Региональные финансы, 14.11.2022

Инвестиционная привлекательность регионов: государство поддержало статус-кво
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Татьяна Тирских
Гульназ Галиева

Резюме

Инвестиционная привлекательность регионов сохранила свои позиции в 2021 году. Согласно расчетам агентства по итогам 2021 года медианное число, характеризующее оценку инвестиционной привлекательности, при незначительном росте (+0,004 п.) осталось почти на уровне 2020-го и составило 0,61. Продолжающаяся поддержка государства, а также действия региональных органов власти, направленные на улучшение инвестиционного климата, позволили 10 регионам повысить свои показатели. Инвестиции в основной капитал, просевшие в пандемический год, восстановились в 2021-м и продемонстрировали рост на 7,7%. В первой половине текущего года положительный тренд еще сохранялся.

Современные экономические условия диктуют новые правила для поиска путей развития регионов. Это позволяет поддерживать рост ответственности регионов и повышенную потребность в обеспечении инвестиционной привлекательности. Несмотря на существенный пакет мер, принятых на федеральном уровне сразу же после объявления санкций, поддержание и развитие территорий остается в руках местных органов власти. Регионы, которые взяли курс в т. ч. и на развитие ESG-факторов инвестиционной привлекательности, быстрее адаптируются в текущих обстоятельствах. Интерес инвесторов к ответственному финансированию сохраняется и трансформируется под российские условия. На таких территориях реализуются новые проекты, что способствует привлечению инвестиций, созданию рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.

«Эксперт РА» ожидает, что интегральная оценка инвестиционной привлекательности регионов сохранится и в т. ч. будет поддерживаться финансированием из федерального бюджета. В регионах следует создавать условия, которые поспособствуют привлечению частных инвестиций. А масштабные планы по реализации нацпроектов и необходимость их исполнения, а также строительство инфраструктуры за счет бюджетных кредитов будут поддерживать инвестпривлекательность регионов.

Позиция регионов в уровнях инвестпривлекательности умеренно стабильна

Инвестиционная привлекательность в текущих реалиях осталась одной из важнейших характеристик деятельности органов власти субъектов РФ. Совокупно принимаемые антикризисные меры поддержки как на федеральном, так и на региональных уровнях позволили большинству регионов сохранить свои позиции. По итогам проведенной интегральной оценки инвестпривлекательности движение регионов между уровнями незначительное. Шаг движения составил не более чем один уровень как в положительную, так и в отрицательную сторону. 10 регионов улучшили свои позиции: Республики Татарстан, Башкортостан, Коми, Чувашская Республика, Сахалинская, Ленинградская, Тюменская области, Красноярский, Хабаровский, Алтайский края. Соответственно 10 регионов утратили свои позиции, которые снизились на один уровень: Приморский край, Курганская, Астраханская, Тульская, Иркутская области, Ханты-Мансийский, Чукотский автономные округа, Республики Саха (Якутия), Хакасия, Севастополь.

Пятерка лидеров несущественно изменилась: Республика Татарстан, улучшив свои результаты, вошла в их число, тем самым вытеснив Приморский край с наивысшего уровня инвестпривлекательности на очень высокий. В топ-5 по итогам оценки вошли: Архангельская область, Москва, Краснодарский край, Республика Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ – это регионы с наивысшим уровнем инвестиционной привлекательности (А-1).

Таблица 1. Распределение регионов по уровням инвестиционной привлекательности

Наименование субъекта Российской Федерации Уровень
1 Алтайский край В-3
2 Амурская область В-1
3 Архангельская область А-1
4 Астраханская область В-2
5 Белгородская область А-2
6 Брянская область А-3
7 Владимирская область В-1
8 Волгоградская область В-1
9 Вологодская область В-2
10 Воронежская область А-2
11 Еврейская автономная область С
12 Забайкальский край В-3
13 Ивановская область В-3
14 Иркутская область С
15 Кабардино-Балкарская Республика В-2
16 Калининградская область А-3
17 Калужская область В-1
18 Камчатский край В-2
19 Карачаево-Черкесская Республика С
20 Кемеровская область С
21 Кировская область С
22 Костромская область В-1
23 Краснодарский край А-1
24 Красноярский край В-1
25 Курганская область А-3
26 Курская область А-2
27 Ленинградская область А-3
28 Липецкая область А-3
29 Магаданская область А-2
30 Москва А-1
31 Московская область А-2
32 Мурманская область В-1
33 Ненецкий автономный округ В-2
34 Нижегородская область В-3
35 Новгородская область В-2
36 Новосибирская область В-3
37 Омская область В-3
38 Оренбургская область А-3
39 Орловская область А-2
40 Пензенская область В-3
41 Пермский край В-3
42 Приморский край А-2
43 Псковская область А-2
44 Республика Адыгея В-3
45 Республика Алтай В-1
46 Республика Башкортостан А-3
47 Республика Бурятия С
48 Республика Дагестан С
49 Республика Ингушетия В-3
50 Республика Калмыкия С
51 Республика Карелия В-1
52 Республика Коми В-1
53 Республика Крым В-2
54 Республика Марий Эл В-3
55 Республика Мордовия В-2
56 Республика Саха (Якутия) В-2
57 Республика Северная Осетия – Алания В-2
58 Республика Татарстан А-1
59 Республика Тыва С
60 Республика Хакасия В-3
61 Ростовская область В-2
62 Рязанская область В-3
63 Самарская область А-3
64 Санкт-Петербург А-2
65 Саратовская область С
66 Сахалинская область А-2
67 Свердловская область В-1
68 Севастополь В-2
69 Смоленская область А-3
70 Ставропольский край В-3
71 Тамбовская область С
72 Тверская область В-2
73 Томская область С
74 Тульская область В-3
75 Тюменская область В-1
76 Удмуртская Республика С
77 Ульяновская область С
78 Хабаровский край В-2
79 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра В-1
80 Челябинская область А-3
81 Чеченская Республика С
82 Чувашская Республика В-2
83 Чукотский автономный округ В-1
84 Ямало-Ненецкий автономный округ А-1
85 Ярославская область В-1

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата России, ЦБ РФ, Федерального казначейства, МВД России, Минфина России, ЕМИСС

В группе А, характеризуемой высоким уровнем инвестиционной привлекательности, по итогам 2021 года медианные значения выросли, тогда как по группам В и С наблюдается снижение. В целом медианное значение по итогам отчетного года осталось практически на уровне 2020-го, показав рост на 0,004 п. Прирост медианных значений группы А связан с тем, что в пандемический период сильнейший удар получили наиболее развитые регионы, живущие преимущественно на свои доходы, а в 2021 году их финансово-экономическое положение восстановилось и в ряде случаев даже превысило предшествующий пандемии 2019-й. Конечно, положительные восстановительные процессы произошли и у регионов, отнесенных к среднему и низкому уровням, но динамика роста была не такой высокой, как у сильных регионов. В пандемический год наибольшую поддержку получили именно регионы более слабые, что не дало им просесть и позволило удержать в большинстве случаев значения показателей на уровне не ниже 2019-го.

Более того, в структуре инвестиционной привлекательности по итогам 2021 года наблюдалось увеличение медианного числа по оценке финансовых ресурсов и состояния окружающей среды. По оценке социальных ресурсов медианное число осталось на том же уровне, что и годом ранее. Несомненно, содействие блоку социальных ресурсов оказали меры государственной поддержки. Наибольший рост произошел в блоке финансовых ресурсов, медианное значение увеличилось с 0,05 в 2020 году до 0,07 в 2021-м. Значительно улучшить свое финансовое положение после пандемического года позволило восстановление экономики, последовательное укрепление финансовой устойчивости региональных бюджетов со стороны федерального центра за счет направления средств на обеспечение их сбалансированности. Агрегированный профицит консолидированных бюджетов регионов по итогам 2021 года превысил 660 млрд рублей.

Одними из важных факторов для привлечения инвесторов на территорию являются информационные доступность и прозрачность, которые в ряде регионов до сих пор хромают. При этом нельзя не отметить, что в большинстве регионов есть позитивные сдвиги в сторону открытости. Увеличилось число лидеров по информационной доступности и открытости: девять регионов против двух годом ранее. К Республике Татарстан и Ямало-Ненецкому автономному округу присоединились Амурская, Архангельская, Курская, Липецкая, Новгородская области, Ненецкий автономный округ, Камчатский край. Но стоит отметить, что, несмотря на позитивные сдвиги в данном вопросе, остаются регионы, которые уделяют очень мало внимания информационной открытости. Значимая информация либо вообще отсутствует, либо уже давно устарела. Информационные ресурсы сложны для поиска и получения данных. Например, только в чуть более 30% регионов есть информация о тарифах на электроэнергию, тепло-, водоснабжение и финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона. В половине регионов нет информации о социальной инфраструктуре, земельных участках и объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности. Наименьшее количество данных можно найти в информационном поле Чеченской и Удмуртской Республик, Республики Калмыкия.

Инфраструктурный блок просел

На фоне восстановительных процессов 2021 года блок, характеризующий развитие инфраструктуры, показал снижение. Положительная динамика замедлила свой темп в 2021 году, что и отразилось на итоговой оценке данного блока. А связано это в ряде случаев с тем, что в 2020 году увеличились объемы строительства и реконструкции объектов здравоохранения на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Медианное значение интегрального индекса по инфраструктурным ресурсам снизилось с 9,3 до 8,3. Существенный разрыв между лидерами и отстающими сохранился: у первенствующего региона значение индекса составило 17,9, а у аутсайдера – (-0,1). Инфраструктура, являясь драйвером привлечения инвестиций в регионы, характеризуется неравномерностью ее наличия и развитием. В результате существенного различия регионов по своему финансово-экономическому положению у большинства из них нет возможностей улучшить качество инфраструктуры (социальной, производственной, технологической и т. д.), а также развить ее. Поэтому на федеральном уровне применяются меры, призванные улучшить состояние инфраструктуры в регионах. Правительством запущено инфраструктурное меню – одна из важнейших антикризисных мер поддержки регионов. За период 2022–2025 годов на реализацию проекта планируется выделить более 2 трлн рублей. В меню входят такие механизмы, как инфраструктурные бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, реструктуризация бюджетных кредитов, предоставление средств Фонда национального благосостояния Фонду ЖКХ, инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ на городскую инфраструктуру, субсидирование процентной ставки на долгосрочное исполнение контрактов. Одним из главных механизмов является выдача регионам инфраструктурных бюджетных кредитов на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых. Федеральный центр распределил 1 трлн рублей инфраструктурных бюджетных кредитов регионам на строительство и модернизацию в 2022–2025 годах почти 1 тыс. объектов транспортной, дорожной, инженерной и социальной инфраструктуры в 83 субъектах РФ. Продолжают реализовываться национальные проекты. Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» в регионах проводятся масштабные дорожные работы. Принимаемые меры дадут положительный эффект в средне- и долгосрочной перспективе, несмотря на сложные макроэкономические и геополитические условия.

Тройка лидеров инфраструктурного блока сохранила свои позиции: Москва, Санкт-Петербург и Сахалинская область. В топ-10 вошли регионы с более развитыми сетями автомобильных и железных дорог, внутренних водных путей, торговыми площадями, системой воздушного и городского пассажирского транспорта, информационно-коммуникационной, социальной инфраструктурой. Десятку отстающих замыкают три региона: Республики Ингушетия, Дагестан и Севастополь. Наихудшие результаты у Севастополя, что объясняется низкими фактическими значениями ряда показателей относительно других регионов (например, число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения, обеспеченность людей торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения), а также значительной отрицательной динамикой по следующим параметрам: число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения, ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения и т. д.

Инфраструктура регионов в большинстве случаев находится в плачевном состоянии. В пяти регионах (Волгоградской и Самарской областях, Республиках Саха (Якутия) и Тыва, Чукотском автономном округе) менее 50% автомобильных дорог с асфальтовым покрытием. В Ненецком автономном округе и Архангельской области доля дорог общего пользования местного значения, построенных по нормативным требованиям, увеличилась на 4,4 п. п. и 1,0 п. п. соответственно, но эти регионы все еще имеют самые низкие значения (9,5 и 5,9% соответственно). В Республике Марий Эл, Архангельской и Саратовской областях дорог регионального и межмуниципального значения, которые проложены по нормативным требованиям, только 20,5, 20,3 и 15,8% соответственно. В шести регионах (Республиках Алтай, Тыва, Дагестан, Ингушетия, Адыгея и Чеченской Республике) менее 10 на 100 человек населения являются активными абонентами фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет.

Социальные ресурсы стабильны в своем развитии

Социальные ресурсы – одни из наиболее значимых элементов в инвестиционной привлекательности регионов, характеризующих качество и уровень жизни их населения. Они связаны с решением демографических проблем, занятости населения, качества жизни и направлены на благополучие человека, на его личную безопасность. Принятые меры поддержки на всех уровнях власти помогли населению и укрепили социальный блок на своих позициях. В десятку лидеров по качеству жизни вошли регионы с высоким уровнем доходов населения, в них развита сфера услуг, низкая безработица. Аутсайдерами стали регионы со слабым социально-экономическим развитием, имеющие отставание по доходам населения, высокий уровень безработицы и преступности. Так, по уровню преступности на 1 тыс. человек населения высшие строчки рэнкинга занимают Республика Тыва (25,6 преступления на 1 тыс. человек), Амурская область (23,5 преступления), Республика Калмыкия (22,6 преступления). Наиболее низкий уровень официальной преступности наблюдается в республиках Северного Кавказа – в Дагестане, Ингушетии и Чечне менее пяти преступлений на 1 тыс. человек. При этом в данных регионах самый высокий уровень безработицы, зафиксированный Росстатом, – 15,1, 31,1 и 14,5% соответственно. Кроме трех указанных территорий существенная доля безработных отмечена в Республике Тыва – 15,1%, а также еще в четырех регионах показатель превысил 10% (Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская Республики, Республики Алтай и Северная Осетия). В отстающих регионах по итогам оценки социальных ресурсов наблюдается самая высокая доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – в Республиках Тыва и Ингушетия доля составляет 31,7 и 30,0% соответственно. Наименьшую долю демонстрирует Ямало-Ненецкий автономный округ – 4,8%.

В текущем году продолжаются поступательные развитие и укрепление социального блока. В 1-м полугодии 2022 года, несмотря на политическое и санкционное давление, ряд критериев, характеризующих социальное развитие, показали положительные результаты. Так, среднедушевые доходы населения приросли на 15,2% к аналогичному периоду предыдущего года. Безработица остается стабильной и показывает исторический минимум – за июль – сентябрь 3,8%. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата сотрудников организаций имеет постепенный рост, в августе 2022 года он составил 12,9% к августу 2021-го.

Экономические ресурсы сильно дифференцированы по уровню развития

Регионы характеризуются неоднородностью и диспропорцией в их экономическом развитии. Лидирующие позиции заняли регионы, характеризуемые высокими значениями показателей материального благосостояния и уровня экономической активности. Экономическая активность поддерживалась ростом промышленного производства, а также существенным улучшением показателей строительства. Вместе с тем данные регионы продемонстрировали внушительную положительную динамику за последний отчетный год. Регионы-аутсайдеры имеют незначительные размерные характеристики экономических ресурсов и в ряде случае отрицательную динамику по показателям. Так, Республика Ингушетия, находящаяся в самом низу рэнкинга, имеет отрицательный индекс из-за значительной негативной динамики по большинству критериев данного блока (в пяти из восьми отрицательная динамика). Примечательно, что, как и ранее, по количеству занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения невысокие показатели по всем республикам Северного Кавказа, в т. ч. самые низкие значения по Республике Северная Осетия (19,4 человека) и Республике Дагестан (14,6 человека). Пальма первенства по данному показателю принадлежит Сахалинской (69,3 человека) и Ростовской (67,4 человека) областям. Оценка по доле вклада малого и среднего предпринимательства в ВРП показала, как и годом ранее, что наименьшие значения демонстрируют все автономные округа: Ханты-Мансийский АО (8,8%), Чукотский АО (6,9%), Ямало-Ненецкий АО (3,2%), Ненецкий АО (2,3%). Ивановская область сохранила свое ведущее положение с долей 39,6%. К лидерам по производству инновационных товаров, работ и услуг – Республикам Мордовия и Татарстан – добавился Хабаровский край. Доля этих регионов в общем объеме произведенных инновационных товаров, а также выполненных работ и услуг составила 20,9, 18,1 и 18,2% соответственно. Без изменений, на нулевом уровне находятся данные по Ненецкому автономному округу и Чеченской Республике. Доля в размере 0,1% насчитывается в республиках Хакасия и Тыва, 0,2% – в Астраханской области и Забайкальском крае.

В течение 2022-го экономическая активность поддерживается сохраняющимся ростом промышленного производства (индекс промышленного производства за январь – сентябрь составил 100,4%), увеличением объемов продукции сельского хозяйства (индекс производства продукции сельского хозяйства по итогам 1-го полугодия настоящего года насчитывал 102,2%) и строительства (прибавка в 5,2% к январю – сентябрю 2021-го в соотносимых ценах).

Финансовые ресурсы окрепли

Продолжавшаяся поддержка федерального центра и восстановление экономики позитивно сказались на финансовых ресурсах регионов в 2021 году, в результате чего агрегированный профицит консолидированных бюджетов составил более 660 млрд рублей. С профицитом исполнены бюджеты в 66 регионах, что положительно отразилось на интегральной оценке их финансовых ресурсов. Кроме того, регионы-лидеры характеризуются высокими значениями налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) на душу населения, низкими долей долга к ННД и долей просроченной кредиторской задолженности организаций. По итогам 2021 года наибольший объем ННД на душу населения зафиксирован в трех автономных округах: Ненецком (511,7 тыс. рублей), Ямало-Ненецком (485,0 тыс. рублей) и Чукотском (458,9 тыс. рублей). Самые низкие значения по данному показателю насчитывались в республиках Северного Кавказа, от 30,2 тыс. рублей в Северной Осетии до 11,3 тыс. рублей в Ингушетии. Долговая нагрузка снизилась почти во всех регионах, кроме Москвы, Ульяновской области, Чукотского автономного округа. Несмотря на рост в Москве и Чукотском АО, она находилась на комфортном уровне: 4,5 и 34,7% соответственно, в Ульяновской области на умеренном – 71,7%. Наибольшая доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) отмечалась, как и ранее, в Чеченской Республике и Республике Ингушетия – 70,4 и 75,6% соответственно. При этом если годом ранее фиксировались положительные результаты по снижению доли просроченной кредиторской задолженности организаций в данных регионах, то по итогам 2021-го показатель подрос на 0,4 п. п. и 1,7 п. п. соответственно. Наименьшая доля кредиторской задолженности организаций наблюдалась в Ямало-Ненецком автономном округе – 0,4%. В рэнкинге регионов по доле убыточных предприятий и организаций позиции по наихудшему результату изменились: Ненецкий автономный округ потеснила Еврейская автономная область с долей 55,4%. Минимальное значение по данному показателю у Ставропольского края – 18,1%. По доле просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам, у большинства территорий наблюдаются положительные результаты, прирост зафиксирован только в 15 регионах. Но, несмотря на это, при медианном значении 5,1% в Ненецком автономном округе доля просроченных юрлицами кредитов составляет 97,1%, и это на 4,9 п. п. выше, чем годом ранее, тогда как в Камчатском крае всего 0,1%.

По итогам девяти месяцев текущего года прямые консолидированные долговые обязательства регионов приросли незначительно, всего на 82 млрд рублей относительно начала 2022-го, что связано с привлечением инфраструктурных бюджетных кредитов. Пока регионы не стремятся попасть на облигационный рынок и обращаться за кредитами в банки, так как есть еще существенный запас ликвидности, который поддерживается остатками средств на счетах, а также положительной динамикой поступлений по налоговым и неналоговым доходам. ННД консолидированных бюджетов регионов приросли на 19,4%, или на 1,8 трлн рублей относительно аналогичного периода 2021 года. Федеральный центр продолжает поддерживать регионы: дорогой коммерческий долг, уплата которого приходилась на 2022 год, был замещен дешевыми бюджетными кредитами. Регионы полностью освобождены от погашения задолженности по бюджетным займам в 2022 году. Оказанная помощь позволяет регионам направлять освободившиеся ресурсы на решение актуальных задач, реализовывать дополнительные меры поддержки для людей и бизнеса, запускать новые проекты, которые укрепят региональную экономику.

Состояние окружающей среды при сбалансированном подходе улучшается

Ярким трендом 2021 года стала ESG-повестка, в рамках которой большое внимание уделяется состоянию окружающей среды. Были верифицированы зеленые облигации Москвы, что явилось прецедентом в области независимой верификации выпуска зеленых бондов субфедерального заемщика в России. Многие инвесторы берут курс на ответственное инвестирование, молодое поколение населения заинтересовано в сохранении окружающей среды и предпочитает те места, где состояние окружающей среды находится на удовлетворительном уровне. У большинства регионов наблюдается положительная динамика по показателям, характеризующим состояние окружающей среды. Несмотря на это, расходы на охрану окружающей среды в ВРП у территорий остаются минимальными, в 53 регионах их доля к ВРП менее 1%. Наибольшее значение данного показателя зафиксировано в Архангельской области (2,4%). Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, к ВРП также незначительны, а в некоторых регионах и вообще отсутствуют. Наибольший объем данных инвестиций отмечен в Иркутской области – 2,6% к ВРП. Только в 26 регионах (в т. ч. в Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе) доля городов с благоприятной средой от их общего количества (индекс качества городской среды – выше 50%) составила 50% и более. В Еврейской автономной области такие города вообще отсутствуют, в Иркутской и Новосибирской областях их всего 14%. Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников составляет выше 50% у 56 регионов, наибольшее значение показателя у Пензенской области (97%). Наибольшую долю в числе самых проблемных регионов по итогам оценки состояния окружающей среды составили регионы Сибирского федерального округа (из 10 наихудших три из СФО и по два из ДФО и СКФО). По данным регионам наблюдаются невысокие значения показателей, а также отрицательная динамика. В числе лидеров большинство регионов Приволжского федерального округа (четыре из 10 из ПФО и по два из ЦФО и УФО), для которых характерны высокие значения показателей по сравнению с другими территориями и положительная динамика.

Нестабильная геополитическая и экономическая ситуация оказывает давление на все сферы развития регионов. Ряд экологических инициатив из-за внешнего санкционного давления отложен, поэтому, возможно, по итогам 2022 года прорывных результатов по экологическому блоку не будет, тем не менее актуальность ESG-повестки не снижается.

Перспективы развития инвестиционной привлекательности регионов в условиях турбулентности: прогноз стабильный

Не успев оправиться от пандемического шока, регионы столкнулись с новыми трудностями. Вызовы 2022 года испытывают регионы на прочность. Преодолевать кризисные явления в условиях беспрецедентного санкционного давления помогают принятые меры как на федеральном, так и на региональных уровнях. Экономические показатели демонстрируют положительную динамику. Инвестиции в основной капитал за 1-е полугодие приросли на 7,8% в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года. Несмотря на тревожные опасения, региональные бюджеты пока исполняются устойчиво. По итогам девяти месяцев текущего года агрегированный профицит бюджетов регионов составил 1,3 трлн рублей. Наблюдался поступательный рост налоговых и неналоговых доходов, который превысил итоги девяти месяцев 2021 года более чем на 19%. Кроме того, федеральный центр выделяет регионам достаточные ресурсы для поддержания бесперебойного выполнения своих обязательств. Так, межбюджетные трансферты увеличились на 10,6%. Положительные итоги девяти месяцев года связаны не только со своевременно принятыми мерами поддержки региональных бюджетов, но и с поступлениями за предыдущие периоды, что характерно для особенностей системы налогообложения. По мере увеличения расходов на поддержку экономики, введения налоговых послаблений профицит региональных бюджетов будет снижаться. Учитывая усиливающееся санкционное давление, ухудшение ситуации возможно абсолютно в любой отрасли экономики, что отрицательно скажется на доходной части бюджетов регионов и профицитное исполнение бюджетов может смениться на дефицитное. Наиболее устойчивое положение сейчас у тех, кто имеет связи с Китаем (это в основном дальневосточные и сибирские территории), а также у сельскохозяйственных (из-за короткого производственного цикла), туристическо-курортных регионов и регионов, где производство уже адаптировалось к текущей ситуации. Наименее устойчива ситуация в регионах с развитым машиностроением и автопромом. Тем не менее реализация инвестиционных проектов на территориях регионов продолжается, активно идет процесс по выстраиванию импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на изменившиеся макроэкономические и геополитические условия, значимость ESG-повестки не снижается. Ответственное инвестирование набирает обороты. Регионы с хорошим состоянием окружающей среды привлекательны не только для жителей, но и для инвесторов, что дает дополнительную поддержку инвестпривлекательности в оценке агентства. Учитывая, что сохранять и улучшать окружающую среду без дополнительного вливания денежных средств весьма затруднительно, а кризисные явления последних лет показали существенный рост социальных расходов, регионам целесообразно направить фокус своего внимания на зеленое и социальное кредитование и постепенно осваивать ESG-рынок.

Конечно, текущие макроэкономические и геополитические условия затормозят инвестиционные процессы, но все же агентство ожидает, что медианное число оценки инвестиционной привлекательности регионов по итогам 2022 года сохранится, а возможно, и подрастет. Привлеченные инфраструктурные бюджетные кредиты, продолжающаяся реализация национальных проектов позитивно отразятся на состоянии инфраструктурных и социальных ресурсов.

Карта. Дифференциация инвестиционной привлекательности российских регионов

Оценка инвестиционной привлекательности регионов: краткая методология

Проведенная агентством оценка инвестиционной привлекательности основывалась на расчете 64 показателей, сгруппированных в пять блоков: инфраструктурные, экономические, социальные, финансовые ресурсы, состояние окружающей среды. Наибольший вес среди данных блоков у инфраструктурных и социальных ресурсов, так как для инвесторов существенное значение имеет сочетание развитой инфраструктуры и наличия производительной и квалифицированной рабочей силы. Расчет каждого интегрального показателя был основан на применении сравнительного анализа. Для расчетов применялись последние годовые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Центрального банка Российской Федерации, Федерального казначейства, Минфина России, МВД России, ЕМИСС. Кроме того, в расчетах использованы динамика показателей за последний год и данные из чек-листов по информационной и географической доступности регионов, которые отражены в корректировке текущих значений параметров.

Итоговый индекс инвестиционной привлекательности регионов определяется по формуле:

IPj = 0,4xIj + 0,1xEj + 0,3xSj + 0,1xFj + 0,1xOj,

где:
IPj – интегральный показатель инвестиционной привлекательности j-го региона;
Ij – интегральный показатель оценки инфраструктурных ресурсов j-го региона;
Ej – интегральный показатель оценки экономических ресурсов j-го региона;
Sj – интегральный показатель оценки социальных ресурсов j-го региона;
Fj – интегральный показатель оценки финансовых ресурсов j-го региона;
Oj – интегральный показатель оценки состояния окружающей среды j-го региона.

Показатели, характеризующие уровень инвестиционных ресурсов

Оценка комплекса инфраструктурных факторов позволяет определить обеспеченность региона объектами социальной, производственной и технологической инфраструктур. Развитая инфраструктура региона – один из главных факторов инвестиционной привлекательности. Инвесторы, которые рассматривают ту или иную территорию, чтобы зайти, оценивают не только производственную и технологическую инфраструктуру, но и насколько комплексная в регионе социальная инфраструктура – для них это очень важно.

Таблица 2. Показатели для оценки инфраструктурного блока

Показатели
1 Количество отделений, пунктов связи и других структурных подразделений (объектов), производящих телеграфные операции на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
2 Число стационарных отделений связи (включая кустовые, укрупненные, сезонные) на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
3 Число подключенных абонентских устройств мобильной связи на 1 тыс. человек населения
4 Численность активных абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет на 100 человек населения
5 Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, отвечающих нормативным требованиям
6 Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов на 1 тыс. человек населения
7 Энергоемкость ВРП
8 Производство электроэнергии на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
9 Ввод в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения
10 Плотность железнодорожных путей общего пользования на 10 тыс. кв. км территории
11 Эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования
12 Доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, отвечающих нормативным требованиям, на конец года
13 Плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, километров дорог на 1 тыс. кв. км территории
14 Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, %
15 Протяженность внутренних водных путей
16 Число автобусов общего пользования на 100 тыс. человек населения
17 Число больничных коек на 10 тыс. человек населения
18 Мощность амбулаторно-поликлинических организаций на 10 тыс. человек населения, посещений в смену
19 Численность врачей всех специальностей на 10 тыс. человек населения
20 Удельный вес обучающихся во вторую и третью смены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего общего образования
21 Валовой коэффициент охвата дошкольным образованием, % от численности детей в возрасте от года до шести лет
22 Число зрителей театров на 1 тыс. человек населения
23 Число посещений музеев на 1 тыс. человек населения
24 Число спортивных сооружений на 10 тыс. человек

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень экономических ресурсов

Уровень развития экономики региона имеет большое значение для инвестиционной привлекательности, он показывает способности региона вести производственно-хозяйственную деятельность результативно и эффективно.

Таблица 3. Показатели для оценки экономического блока

Показатели
1 ВРП на душу населения
2 Доля инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте
3 Инвестиции в основной капитал на душу населения
4 Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП
5 Численность занятых в сфере индивидуальной предпринимательской деятельности в расчете на 1 тыс. человек населения (расчетный показатель)
6 Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами на душу населения (расчетный показатель)
7 Объем продукции сельского хозяйства на душу населения (расчетный показатель)
8 Объем инновационных товаров, работ, услуг в процентах от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень социальных ресурсов

Наличие социальных ресурсов определяет уровень и качество жизни населения, которые являются одними из самых значимых источников конкурентных преимуществ регионов. Чем выше качество жизни, тем притягательнее регион не только для жителей, мигрантов, студентов, туристов, но и инвесторов. Выбирая место для нового предприятия, инвесторы обязательно учитывают, в каких условиях будет жить работающий на нем персонал. Кроме того, доступность трудовых ресурсов, в т. ч. необходимой квалификации является важнейшим условием инвестиционной привлекательности региона.

Таблица 4. Показатели для оценки социального блока

Показатели
1 Оборот розничной торговли, в расчете на душу населения
2 Оборот общественного питания, в расчете на душу населения (расчетный показатель)
3 Объем платных услуг на душу населения
4 Объем бытовых услуг на душу населения
5 Число собственных легковых автомобилей на 1 тыс. человек населения
6 Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя
7 Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (расчетный показатель)
8 Среднедушевые денежные доходы населения
9 Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике
10 Потребительские расходы в среднем на душу населения
11 Продажа алкогольной продукции населению (тыс. декалитров на душу населения)
12 Объем транспортных услуг на душу населения
13 Смертность населения в трудоспособном возрасте (число умерших на 100 тыс. человек соответствующего возраста)
14 Уровень участия в рабочей силе населения
15 Уровень занятости населения
16 Уровень безработицы населения
17 Доля рабочей силы в возрасте 22 лет и старше, имеющей среднее профессиональное и высшее образование, в общей численности рабочей силы соответствующего возраста
18 Уровень преступности (расчетный показатель на 1 тыс. человек населения)

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень финансовых ресурсов

Достаточный объем финансовых ресурсов определяет финансовую самостоятельность региона, обеспечивает стабильность общественно-политической и национально-этнической ситуации, что является одним из необходимых факторов его инвестиционной привлекательности.

Таблица 5. Показатели для оценки социального блока

Показатели
1 ННД КБ субъекта РФ на душу населения (расчетный показатель)
2 Степень сбалансированности консолидированного бюджета (отношение дефицита/профицита к ННД КБ)
3 Отношение прямого консолидированного долга бюджета к ННД КБ
4 Доля просроченной кредиторской задолженности организаций (без субъектов малого предпринимательства) (расчетный показатель)
5 Доля убыточных предприятий и организаций (без субъектов малого предпринимательства)
6 Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным юридическим лицам – резидентам и индивидуальным предпринимателям в общем объеме задолженности (расчетный показатель)

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Показатели, характеризующие уровень состояния окружающей среды

Регионы с менее благоприятной окружающей средой менее привлекательны для инвесторов.

Таблица 6. Показатели для оценки состояния окружающей среды

Показатели
1 Качество окружающей среды*
2 Доля городов с благоприятной средой от общего количества городов
3 Объем затрат на капитальный ремонт основных фондов по охране окружающей среды (по направлениям природоохранной деятельности) к ВРП (расчетный показатель)
4 Отношение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов к ВРП (расчетный показатель)
5 Объем расходов на охрану окружающей среды, % к ВРП (расчетный показатель)
6 Доля уловленных и обезвреженных загрязняющих атмосферу веществ в общем количестве отходящих загрязняющих веществ от стационарных источников
7 Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты к ВРП (расчетный показатель)
8 Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, + объем выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от автомобильного транспорта к ВРП (расчетный показатель)

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Расчет каждого интегрального показателя основан на применении сравнительного анализа. На основании критериев развития регионов рассчитывается ряд аналитических показателей. По каждому параметру в разрезе регионов определяется максимальное или минимальное (в зависимости от сути показателя) значение и ему присваивается индекс, равный единице.

Кроме того, в расчетах использовалась динамика данных показателей за последний год. Итоговое значение текущих показателей корректировалось на -1, -0,5, 0, 0,5, 1 балл в зависимости от того, на сколько был рост/снижение значения показателя по сравнению с данными предыдущего года.

Также была осуществлена корректировка уже итогового интегрального показателя за информационную доступность и географические факторы. Корректировка осуществлялась на основании данных чек-листа, полученных экспертным путем. Расчет проводился с применением сравнительного анализа.

Таблица 7. Чек-лист

Наименование
1 Наличие интернет-портала с информацией об инвестиционной деятельности
2 Общие сведения о географическом положении, климатических условиях, памятниках культуры, рекреации
3 Информация о ресурсном потенциале (полезные ископаемые, земельные ресурсы, водные ресурсы и т. д.)
4 Информация о трудовых ресурсах
5 Информация об инфраструктуре (ЖКХ, автомобильный транспорт, дороги, телекоммуникации и т. д.)
6 Информация о социальной инфраструктуре
7 Информация о земельных участках, предполагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
8 Информация об объектах недвижимого имущества, предлагаемых для использования в целях инвестиционной и предпринимательской деятельности
9 Информация о поддержке МСП
10 Информация о поддержке инвестиционной деятельности
11 Информация о тарифах
12 Информация о преференциях и налоговых льготах
13 Информация о системообразующих предприятиях региона
14 Информация о финансово-кредитных учреждениях, находящихся на территории региона
15 Показатели социально-экономического развития, характеризующие уровень развития региона
16 Наличие специализированной организации, работающей с инвесторами по привлечению инвестиций
17 Хорошие климатические условия
18 Расстояние до столицы менее 1 500 км
19 Наличие крупного морского порта
20 Приграничный регион

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

По итогам интегральной оценки регионы были отнесены к трем группам инвестиционной привлекательности: А, В, С, характеризующим инвестпривлекательность регионов на высоком, среднем и низком уровнях соответственно. Группы А и В поделены на три подгруппы. В группу с высоким уровнем инвестиционной привлекательности вошло 25 регионов, со средним – 45, с низким – 15.

Таблица 8. Уровни инвестиционной привлекательности регионов

Группа Подгруппа Определение Количество регионов
А А-1 Наивысший уровень инвестиционной привлекательности 5
А-2 Очень высокий уровень инвестиционной привлекательности 10
А-3 Высокий уровень инвестиционной привлекательности 10
В В-1 Средний уровень инвестиционной привлекательности 15
В-2 Умеренный уровень инвестиционной привлекательности 15
В-3 Умеренно низкий уровень инвестиционной привлекательности 15
С С Низкий уровень инвестиционной привлекательности 15

Источник: данные агентства «Эксперт РА»

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

После потрясений 2022 года региональные бюджеты и их экономика в 2023-м вошли в фазу стабильной вола... 13.03.2024
Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями

Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

На фоне сложившихся событий с 2022 года и по настоящее время особое внимание на себя обращает изменч... 26.12.2023
Миграция населения РФ в 2023: кадровый голод

Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Инвестиционная привлекательность регионов из-за событий 2022 года ослабела. В соответствии с расче... 16.10.2023
Инвестиционная привлекательность регионов: рокировка позиций в новых условиях

Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Исполнение региональных бюджетов на протяжении последних двух лет с агрегированным профицитом, отсут... 10.05.2023
Региональные бюджеты – 2023: с запасом прочности

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на 2023-й

Спустя год после ковидного кризиса экономическое здоровье регионов снова ухудшилось в результате сан... 10.04.2023
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2022 года и прогноз на <span style=2023-й">
Вся аналитика