Советкина Зоя, ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
Объем нового бизнеса за первую половину текущего года вырос на 13% и достиг 730 млрд рублей, показав наименьший за последние три года рост (график 1). Снижение темпов роста по сравнению со значением аналогичного периода прошлого года связано прежде всего с сокращением объема нового бизнеса с железнодорожной и авиатехникой. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 106 компаний, на которые, по нашей оценке, приходится около 95% всего объема нового бизнеса в России. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали 24 компании, однако основное сдерживающее влияние на общую динамику рынка оказало уменьшение объема нового бизнеса компании ГТЛК, на которую приходится около 12% рынка против 22% годом ранее.
Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первое место поднялся «Сбербанк Лизинг», на долю которого приходится 19% рынка. Рост бизнеса компании обеспечили сделки с недвижимостью, на которые пришлось около половины нового бизнеса лидера рынка в первом полугодии 2019 года. На втором месте в рэнкинге компания ГТЛК, по-прежнему лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой, «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию по объему нового бизнеса. В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний на рынке лизинга по итогам первого полугодия 2019 года составила 39% против 51% годом ранее.
Сумма новых лизинговых договоров по итогам первой половины текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 12% и составила 1,2 трлн рублей. Увеличение суммы новых лизинговых сделок и отсутствие крупных расторгнутых договоров позитивно сказались на лизинговом портфеле, который за последние 12 месяцев вырос на 15% и составил 4,5 млрд рублей по итогам первого полугодия 2019 года. При этом наибольшее влияние на динамику совокупного портфеля оказали «Сбербанк Лизинг», ГТЛК и «ВТБ Лизинг», без учета которых рост лизингового портфеля не превысил бы 3%.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам первого полугодия 2019 года
Место по новому бизнесу | Наименование компании | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 15.08.2019 | Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за I полугодие 2019-го, млн рублей | Темпы прироста нового бизнеса I полугодие 2019-го / I полугодие 2018-го, % | Объем лизингового портфеля на 01.07.2019, млн рублей | |
01.07.2019 | 01.01.2019 | |||||
1 | 2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 138 718 | 10 | 767 681 | |
2 | 1 | Государственная транспортная лизинговая компания | 89 284 | –37 | 1 007 154 | |
3 | 3 | «ВТБ Лизинг» | ruA+ | 59 540 | –5 | 566 137 |
4 | 6 | «ВЭБ-лизинг» | 43 358 | 86 | 389 439 | |
5 | 4 | «ЛК «Европлан» | 39 735 | 26 | 94 259 | |
6 | 7 | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 33 645 | 83 | 227 669 | |
7 | 5 | «Альфа-Лизинг» (ГК) | 27 211 | –14 | 157 486 | |
8 | 8 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 24 711 | 27 | 57 562 |
9 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 22 592 | 47 | 57 885 |
10 | 9 | «Сименс Финанс» | 19 960 | 15 | 61 422 | |
11 | 11 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 12 942 | 34 | 43 894 |
12 | – | «Открытый Лизинг» | 11 729 | н.д. | 19 376 | |
13 | 17 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 11 668 | 49 | 35 531 | |
14 | 121 | «РЕЙЛ1520» (ГК) | 11 532 | 288 | 10 034 | |
15 | 13 | «Каркаде» | ruA- | 10 232 | 39 | 24 788 |
16 | 12 | «Мэйджор Лизинг» | 9152 | 25 | 27 854 | |
17 | 40 | «Транслизинг-сервис» | 8945 | 1241 | 5006 | |
18 | - | «Фольксваген Груп Финанц» | 8820 | 120 | 18 521 | |
19 | 16 | «Элемент Лизинг» | 7011 | 9 | 15 950 | |
20 | 19 | «СТОУН-XXI» (ГК) | 6592 | 1 | 18 675 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Новые драйверы
Доля сегмента недвижимости в объеме нового бизнеса за первое полугодие 2019 года показала наибольший прирост и составила 11% рынка, что на 9 п.п. выше результата за аналогичный период прошлого года. Увеличению объема данного сегмента (+65 млрд рублей) способствовали сделки компании «Сбербанк Лизинг», на которую пришлось 89% объема нового бизнеса с недвижимостью. Помимо сделок с недвижимостью положительную динамику показал сегмент морских и речных судов, увеличивший долю с 4 до 10% за первое полугодие 2019 года, или на 40 млрд рублей в абсолютном выражении. Наибольший объем нового бизнеса с водным транспортом пришелся на государственных игроков - ГТЛК и «ВЭБ Лизинг», доля которых составляет в данном сегменте 81%.
В первой половине 2019 года произошло сокращение объема лизинговых сделок с железнодорожной техникой, однако несмотря на это, железнодорожный сегмент по-прежнему занимает значительную долю рынка (20% по итогам первой половины 2019 года). Вторым крупным сегментом, показавшим отрицательную динамику вследствие сокращения количества крупных сделок у госигроков, стал авиализинг. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, снижение объемов сделок с авиатехникой привело к сжатию доли оперлизинга в объеме нового бизнеса до 8,4%, что является минимальным уровнем за последние годы.
Газ в пол
Общие продажи легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года показали отрицательную динамику, сократившись на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), выросло с 9 до 10% в первом полугодии 2019 года. Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% - до 112 млрд рублей. Поддержку автолизингу оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах, как такси и каршеринг, что также позитивно отразилось на сегменте МСБ, доля которого выросла впервые за последние три года и составила около 49%. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля, по нашим оценкам, по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).
Таблица 2. За первое полугодие 2019 года около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | I пг 2019 | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей (по данным AEB), тыс. шт. | 1601 | 1426 | 1596 | 1801 | 829 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 87 | 114 | 140 | 160 | 81 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 5,4 | 8,0 | 8,8 | 8,9 | 9,8 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
По итогам первой половины текущего года на топ-10 лизинговых компаний по объему нового бизнеса с автомобилями приходится более 70% сделок в автосегменте. Тем не менее автолизинг по-прежнему имеет наименьшую концентрацию на отдельных игроках, чем в других крупных сегментах. Так, 77% лизинговых компаний на рынке в первом полугодии заключали сделки с автотранспортом, в то время как с железнодорожной техникой работают 22% участников исследования, а с авиатехникой - 4% лизинговых компаний. При этом вполне логично, что значительная доля нового бизнеса с автомобилями обеспечивается специализированными компаниями: у семи из десяти лидеров автолизинга доля сделок с автомобилями превышает 60% объема нового бизнеса (график 3).
Тенденцией для автолизинговых компаний в 2016–2018 годах стало увеличение доли доходов от дополнительных услуг с 8 до 10% в общей структуре их доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг в автосегменте (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов. «В 2018 году 82% договоров, заключенных нашей компанией, включали хотя бы одну допуслугу. В первом полугодии 2019 года число таких договоров возросло до 97%. Мы видим, что сервисное обслуживание способствует развитию рынка лизинга, является одним из важных драйверов его будущего роста», - отмечает Александр Михайлов, генеральный директор компании «Европлан».
Шел четвертый год роста
Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018-м. Устойчивый тренд на снижение ключевой ставки в сочетании с госпрограммами по поддержке лизинга будет стимулировать повышение объема лизинговых операций. В результате, согласно прогнозу «Эксперт РА», темпы прироста объема нового бизнеса по итогам 2019 года составят не менее 15%, при этом более высокие темпы прироста возможны только за счет крупных разовых сделок госкомпаний.
С учетом утвержденного объема господдержки автолизинга на второе полугодие 2019 года в размере 4 млрд рублей темпы прироста в автосегменте превысят 20% к концу текущего года. По нашим оценкам, меньший по сравнению с 2018-м рост погрузки на железнодорожном транспорте в текущем году и сокращение дефицита подвижного состава не позволят железнодорожному сегменту прибавить более 15%. На конец года рост авиализинга, который в основном сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит до 10% и будет во многом зависеть от аренды отечественных самолетов. Динамика объема нового бизнеса в остальных сегментах за исключением лизинга судов и недвижимости при отсутствии крупных разовых сделок, прогнозирование которых не представляется возможным, будет находиться в пределах 15 % по итогам текущего года.
Источник: Банковское обозрение