За январь — сентябрь 2019 года объем нового бизнеса вырос только на 2%, едва превысив 1 трлн рублей. Согласно прогнозу «Эксперт РА», по итогам 2019-2020 годов рост лизингового рынка составит не более 5–7%, при этом большие темпы прироста возможны только в случае активизации сделок с железнодорожной и авиатехникой
Советкина Зоя, ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
За девять месяцев 2019-го рынок лизинга достиг 1030 млрд рублей, что всего на 2% больше аналогичного периода прошлого года. Однако, если разделить новый бизнес на корпоративный — морские и речные суда, железнодорожный и авиатранспорт — и остальные сегменты, то станет очевидно, что давление на рынок оказывает динамика первого сегмента (падение более чем на 30%, график 1). Значительное снижение темпов роста рынка обусловлено динамикой в железнодорожном и авиасегментах (–43 и –64% соответственно), что во многом обусловлено сокращением объема нового бизнеса с данным имуществом крупных государственных лизинговых компаний. Если железнодорожный сегмент показал отрицательную динамику вследствие снижения цен на каменный уголь, который активно поставлялся на экспорт, то авиасегмент сильно зависит от поставок в финансовый и операционный лизинги самолетов SSJ100. При этом остальные сегменты, напротив, продолжают показывать двузначные темпы роста: +36% по сравнению с девятью месяцами прошлого года, в том числе объем нового бизнеса с недвижимостью показал рост более чем в 5 раз за счет эффекта низкой базы, а объем автолизинга вырос на 23% за аналогичный период.
Общее количество проданных легковых и легких коммерческих автомобилей за девять месяцев 2019 года показывало отрицательную динамику: –2%по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно данным АЕБ. Однако проникновение лизинга в продажи легковых и легких коммерческих автомобилей продолжает расти и по итогам первых трех кварталов 2019 года, по оценкам «Эксперт РА», составило 10,5% (график 2). Увеличение доли лизинга в автопродажах обусловлено не только падением объема продаж автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте, в том числе вследствие работы лизинговых компаний с активно развивающимися таксомоторными парками и каршеринговыми компаниями. Кроме того, в условиях слабого экономического роста представители МСБ чаще используют лизинг, который позволяет обновить старый парк автомобилей без существенного отвлечения оборотных средств.
Объем лизингового портфеля на 01.10.19 составил почти 4,6 трлн рублей, прибавив за последние 12 месяцев 12% против 25% годом ранее. Несмотря на стагнацию суммы лизинговых договоров, портфель продолжает расти в связи активным ростом розничных сделок на фоне длинной дюрации крупных корпоративных договоров, «выгашивание» которых растянуто на горизонте свыше пяти лет. Лидерами рынка по-прежнему остаются госкомпании: на первом месте с ростом нового бизнеса в 2% — «Сбербанк Лизинг», на втором — компания ГТЛК, объем нового бизнеса которой уменьшился на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «ВТБ Лизинг» занимает третью позицию, также показав снижение объемов на 17%. В совокупности доля топ-3 лизинговых компаний в объеме нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2019-го снизилась до 37% против 46% годом ранее.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за 9 месяцев 2019 года
Место по новому бизнесу | Наименование ЛК | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 08.11.2019 | Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 9 месяцев 2019-го, млн рублей | Темпы прироста нового бизнеса 9 месяцев 2019 / 9 месяцев 2018-го, % | Сумма новых договоров лизинга за 9 месяцев 2019-го, млн рублей | Объем лизингового портфеля на 01.10.2019, млн рублей | |
01.10.19 | 01.10.18 | ||||||
1 | 2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 166 038 | 2 | 298 548 | 769 575 | |
2 | 1 | Государственная транспортная лизинговая компания | 121 832 | –36 | 197 502 | 1 029 090 | |
3 | 3 | «ВТБ Лизинг» | ruAA- | 93 782 | –17 | 147 573 | 575 755 |
4 | 4 | «ЛК «Европлан» | 60 353 | 18 | н.д. | 100 468 | |
5 | 5 | «ВЭБ-лизинг» | 55 273 | 19 | 84 029 | 361 860 | |
6 | 6 | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 43 862 | –3 | 66 881 | 230 774 | |
7 | 7 | «Альфа-Лизинг» (ГК) | 40 681 | –9 | 63 494 | 162 345 | |
8 | 8 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 39 451 | 27 | 56 233 | 62 267 |
9 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 35 836 | 49 | 56 588 | 65 151 |
10 | 9 | «Сименс Финанс» | 32 563 | 22 | 49 084 | 65 742 | |
11 | 38 | «РЕЙЛ1520» (ГК) | 18 486 | 571 | 1797 | 2 739 | |
12 | 12 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 17 894 | 12 | 24 928 | 45 535 |
13 | 16 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 17 861 | 70 | 26 912 | 41 682 | |
14 | 14 | «Мэйджор Лизинг» | 16 984 | 23 | 32 740 | 31 477 | |
15 | 13 | «Каркаде» | ruA- | 16 063 | 14 | 23 240 | 26 080 |
16 | - | «Открытый Лизинг» | 14 933 | – | 26 609 | 23 352 | |
17 | - | «Фольксваген Груп Финанц» | 13 483 | – | 21 035 | 19 866 | |
18 | 15 | «Росагролизинг» | ruA | 12 936 | 10 | 16 582 | 51 772 |
19 | 18 | «Элемент Лизинг» | 12 877 | 29 | 18 998 | 17 903 | |
20 | 23 | «Райффайзен-Лизинг» | 12 801 | 114 | 18 661 | 26 744 |
Источник: «Эксперт РА», по данным анкетирования лизинговых компаний
Согласно прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста нового бизнеса составит не более 5%. На четвертый квартал, как правило, приходится наибольшая доля сделок лизинговых компаний, однако мы не ожидаем взрывного наращивания крупных корпоративных сделок в конце этого года, что приведет к сохранению слабого роста, который был отмечен в январе — сентябре 2019 года. Прогноз на 2020 год основан на следующих предпосылках: темп роста реального ВВП 1,8% при инфляции по итогам года на уровне 3,3%, что приведет к дальнейшему снижению ключевой ставки вплоть до 5,75% к концу 2020 года. Железнодорожный сегмент в следующем году продолжит сжатие в силу роста профицита вагонов, а авиасегмент продемонстрирует позитивную динамику на фоне низкой базы текущего года, которая, однако, не позволит сегменту выйти по объему в лидеры рынка. Автолизинг останется драйвером лизинговой отрасли, но его рост будет слабеть: 17% в 2020 году против 25% в 2019-м. В итоге в 2020 году рост лизингового рынка, по прогнозам Агентства, составит около 7% (график 3), при этом более высокие темпы роста будут возможны в случае наличия разовых крупных корпоративных сделок.
Источник: Банковское обозрение