На полном ходу
Поделиться
VK


Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20%, превысив 1,3 трлн рублей. Динамика рынка во многом была обусловлена сделками с железнодорожной техникой и автотранспортом, которые окажут ему поддержку и в следующем году.

Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20%, превысив 1,3 трлн рублей. Динамика рынка во многом была обусловлена сделками с железнодорожной техникой и автотранспортом, которые окажут ему поддержку и в следующем году. Однако темпы роста нового бизнеса в 2019 году не превысят 15% вследствие снижения активности лизингополучателей на фоне замедления экономики

Объем нового бизнеса по итогам прошлого года составил 1,31 трлн рублей, что на 20% больше результатов 2017 года. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 123 компании, на которые, по нашей оценке, приходится около 96% всего лизингового рынка. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали всего 28 компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг», входящая в топ-10 лизингодателей. Объемы и динамика рынка могли оказаться выше, однако отсутствие крупных сделок, заключаемых традиционно в конце года, привело к тому, что на четвертый квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса (для сравнения - в 2016 и 2017 годах более трети всех сделок приходилось на последний квартал). Замедление темпов роста крупнейших игроков привело к сохранению концентрации на госкомпаниях на уровне 57%, что соответствует показателю 2017 года.

Сумма новых лизинговых договоров в 2018 году выросла на 30%, превысив 2 трлн рублей. При этом в сумме числа новых договоров отмечается повышение концентрации на трех крупнейших компаниях до 48% против 35% годом ранее за счет более долгосрочного характера сделок крупнейших игроков. Именно сделками лидеров рынка был обусловлен рекордный за последние шесть лет рост лизингового портфеля, который за год вырос на 25% и составил 4,3 трлн рублей на 01.01.19. Так, без учета компаний ГТЛК, «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» темп прироста портфеля составил менее 4%.

Лидером рынка третий год подряд становится компания ГТЛК, на которую приходится 16% объема нового бизнеса. Второе место удерживает компания «Сбербанк Лизинг», лидирующая в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой. На третье место в рэнкинге поднялась компания «ВТБ Лизинг», существенно нарастившая в прошлом году сделки в железнодорожном сегменте. Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировала компания «РЕГИОН Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой увеличился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом, в том числе за счет присоединения «МКБ-лизинг» в июле 2018 года.

Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2018 года

Место по новому бизнесу Наименование компании Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.04.2019 Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2018 год, млн рублей Темпы прироста нового бизнеса 2018/2017, % Сумма новых договоров лизинга за 2018 год, млн рублей Объем лизингового портфеля на 01.01.19, млн рублей
01.01.19 01.01.18
1 1 Государственная транспортная лизинговая компания 214 848 51,3 441 986 925 844
2 2 «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) 196 161 56,0 298 711 609 211
3 4 «ВТБ Лизинг» ruA+ 158 587 58,3 276 709 575 479
4 5 ЛК «Европлан» 73 268 19,3 н.д. 84 397
5 9 «Альфа Лизинг» (ГК) 63 876 107,2 102 496 149 058
6 3 «ВЭБ-лизинг» 58 654 –46,2 76 784 374 076
7 - «Газпромбанк Лизинг» (ГК) 50 670 90 894 192 623
8 7 «Балтийский лизинг» (ГК) ruA 42 578 23,4 60 851 51 226
9 8 «Сименс Финанс» 38 967 16,0 н.д. 57 174
10 10 «РЕСО-Лизинг» ruA+ 34 488 50,3 54 642 47 749
11 11 «ЮниКредит Лизинг» ruAAA 23 360 21,9 32 583 40 495
12 16 «Мэйджор Лизинг» 21 882 81,6 35 375 36 223
13 15 «CARCADE Лизинг» 20 622 55,6 29 664 22 817
14 6 «ТрансФин-М» ruA- 18 811 –46,7 41 276 290 018
15 - «Росагролизинг» 15 710 19 217 48 999
16 13 «Элемент Лизинг» 14 214 3,1 20 955 15 709
17 24 «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) 14 174 72,7 21 281 24 122
18 35 «РЕГИОН Лизинг» (ГК) ruBBB- 14 013 235,2 25 240 39 758
19 19 «СТОУН-XXI» (ГК) 13 761 32,1 20 503 17 526
20 27 «Райффайзен-Лизинг» 10 095 47,8 13 952 18 278

Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Вагоны поддержали

Ключевым драйвером лизингового рынка стал железнодорожный сегмент, объем нового бизнеса в котором вырос на 49%. За счет активного роста объемов лизинговых сделок с железнодорожной техникой доля данного сегмента на рынке выросла с 21 до 26%. Как следствие доля крупного бизнеса в разрезе лизингополучателей по итогам года превысила 50% впервые с 2014 года. Авиализинг из-за отсутствия крупных сделок в последнем квартале показал отрицательную динамику: объем нового бизнеса сократился на 17% против роста на 31% годом ранее.

Доля розничных сегментов, к которым «Эксперт РА» относит автосегмент, строительную и сельскохозяйственную технику, в объеме нового бизнеса снизилась до 44,4% против 46% за 2017 год. Тем не менее в абсолютном выражении объем розницы вырос на 15,5% за счет положительной динамики автолизинга. Несмотря на снижение объемов господдержки до 8 млрд рублей против 14 млрд рублей, выделяемых годом ранее, автолизинг продолжает оставаться крупнейшим сегментом на рынке. По итогам 2018 года объем автосегмента вырос на 19% и составил 453 млрд рублей, или 34,5% лизингового рынка.

Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. Основным источником финансирования покупки автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится около половины всех автопродаж.

Таблица 2. За 2018 год около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг

2015 2016 2017 2018
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей1, тыс. шт. 1601 1426 1596 1801
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. 87 114 140 160
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % 5,4 8,0 8,8 8,9

Источник «Эксперт РА», по результатам анкетирования лизинговых компаний

Рост автосегмента был во многом обусловлен удовлетворением отложенного спроса на обновление устаревших основных фондов. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 года в 2011-м до 13,1 года в 2017-м. Кроме того, благоприятное влияние на лизинговый рынок оказало снижение стоимости фондирования ввиду снижения ставок по банковским кредитам.

Поддержку лизингу легковых автомобилей оказало развитие каршеринговых сервисов в крупных городах. В 2018 году только прирост столичного автопарка достиг 11,5 тыс. штук автомобилей, что, по оценке «Эксперт РА», составляет около 7% всех переданных в течение года в лизинг легковых автомобилей. Результатом активного роста авторынка стали увеличение числа лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, на 10% за 2018 год, а также рост общего числа лизинговых сделок до 230 тыс. штук.

Конкуренция возрастает

Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018 году. Слабый экономический рост и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей. По итогам 2019 года объем рынка увеличится не более чем на 15%, при этом будет отмечаться замедление темпа роста у драйверов рынка - лизинга железнодорожной техники и автомобилей.

В текущем году меньший по сравнению с 2018 годом рост погрузки на железнодорожном транспорте и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017-2018 годов, не позволят железнодорожному сегменту вырасти более чем на 30%. Рост авиализинга, который почти на 95% сконцентрирован на трех крупнейших компаниях, составит от 5 до 10% и будет во многом зависеть от крупных сделок по лизингу самолетов SSJ-100 для «Аэрофлота» и его дочерних структур.

В результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению. Рост автосегмента в 2019 году будет происходить прежде всего за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». Выделенный на 2019 году объем господдержки в 4,9 млрд рублей был полностью выбран в течение первого квартала. При отсутствии дополнительных субсидий объем автосегмента по итогам года вырастет не более чем на 12%.

На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5-5%. Небольшим компаниям будет трудно соревноваться с лидерами рынка в стоимости услуг, поскольку последние обладают возможностью привлекать более дешевое фондирование, а также имеют устоявшиеся связи с дилерами и производителями, что позволяет приобретать предметы лизинга на более выгодных условиях. Компании второго и третьего эшелона в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции: снижать авансы по сделкам, расширять клиентские сервисы, предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.

Источник: Банковское обозрение

1 Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).

Публикации по тематике


Лизинг дорос до спада

Коммерсантъ

Розничный сегмент не смог поддержать корпоративный
04.09.2024

Лизинг высокой концентрации

Коммерсантъ

Топ-10 компаний занял 77% рынка
30.05.2024

Встали на рельсы

Коммерсантъ

Почему впервые за пять лет динамика корпоративных сегментов превысила динамику розничных, объясняет Зоя Советкина
10.04.2024

Дочерний лизинг

Коммерсантъ

Доля близких к государству крупных компаний на рынке растет
06.03.2024

В "Эксперт РА" рассказали о росте нового бизнеса в лизинге

РИА Новости

"Эксперт РА": рост нового бизнеса в лизинге в 2023 году составил 81%
06.03.2024