Балясова Ксения, Ведущий аналитик по банковским рейтингам «Эксперт РА» |
Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20%, превысив 1,3 трлн рублей. Динамика рынка во многом была обусловлена сделками с железнодорожной техникой и автотранспортом, которые окажут ему поддержку и в следующем году. Однако темпы роста нового бизнеса в 2019 году не превысят 15% вследствие снижения активности лизингополучателей на фоне замедления экономики
Объем нового бизнеса по итогам прошлого года составил 1,31 трлн рублей, что на 20% больше результатов 2017 года. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 123 компании, на которые, по нашей оценке, приходится около 96% всего лизингового рынка. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали всего 28 компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг», входящая в топ-10 лизингодателей. Объемы и динамика рынка могли оказаться выше, однако отсутствие крупных сделок, заключаемых традиционно в конце года, привело к тому, что на четвертый квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса (для сравнения - в 2016 и 2017 годах более трети всех сделок приходилось на последний квартал). Замедление темпов роста крупнейших игроков привело к сохранению концентрации на госкомпаниях на уровне 57%, что соответствует показателю 2017 года.
Сумма новых лизинговых договоров в 2018 году выросла на 30%, превысив 2 трлн рублей. При этом в сумме числа новых договоров отмечается повышение концентрации на трех крупнейших компаниях до 48% против 35% годом ранее за счет более долгосрочного характера сделок крупнейших игроков. Именно сделками лидеров рынка был обусловлен рекордный за последние шесть лет рост лизингового портфеля, который за год вырос на 25% и составил 4,3 трлн рублей на 01.01.19. Так, без учета компаний ГТЛК, «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» темп прироста портфеля составил менее 4%.
Лидером рынка третий год подряд становится компания ГТЛК, на которую приходится 16% объема нового бизнеса. Второе место удерживает компания «Сбербанк Лизинг», лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой. На третье место в рэнкинге поднялась компания «ВТБ Лизинг», существенно нарастившая в прошлом году сделки в железнодорожном сегменте. Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировала компания «РЕГИОН Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой увеличился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом, в том числе за счет присоединения «МКБ-лизинг» в июле 2018 года.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2018 года
Место по новому бизнесу | Наименование компании | Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.04.2019 | Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2018 год, млн рублей | Темпы прироста нового бизнеса 2018/2017, % | Сумма новых договоров лизинга за 2018 год, млн рублей | Объем лизингового портфеля на 01.01.19, млн рублей | |
01.01.19 | 01.01.18 | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1 | Государственная транспортная лизинговая компания | 214 848 | 51,3 | 441 986 | 925 844 | |
2 | 2 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 196 161 | 56,0 | 298 711 | 609 211 | |
3 | 4 | «ВТБ Лизинг» | ruA+ | 158 587 | 58,3 | 276 709 | 575 479 |
4 | 5 | ЛК «Европлан» | 73 268 | 19,3 | н.д. | 84 397 | |
5 | 9 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 63 876 | 107,2 | 102 496 | 149 058 | |
6 | 3 | «ВЭБ-лизинг» | 58 654 | –46,2 | 76 784 | 374 076 | |
7 | - | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 50 670 | – | 90 894 | 192 623 | |
8 | 7 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 42 578 | 23,4 | 60 851 | 51 226 |
9 | 8 | «Сименс Финанс» | 38 967 | 16,0 | н.д. | 57 174 | |
10 | 10 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 34 488 | 50,3 | 54 642 | 47 749 |
11 | 11 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 23 360 | 21,9 | 32 583 | 40 495 |
12 | 16 | «Мэйджор Лизинг» | 21 882 | 81,6 | 35 375 | 36 223 | |
13 | 15 | «CARCADE Лизинг» | 20 622 | 55,6 | 29 664 | 22 817 | |
14 | 6 | «ТрансФин-М» | ruA- | 18 811 | –46,7 | 41 276 | 290 018 |
15 | - | «Росагролизинг» | 15 710 | – | 19 217 | 48 999 | |
16 | 13 | «Элемент Лизинг» | 14 214 | 3,1 | 20 955 | 15 709 | |
17 | 24 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 14 174 | 72,7 | 21 281 | 24 122 | |
18 | 35 | «РЕГИОН Лизинг» (ГК) | ruBBB- | 14 013 | 235,2 | 25 240 | 39 758 |
19 | 19 | «СТОУН-XXI» (ГК) | 13 761 | 32,1 | 20 503 | 17 526 | |
20 | 27 | «Райффайзен-Лизинг» | 10 095 | 47,8 | 13 952 | 18 278 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Вагоны поддержали
Ключевым драйвером лизингового рынка стал железнодорожный сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. За счет активного роста объемов лизинговых сделок с железнодорожной техникой доля данного сегмента на рынке выросла с 21 до 26%. Как следствие доля крупного бизнеса в разрезе лизингополучателей по итогам года превысила 50% впервые с 2014 года. Авиализинг из-за отсутствия крупных сделок в последнем квартале показал отрицательную динамику: объем нового бизнеса сократился на 17% против роста на 31% годом ранее.
Доля розничных сегментов, к которым «Эксперт РА» относит автосегмент, строительную и сельскохозяйственную технику, в объеме нового бизнеса снизилась до 44,4% против 46% за 2017 год. Тем не менее в абсолютном выражении объем розницы вырос на 15,5% за счет положительной динамики автолизинга. Несмотря на снижение объемов господдержки до 8 млрд рублей против 14 млрд рублей, выделяемых годом ранее, автолизинг продолжает оставаться крупнейшим сегментом на рынке. По итогам 2018 года объем автосегмента вырос на 19% и составил 453 млрд рублей, или 34,5% лизингового рынка.
Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. Основным источником финансирования покупки автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится около половины всех автопродаж.
Таблица 2. За 2018 год около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг
2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. | 1601 | 1426 | 1596 | 1801 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 87 | 114 | 140 | 160 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 5,4 | 8,0 | 8,8 | 8,9 |
Источник «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний
Рост автосегмента был во многом обусловлен удовлетворением отложенного спроса на обновление устаревших основных фондов. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011-м до 13,1 года в 2017-м. Кроме того, благоприятное влияние на лизинговый рынок оказало снижение стоимости фондирования ввиду снижения ставок по банковским кредитам.
Поддержку лизингу легковых автомобилей оказало развитие каршеринговых сервисов в крупных городах. В 2018 году только прирост столичного автопарка достиг 11,5 тыс. штук автомобилей, что, по оценке «Эксперт РА», составляет около 7% всех переданных в течение года в лизинг легковых автомобилей. Результатом активного роста авторынка стали увеличение числа лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, на 10% за 2018 год, а также рост общего числа лизинговых сделок до 230 тыс. штук.
Конкуренция возрастает
Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018 году. Слабый экономический рост и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей. По итогам 2019 года объем рынка увеличится не более чем на 15%, при этом будет отмечаться замедление темпа роста у драйверов рынка - лизинга железнодорожной техники и автомобилей.
В текущем году меньший по сравнению с 2018 годом рост погрузки на железнодорожном транспорте и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017-2018 годов, не позволят железнодорожному сегменту вырасти более чем на 30%. Рост авиализинга, который почти на 95% сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит от 5 до 10% и будет во многом зависеть от крупных сделок по лизингу самолетов SSJ-100 для «Аэрофлота» и его дочерних структур.
В результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению. Рост автосегмента в 2019 году будет происходить прежде всего за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». Выделенный на 2019 году объем господдержки в 4,9 млрд рублей был полностью выбран в течение первого квартала. При отсутствии дополнительных субсидий объем автосегмента по итогам года вырастет не более чем на 12%.
На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5-5%. Небольшим компаниям будет трудно соревноваться с лидерами рынка в стоимости услуг, поскольку последние обладают возможностью привлекать более дешевое фондирование, а также имеют устоявшиеся связи с дилерами и производителями, что позволяет приобретать предметы лизинга на более выгодных условиях. Компании второго и третьего эшелона в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции: снижать авансы по сделкам, расширять клиентские сервисы, предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.
Источник: Банковское обозрение
1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).