06.11.2025