Рейс задерживается
Поделиться
VK


Объем нового лизингового бизнеса за первое полугодие 2019 года вырос всего на 13% из-за сжатия железнодорожного и авиасегментов. Положительную динамику лизинговый рынок показал за счет сделок с недвижимостью, водным и автотранспортом, однако без активизации сделок с самолетами и ж/д-техникой рынку будет сложно вырасти по итогам года более чем на 15%.

Объем нового бизнеса за первую половину текущего года вырос на 13% и достиг 730 млрд рублей, показав наименьший за последние три года рост (график 1). Снижение темпов роста по сравнению со значением аналогичного периода прошлого года связано прежде всего с сокращением объема нового бизнеса с железнодорожной и авиатехникой. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 106 компаний, на которые, по нашей оценке, приходится около 95% всего объема нового бизнеса в России. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали 24 компании, однако основное сдерживающее влияние на общую динамику рынка оказало уменьшение объема нового бизнеса компании ГТЛК, на которую приходится около 12% рынка против 22% годом ранее.

Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первое место поднялся «Сбербанк Лизинг», на долю которого приходится 19% рынка. Рост бизнеса компании обеспечили сделки с недвижимостью, на которые пришлось около половины нового бизнеса лидера рынка в первом полугодии 2019 года. На втором месте в рэнкинге компания ГТЛК, по-прежнему лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой, «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию по объему нового бизнеса. В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний на рынке лизинга по итогам первого полугодия 2019 года составила 39% против 51% годом ранее.

Сумма новых лизинговых договоров по итогам первой половины текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 12% и составила 1,2 трлн рублей. Увеличение суммы новых лизинговых сделок и отсутствие крупных расторгнутых договоров позитивно сказались на лизинговом портфеле, который за последние 12 месяцев вырос на 15% и составил 4,5 млрд рублей по итогам первого полугодия 2019 года. При этом наибольшее влияние на динамику совокупного портфеля оказали «Сбербанк Лизинг», ГТЛК и «ВТБ Лизинг», без учета которых рост лизингового портфеля не превысил бы 3%.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2019 года

Место по новому бизнесу Наименование компании Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 15.08.2019 Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за I полугодие 2019-го, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса I полугодие 2019-го / I полугодие 2018-го, % Объем лизингового портфеля на 01.07.2019, млн рублей
01.07.2019 01.01.2019
1 2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 138 718 10 767 681
2 1 Государственная транспортная лизинговая компания 89 284 –37 1 007 154
3 3 «ВТБ Лизинг» ruA+ 59 540 –5 566 137
4 6 «ВЭБ-лизинг» 43 358 86 389 439
5 4 «ЛК «Европлан» 39 735 26 94 259
6 7 «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 33 645 83 227 669
7 5 «Альфа-Лизинг» (ГК) 27 211 –14 157 486
8 8 «Балтийский лизинг» (ГК) ruA 24 711 27 57 562
9 10 «РЕСО-Лизинг» ruA+ 22 592 47 57 885
10 9 «Сименс Финанс» 19 960 15 61 422
11 11 «ЮниКредит Лизинг» ruAAA 12 942 34 43 894
12 «Открытый Лизинг» 11 729 н.д. 19 376
13 17 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 11 668 49 35 531
14 121 «РЕЙЛ1520» (ГК) 11 532 288 10 034
15 13 «Каркаде» ruA- 10 232 39 24 788
16 12 «Мэйджор Лизинг» 9152 25 27 854
17 40 «Транслизинг-сервис» 8945 1241 5006
18 - «Фольксваген Груп Финанц» 8820 120 18 521
19 16 «Элемент Лизинг» 7011 9 15 950
20 19 «СТОУН-XXI» (ГК) 6592 1 18 675

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Новые драйверы

Доля сегмента недвижимости в объеме нового бизнеса за первое полугодие 2019 года показала наибольший прирост и составила 11% рынка, что на 9 п.п. выше результата за аналогичный период прошлого года. Увеличению объема данного сегмента (+65 млрд рублей) способствовали сделки компании «Сбербанк Лизинг», на которую пришлось 89% объема нового бизнеса с недвижимостью. Помимо сделок с недвижимостью положительную динамику показал сегмент морских и речных судов, увеличивший долю с 4 до 10% за первое полугодие 2019 года, или на 40 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший объем нового бизнеса с водным транспортом пришелся на государственных игроков - ГТЛК и «ВЭБ Лизинг», доля которых составляет в данном сегменте 81%.

В первой половине 2019 года произошло сокращение объема лизинговых сделок с железнодорожной техникой, однако несмотря на это, железнодорожный сегмент по-прежнему занимает значительную долю рынка (20% по итогам первой половины 2019 года). Вторым крупным сегментом, показавшим отрицательную динамику вследствие сокращения количества крупных сделок у госигроков, стал авиализинг. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, снижение объемов сделок с авиатехникой привело к сжатию доли оперлизинга в объеме нового бизнеса до 8,4%, что является минимальным уровнем за последние годы.

Газ в пол

Общие продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года показали отрицательную динамику, сократившись на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), выросло с 9 до 10% в первом полугодии 2019 года. Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% - до 112 млрд рублей. Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что также позитивно отразилось на сегменте МСБ, доля которого выросла впервые за последние три года и составила около 49%. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля, по нашим оценкам, по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).

Таблица 2. За первое полугодие 2019 года около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг

2015 2016 2017 2018 I пг 2019
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (по данным AEB), тыс. шт. 1601 1426 1596 1801 829
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 87 114 140 160 81
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % 5,4 8,0 8,8 8,9 9,8

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

По итогам первой половины текущего года на топ-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса с автомобилями приходится более 70% сделок в автосегменте. Тем не менее автолизинг по-прежнему имеет наименьшую концентрацию на отдельных игроках, чем в других крупных сегментах. Так, 77% лизинговых компаний на рынке в первом полугодии заключали сделки с автотранспортом, в то время как с железнодорожной техникой работают 22% участников исследования, а с авиатехникой - 4% лизинговых компаний. При этом вполне логично, что значительная доля нового бизнеса с автомобилями обеспечивается специализированными компаниями: у семи из десяти лидеров автолизинга доля сделок с автомобилями превышает 60% объема нового бизнеса (график 3).

Тенденцией для автолизинговых компаний в 2016–2018 годах стало увеличение доли доходов от дополнительных услуг с 8 до 10% в общей структуре их доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов. «В 2018 году 82% договоров, заключенных нашей компанией, включали хотя бы одну допуслугу. В первом полугодии 2019 года число таких договоров возросло до 97%. Мы видим, что сервисное обслуживание способствует развитию рынка лизинга, является одним из важных драйверов его будущего роста», - отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан».

Шел четвертый год роста

Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018-м. Устойчивый тренд на снижение ключевой ставки в сочетании с госпрограммами по поддержке лизинга будет стимулировать повышение объема лизинговых операций. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста объема нового бизнеса по итогам 2019 года составят не менее 15%, при этом более высокие темпы прироста возможны только за счет крупных разовых сделок госкомпаний.

С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на второе полугодие 2019 года в размере 4 млрд рублей темпы прироста в автосегменте превысят 20% к концу текущего года. По нашим оценкам, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. На конец года рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых не представляется возможным, будет находиться в пределах 15 % по итогам текущего года.

Источник: Банковское обозрение

Публикации по тематике


Объем лизинга грузового транспорта в 2025 году может снизиться на 22%

АЭИ «ПРАЙМ»

МОСКВА, 13 мар - РИА Новости. Объем лизинга грузового транспорта в 2025 году может снизиться на 22% по сравнению с 2024 годом, следует из обзора "Эксперт РА", с которым ознакомилось РИА Новости.
13.03.2025

Лизингу не хватает новизны

Коммерсантъ

Сегменту нового бизнеса прогнозируют снижение второй год подряд
13.03.2025

На рынке лизинга ожидается дальнейшее сокращение сделок

Российская газета

Количество лизинговых сделок в 2024 году снизилось на 6%, объем рынка упал на 7%. В розничном сегменте наибольший спад пришелся на грузовые автомобили, в корпоративном - на воздушные, морские и речные суда. В 2025 году аналитики прогнозируют сокращение лизинговых сделок еще на 15-25%.
13.03.2025

23-й ежегодный форум «Лизинг в России», 3 декабря 2024 года

Крупнейшее в России событие для профессионалов рынка лизинга 09.12.2024

Доля автолизинга в новом бизнесе упала впервые с 2019 года

ТАСС

Доля автолизинга в новом бизнесе упала впервые с 2019 года
03.12.2024