За январь – сентябрь 2018 года объем лизингового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей.
Рост рынка прежде всего обеспечили крупные сделки в железнодорожном сегменте и положительная динамика автолизинга, который, согласно прогнозам «Эксперт РА», сохраняет потенциал роста и на 2019 год.
Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. За январь - сентябрь 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и практически сравнялся с объемом рынка за весь 2017 год (график 1). В России доля объема нового бизнеса в ВВП по-прежнему ниже, чем в европейских странах, однако за первые девять месяцев 2018 года она достигла рекордного для российского рынка уровня 1,4%. Рост объемов нового бизнеса был зафиксирован у половины участников исследования, на которую приходится 83% всего лизингового рынка, при этом годом ранее положительная динамика наблюдалась у двух третей респондентов, формирующих более 90% рынка.
Сумма новых лизинговых договоров за январь - сентябрь 2018 года составила 1650 млрд рублей против 1140 млрд рублей годом ранее. Объем полученных платежей по итогам трех кварталов 2018 года вырос незначительно по сравнению с прошлым годом и составил 700 млрд рублей. Размер лизингового портфеля с начала года вырос на 19% и достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей на 01.10.18. Однако подобная динамика портфеля обусловлена во многом активностью крупных государственных компаний. Так, доля ГТЛК в лизинговом портфеле увеличилась до 22% на 01.10.18 против 14% годом ранее, а без учета четырех крупнейших госкомпаний - ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» - прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по пруденциальным нормативам продолжают передавать проблемные активы на баланс лизинговых компаний, что искажает объем лизингового портфеля. По оценке «Эксперт РА», без учета переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям совокупный лизинговый портфель находится в стагнации.
По итогам девяти месяцев 2018 года лидером рынка стала компания ГТЛК, объем нового бизнеса которой вырос более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стоит отметить, что около 54% бизнеса лидера пришлось на крупные сделки с железнодорожной техникой. Вторую позицию на рынке занял «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперативного лизинга за счет сделок с авиатехникой. Третье место по объему нового бизнеса по-прежнему удерживает «ВТБ Лизинг».
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний по итогам девяти месяцев 2018 года
Место по новому бизнесу | Наименование компании
|
|
|
Темпы прироста нового бизнеса 9 мес. 2018/ 9 мес. 2017, % | Сумма новых договоров лизинга за 9 мес. 2018, млн рублей | |
|
|
|
||||||
1 | 2 | Государственная транспортная лизинговая компания | 191 767 | 112 | 401 521 | 892 217 | |
2 | 1 | «СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) | 162 975 | 60 | 242 071 | 578 024 | |
3 | 3 | «ВТБ Лизинг» | ruA+ | 112 628 | 6 | 199 179 | 524 754 |
4 | 5 | «ЛК Европлан» | 50 960 | 21 | н.д. | 74 100 | |
5 | 4 | «ВЭБ-лизинг» | 46 515 | –18 | 63 271 | 354 636 | |
6 | 9 | «Газпромбанк Лизинг» (ГК) | 45 381 | 107 | 81 975 | 195 814 | |
7 | 10 | «Альфа Лизинг» (ГК) | 44 485 | 126 | 70 236 | 109 441 | |
8 | 6 | «Балтийский лизинг» (ГК) | ruA | 30 981 | 20 | 44 041 | 48 895 |
9 | 8 | «Сименс Финанс» | 26 748 | 12 | 34 293 | 53 276 | |
10 | 11 | «РЕСО-Лизинг» | ruA+ | 24 090 | 52 | 37 769 | 40 979 |
11 | 7 | «ТрансФин-М» | ruA- | 16 730 | –31 | 36 482 | 315 753 |
12 | 12 | «ЮниКредит Лизинг» | ruAAA | 16 041 | 21 | 22 051 | 36 343 |
13 | 15 | «CARCADE Лизинг» | 14 049 | 61 | 19 883 | 21 998 | |
14 | 18 | «Мэйджор Лизинг» | 13 810 | 83 | 23 032 | 31 654 | |
15 | - | «Росагролизинг» | 11 794 | - | 14 162 | 52 516 | |
16 | 27 | «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) | 10 476 | 100 | 15 732 | 22 437 | |
17 | 17 | «СТОУН-XXI» (ГК) | ruBBB | 9 971 | 28 | 14 597 | 15 931 |
18 | 13 | «Элемент Лизинг» | 9 958 | –3 | 14 624 | 13 779 | |
19 | 30 | «РЕГИОН Лизинг» | ruBBB- | 9 083 | 145 | 14 174 | 31 998 |
20 | 14 | «Интерлизинг» (ГК) | 6 919 | -24 | 9 986 | 16 148 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
В целом, темпы роста крупных игроков значительно превосходят среднерыночный, что привело к существенному увеличению концентрации рынка: по итогам трех кварталов на топ-3 компании приходится около 46% нового бизнеса против 37% годом ранее. Доля топ-10 компаний выросла на 6 п.п., до 73%, а на 20 крупнейших лизингодателей - на 4 п.п., до 84%. При этом темпы прироста лизингодателей за пределами топ-20 в текущем году замедлились почти в 2 раза по сравнению с девятью месяцами прошлого года.
Небезграничный потенциал
Крупные сделки с железнодорожной техникой в январе-сентябре 2018 года привели к снижению доли розничных сегментов на рынке до 40% против 48% за аналогичный период прошлого года. Тем не менее в абсолютном выражении объем нового бизнеса в розничных сегментах вырос на 17% за девять месяцев 2018 года. Крупнейшим розничным сегментом по-прежнему является автолизинг, объем которого за январь - сентябрь текущего года составил около 318 млрд рублей, или около 31% всего рынка.
Поддержку авторынку на протяжении 2017-2018 годов во многом оказали программы господдержки. Однако в текущем году госсубсидии обеспечили только 12% автосегмента вместо 20% по итогам прошлого года, поскольку объем госсубсидий на поддержку автолизинга в 2018 году был сокращен до 8 млрд рублей против 14 млрд, выделяемых годом ранее. Вместе с тем, несмотря на снижение объемов господдержки, автосегмент продолжает демонстрировать позитивную динамику.
Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», уровень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта за первые три квартала 2018 года достиг 9%, что находится на уровне прошлого года. В то же время доля автомобилей, приобретенных в кредит, снизилась с 48,9% за январь - сентябрь 2017 года до 47,8% за аналогичный период текущего года.
Таблица 2. За девять месяцев 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг
|
|
|
|
|
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт.* | 1601 | 1426 | 1596 | 1209 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. | 87 | 114 | 140 | 107 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % | 5,4 | 8,0 | 8,8 | 9,0 |
* Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB)
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Поддержку сделкам в автолизинге оказало снижение ставок по лизинговым договорам вследствие снижения ставок по банковским кредитам в первой половине текущего года. Кроме того, спрос на автомобили был обусловлен потребностью в обновлении автопарков в стране. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 лет в 2011 году до 13,1 лет в 2017-м. При этом грузовой автопарк характеризуется более высоким средним возрастом - 20 лет в 2017 году.
Анализ динамики среднего возраста и продаж легковых автомобилей на протяжении последних 10 лет показывает, что при достижении определенного возраста автомобиля в экономике усиливается потребность в обновлении автопарка и как следствие возрастает спрос на покупку новых автомобилей. По оценкам «Эксперт РА», рост автопродаж продолжится в ближайшие один-два года, пока средний возраст легковых автомобилей не снизится до 11,8–12 лет. По этой причине рост лизинга автомобилей продолжится в 2019 году, однако темпы роста будут более скромными, чем в 2018-м, а уровень проникновения лизинга в автопродажи не претерпит серьезных изменений. При этом объем госсубсидирования будет оказывать существенное влияние на динамику автомобильного рынка, который столкнется с дальнейшим удорожанием автомобилей и их обслуживанием.
Снижая темпы
В 2019 году динамика рынка во многом будет обусловлена макроэкономическими и внешнеполитическими факторами. Возможное усиление санкционного режима способно привести к дальнейшему падению курса рубля, что может вызвать повышение ключевой ставки и как следствие негативно сказаться на фондировании лизинговых сделок.
Одной из ключевых тенденций лизинговой отрасли в ближайшие годы будет усиление консолидации лизингового бизнеса на крупнейших игроках. Кроме того, по мнению «Эксперт РА», в 2019 году возможны новые сделки M&A среди топ-30 компаний, в то время как часть небольших компаний покинет рынок ввиду ужесточения конкуренции и усиления регуляторного надзора за деятельностью лизинговых компаний.
В течение последних двух лет более 30% объема нового бизнеса приходилось на четвертый квартал вследствие заключения крупных сделок, которые традиционно совершаются в конце года. Подобный сценарий будет и в последнем квартале 2018 года, что позволит лизинговому рынку достичь 1,4 трлн рублей. В следующем году рынок продолжит расти, однако темп прироста замедлится до 10–15%, поскольку эффект низкой базы прошлых лет будет исчерпан, а возможности роста ограничены слабыми темпами роста экономики.
Динамика автолизинга будет обусловлена решениями правительства по субсидированию автопрома. По прогнозам Агентства, темп прироста автосегмента может составить 15%, а без учета господдержки - 5–8%. Положительная динамика авиасегмента по-прежнему будет обусловлена реализацией программ субсидирования продаж SSJ100 и расширением парка крупнейших игроков на российском рынке авиаперевозок, что позволит объему нового бизнеса с авиатехникой вырасти на 15% по итогам следующего года. Увеличение экспортных перевозок будет стимулировать спрос на подвижной состав, что при позитивном сценарии позволит сегменту показать темпы прироста 50%. Однако в следующем году на рынке могут появиться первые признаки профицита вагонов, что приведет к коррекции арендных ставок. В результате прирост железнодорожного сегмента в 2019 году не превысит 35%, при этом основной объем нового бизнеса придется на первую половину года.
Источник: Банковское обозрение