Региональные финансы, 14.12.2022

Консолидированные бюджеты регионов: устойчивость вопреки санкциям
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Бухарский Владислав
Татьяна Тирских
Гульназ Галиева

Резюме

По итогам 10 месяцев 2022 года консолидированные бюджеты1 77 регионов продемонстрировали положительную динамику доходов, при этом рост налоговых и неналоговых доходов наблюдался в 76 регионах. Высокая динамика налоговых и неналоговых доходов (+16,3% к соответствующему периоду 2021 года) способствовала увеличению агрегированного профицита консолидированных бюджетов регионов до 1,5 трлн рублей, что на 6,8% больше профицита, сложившегося по итогам 10 месяцев 2021-го.

Объем консолидированного долга2 регионов за 10 месяцев 2022-го вырос на 107,7 млрд рублей (+4,0%) относительно начала года преимущественно в результате предоставления регионам бюджетных инфраструктурных кредитов и составил 2,8 трлн рублей. При этом долговая нагрузка снизилась с 19,9% на начало года до 18,3% по причине опережающего роста налоговых и неналоговых доходов; повышение долговой нагрузки наблюдалось в 29 регионах. 

«Эксперт РА» ожидает, что по итогам 2022 года более половины регионов обеспечат исполнение бюджета с профицитом, размер общего агрегированного профицита составит не более 0,7% от ННД. Оставшаяся часть регионов для финансирования дефицита будет использовать остатки средств на счетах и привлекать коммерческие заимствования в конце года, в результате чего консолидированный долг вырастет до 2,9 трлн рублей, но долговая нагрузка сохранится на текущем уровне.

Налоговые и неналоговые доходы регионов растут, несмотря на санкционное и геополитическое давление

В 2022 году регионы столкнулись с рисками снижения бюджетных доходов в результате того, что РФ покинули зарубежные компании и были введены экспортные и импортные ограничения. Однако по итогам 10 месяцев 2022 года совокупные доходы консолидированных бюджетов регионов продолжили демонстрировать положительную динамику, но уже с замедлением. Если в 1-м полугодии 2022 года совокупные доходы выросли на 24,8% к соответствующему периоду 2021-го, по итогам трех кварталов на 17,9%, то по истечении 10 месяцев динамика составила +15,4%. Рост бюджетных доходов наблюдался в 77 регионах, в денежном выражении территории получили на 2,1 трлн рублей больше, чем по итогам 10 месяцев 2021 года. В восьми регионах прирост доходов составил более чем 30%: лидерами стали Кемеровская область (+51,6%), Санкт-Петербург (+45,3%), Ямало-Ненецкий автономный округ (+42,7%) и Республика Хакасия (40,4%). Сильнейшее снижение доходов наблюдалось в Липецкой (-11,3%) и Белгородской (-12,5%) областях в результате сокращения поступления налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД). Снижение доходов Калининградской области на 7,0% обусловлено сокращением транзитных межбюджетных трансфертов3 из федерального бюджета в 2,5 раза, при этом за вычетом данных трансфертов в регионе наблюдался рост доходов на 18,6%.

Таблица 1. Регионы с наиболее позитивной и негативной динамикой доходов консолидированных бюджетов

№ п/п Субъект РФ Доходы на 01.10.2021, млрд рублей Доходы на 01.10.2022, млрд рублей Динамика, %
1 Кемеровская область - Кузбасс 204,8 310,5 +51,6%
2 г. Санкт-Петербург 677,3 984,2 +45,3%
3 Ямало-Ненецкий автономный округ 226,7 323,6 +42,7%
4 Республика Хакасия 39,5 55,4 +40,4%
5 Республика Мордовия 50,6 69,5 +37,5%
6 Республика Крым 159,1 211,3 +32,8%
7 Республика Ингушетия 28,0 37,1 +32,4%
8 Сахалинская область 159,2 210,7 +32,3%
9 Республика Татарстан (Татарстан) 314,5 405,0 +28,8%
10 Республика Калмыкия 17,3 22,2 +28,2%
78 Вологодская область 124,9 124,4 -0,4%
79 Челябинская область 254,6 247,8 -2,7%
80 Курская область 87,9 84,4 -4,0%
81 Калининградская область* 113,1 105,2 -7,0%
82 Мурманская область 112,8 103,9 -7,8%
83 Магаданская область 46,7 42,9 -8,1%
84 Липецкая область 103,3 91,7 -11,3%
85 Белгородская область 149,7 131,0 -12,5%

* За вычетом транзитных трансфертов динамка доходов Калининградской области составила +18,6%.

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет»

Положительная динамика бюджетных доходов была поддержана ростом поступлений ННД) в 76 регионах, который за 10 месяцев 2022 года в целом по всем регионам составил +16,3% к соответствующему периоду 2021-го. При этом рост ННД по итогам 1-го полугодия составлял 26,8%, а по результатам трех кварталов +19,4%. Наибольший рост ННД сложился в отдельных ресурсных регионах, что связано с изменением ценовой конъюнктуры на соответствующее сырье. Например, повышение поступлений по ННД Кемеровской области (+59,8%) и Республики Хакасия (+52,8%) связано с увеличением налога на прибыль организации в два раза в результате роста цен на продукцию угледобывающих компаний. Выделяются также регионы, чья экономика во многом опирается на добычу нефти или газа: Ямало-Ненецкий округ (рост ННД составил +38,7%), Сахалинская область (+31,0%), Республика Татарстан (+29,3%), Ненецкий автономный округ (+28,6%), в которых налог на прибыль организаций вырос более чем в 1,4 раза (за исключением Ненецкого автономного округа, где данный налог повысился на 28,8%). В целом же налог на прибыль организаций за истекший период 2022 года стал одним из драйверов роста ННД. Однако есть существенно пострадавшие от санкций регионы. В наибольшей степени сокращение налога на прибыль наблюдалось в регионах со специализацией на металлургии и добыче железной руды, в т. ч. в Белгородской (-42,4%), Липецкой (-42,7%) и Курской (-50,0%) областях. Данная динамика была также обусловлена высокими налоговыми доходами в 2021 году на фоне благоприятных конъюнктурных условий.

НДФЛ также показал положительную динамику: рост по итогам 10 месяцев 2022 года составил 15,4%, отрицательная динамика наблюдалась только в Республике Дагестан (-32,8%) в связи со снятием с учета крупного налогоплательщика. В результате индексации ставок подакцизных товаров (за исключением прямогонного бензина) и увеличения норматива межбюджетного распределения в региональные бюджеты по отдельным видам акцизов акцизные поступления стали еще одним драйвером роста ННД консолидированных бюджетов: по итогам 10 месяцев 2022 года акцизные поступления увеличились на 19,8% к аналогичному периоду 2021-го.

Динамика межбюджетных трансфертов по итогам 10 месяцев 2022 года была положительной, но скромнее ННД: рост наблюдался в 66 регионах и в целом по всем регионам страны составил 10,7% к уровню аналогичного периода 2021-го. Положительная динамика межбюджетных трансфертов была обусловлена ростом объема субсидий в 1,5 раза в результате увеличения предоставления средств из федерального бюджета на финансирование реализации национальных проектов. Дотации остались на уровне прошлого года, а по иным межбюджетным трансфертам и субвенциям наблюдалось снижение на 4,8 и 18,7% соответственно. Существенное снижение субвенций было связано с изменением законодательства по финансированию предоставления гражданам мер социальной поддержки.

Расходы консолидированных бюджетов регионов по итогам 10 месяцев 2022 года выросли на 16,3% к аналогичному периоду 2021-го, что примерно соответствует динамике по результатам полугодия (+16,2%). Увеличение расходов было зафиксировано практически во всех регионах, за исключением Калининградской области, где расходы сократились на 6,6% по причине снижения расходов по национальной экономике, связанных с транзитными трансфертами. Без учета расходов, связанных с данными трансфертами, в Калининградской области наблюдался рост расходов на 22,0%. Отмеченный рост расходов регионов, который в денежном выражении составил 2,0 трлн рублей, связан преимущественно с увеличением расходов на национальную экономику на 27,0% (или на 660,5 млрд рублей), ЖКХ на 25,3% (или на 280,3 млрд рублей), образование на 15,0% (или на 451,7 млрд рублей) и социальную политику на 8,1% (или на 227,1 млрд рублей). В целом же положительной динамике расходов способствовали такие факторы, как рост цен и удорожание госконтрактов, обязательства по повышению МРОТ, дополнительное оказание социальной поддержки, реализация национальных проектов, что в свою очередь было подкреплено соответствующими поступлениями ННД и межбюджетных трансфертов. В структуре расходов регионов сохранилась социальная направленность. На финансовое обеспечение социальной политики, образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта по итогам 10 месяцев 2022 года было направлено 8,6 трлн рублей, что выше аналогичного периода 2021-го на 10,9%, при этом удельный вес расходов отраслей социального блока в общих расходах бюджетов снизился на 2,9 п. п. и составил 59,9%.

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет»

Долги регионов растут, но долговая нагрузка снижается

Несмотря на замедление темпов роста доходов при стабильном увеличении объема расходов, исполнение консолидированных региональных бюджетов по итогам 10 месяцев 2022 года сложилось с агрегированным профицитом. По итогам 10 месяцев 2022-го профицит бюджета наблюдался в 68 регионах, а его агрегированный размер составил 1,5 трлн рублей (11,5% от объема ННД), что на 6,8% выше профицита, сложившегося за соответствующий период предыдущего года. Наибольший профицит сложился в Москве (327,4 млрд рублей) и Санкт-Петербурге (322,9 млрд), а наибольший дефицит – в Белгородской (-16,0 млрд рублей), Тюменской (-14,2 млрд рублей) и Мурманской (-10,1 млрд рублей) областях. Для большинства регионов 2021-й стал успешным с финансовой точки зрения, в результате чего на конец года были накоплены существенные остатки денежных средств на счетах (2,4 трлн рублей), которые могут быть использованы в 2022-м. В целом в связи с высокими макроэкономическими рисками в 2022 году для регионов был принят ряд послаблений, способствующих укреплению их финансовой сбалансированности, включая увеличение доступного объема казначейских кредитов, рефинансирование действующих бюджетных кредитов и замещение рыночных обязательств бюджетными кредитами.

Объем консолидированного долга регионов вырос к 01.11.2022 относительно начала года на 4,0%, или на 107,7 млрд рублей и составил 2,8 трлн рублей. Данный рост связан преимущественно с предоставлением бюджетных инфраструктурных кредитов из федерального бюджета. В частности, правительством РФ завершено распределение инфраструктурных бюджетных кредитов до 2025-го на 1 трлн рублей, из которых 500 млрд рублей предназначено 2022–2023 годам. Также общая сумма бюджетных кредитов регионам для замещения коммерческого долга в марте – декабре 2022-го по итогам года составит более 367 млрд рублей, в т. ч. свыше 100 млрд рублей предусмотрено для погашения рыночных заимствований муниципальных образований. Следует отметить, что если по завершении 11 месяцев 2021-го на рынок облигаций вышло несколько регионов, включая Республику Башкортостан, Республику Саха (Якутия), Томскую, Ульяновскую и Нижегородскую области, а также Москву, то за 11 месяцев текущего года регионы и муниципалитеты на облигационный рынок еще не выходили. В декабре мы ожидаем размещение не более двух облигационных выпусков со стороны регионов.

В период с 01.01.2022 по 01.11.2022 консолидированный долг нарастили 66 регионов. Наибольший рост долга сложился в Тюменской области (в 6,2 раза), при этом долговая нагрузка в регионе осталась на низком уровне. Существенный прирост долга также показали Ленинградская область (в 2,5 раза), Алтайский (в 2,2 раза) и Приморский (в 2,2 раза) края. Во всех указанных регионах долг прирос в результате привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, а в Тюменской области также в связи с выдачей гарантийных обязательств. Вместе с тем в 17 регионах наблюдалось снижение консолидированного долга. Лидером по сокращению долга за 10 месяцев 2022 года стала Республика Мордовия, где долг сократился более чем на 31% в результате направления на его погашение средств, полученных из федерального бюджета в виде дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. Почти на 25% уменьшился консолидированный долг Сахалинской области в связи с погашением коммерческих кредитов, и почти на 23% наблюдалось снижение по долгу Ямало-Ненецкого автономного округа за счет погашения части облигационных займов. Долг Москвы сократился на 9,7% в связи с погашением выпуска облигаций на 30 млрд рублей. Долг Севастополя остался на нулевой отметке.

Несмотря на рост долга в большинстве регионов, долговая нагрузка (соотношение объема долга на отчетную дату и объема ННД за предыдущие 12 месяцев) за период с 01.01.2022 по 01.11.2022 увеличилась только в 29 регионах. Сдерживающее влияние на повышение долговой нагрузки оказал отмеченный опережающий рост ННД. Соотношение объема консолидированного долга на 01.11.2022 к объему ННД за период с 01.11.2021 по 01.11.2022 в среднем по регионам составило 18,3%, что на 1,6 п. п. ниже уровня долговой нагрузки на начало 2022 года. Первенство по сокращению долговой нагрузки за рассматриваемый период принадлежит Республикам Мордовия (-56,3 п. п.) и Хакасия (-19,6 п. п.), а лидерами по ее наращиванию стали Магаданская область (+9,8 п. п.), Чукотский автономный округ (+8,9 п. п.) и Чеченская Республика (+8,9 п. п.).

Таблица 2. Регионы с наиболее негативной и позитивной динамикой долговой нагрузки за 10 месяцев 2022 года

№ п/п Субъект РФ Долговая нагрузка на 01.01.2022, % Долговая нагрузка на 01.11.2022, % Динамика, п.п.
1 Магаданская область 35,7 45,5 9,8
2 Чукотский автономный округ 42,4 51,3 8,9
3 Чеченская Республика 15,7 24,6 8,9
4 Республика Тыва 28,2 36,9 8,7
5 Республика Дагестан 15,1 21,9 6,8
6 Челябинская область 10,8 16,4 5,6
7 Республика Северная Осетия - Алания 38,7 43,9 5,2
8 Забайкальский край 47,0 51,9 4,8
9 Белгородская область 19,2 23,7 4,5
10 Липецкая область 11,3 15,0 3,7
76 Новгородская область 40,7 33,9 -6,8
77 Республика Коми 37,4 30,1 -7,3
78 Новосибирская область 30,7 22,7 -7,9
79 Архангельская область 50,7 42,6 -8,1
80 Псковская область 70,3 62,0 -8,3
81 Смоленская область 52,8 44,2 -8,7
82 Кемеровская область - Кузбасс 26,7 17,9 -8,8
83 Омская область 53,7 44,2 -9,5
84 Республика Хакасия 67,7 48,1 -19,6
85 Республика Мордовия 142,0 85,7 -56,3

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Минфина России и портала «Электронный бюджет»

По итогам 2022-го указанный порядок регионов может измениться, так как в течение года регионы экономят на расходах на обслуживание долга и поэтому стараются погасить дорогие банковские кредиты путем привлечения дешевых казначейских либо остатков средств на счетах, сформированных в результате профицитного исполнения бюджета. Ну а к концу года, когда нужно возвращать казначейские кредиты и финансировать большую долю расходов, регионы выходят на долговой рынок.

В результате непосредственного погашения и замещения банковских кредитов и облигационных заимствований объем коммерческого консолидированного долга к 01.11.2022 снизился на 451,5 млрд рублей и составил 845,8 млрд рублей. В целом подобный приток бюджетных кредитов в консолидированный долговой портфель регионов уже привел к тому, что доля этого вида заимствований составила более 68% на указанную дату. Доли облигационных займов и коммерческих кредитов снизились и составили 25,6 и 4,4% соответственно.

По итогам 2022 года консолидированные бюджеты регионов сохранят устойчивость

По итогам 2022 года можно ожидать, что замедление темпов роста доходов продолжится, а высокая динамика расходов сохранится, в результате чего имеющийся агрегированный бюджетный профицит существенно уменьшится и составит не более 0,7% от ННД, при этом в случае ухудшения экономической ситуации возможен небольшой дефицит. Вероятно, что список регионов, бюджет которых сложится с дефицитом, пополнится в результате указанного роста расходов, однако, по нашим оценкам, в более чем 50% регионов профицит в том или ином объеме сохранится. Вместе с тем основным источником финансирования дефицита в ряде регионов станут накопленные за прошлый год остатки средств на счетах, при этом снижение ключевой ставки до уровня конца 2021 года также позволит выйти на рынок коммерческих заимствований тем, у кого остатков средств нет или их недостаточно. При ранее утвержденных значениях агрегированного дефицита в 1,9 трлн рублей выпуск ценных бумаг закладывался в размере более 470 млрд рублей (и более 200 млрд рублей на погашение), а по коммерческим кредитам закладывалось превышение их погашения над привлечением. Можно полагать, что при текущем более позитивном раскладе объем выпусков облигаций составит не выше нескольких десятков миллиардов рублей. Если на конец августа условия выпуска облигаций были зарегистрированы лишь шестью регионами и одним муниципалитетом (Томск), то по итогам 2022 года фактический перечень эмитентов вряд ли сильно расширится, при этом появление на рынке новых игроков также маловероятно. Заимствование через коммерческие кредиты увеличивает риски рефинансирования, поскольку подобные ссуды чаще являются краткосрочными, однако в условиях неопределенности воспользоваться таким инструментом можно оперативнее всего. В этой связи в отдельных регионах может наблюдаться дополнительный приток коммерческих кредитов, совокупный объем которых также составит несколько десятков миллиардов рублей. Основной вклад в рост долга по итогам года окажут инфраструктурные бюджетные кредиты. Однако темпы роста долга вряд ли превысят положительную динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов регионов, в результате чего долговая нагрузка снизится относительно начала года и останется приблизительно на уровне 18,3%, а долг сложится в размере 2,9 трлн рублей. Несмотря на ожидаемый выход регионов на рынок коммерческого долга в конце года, по итогам 2022-го доля бюджетных кредитов в структуре долга сохранится на уровне более 60%.

1 Настоящий анализ проведен на основе данных консолидированных бюджетов субъектов РФ, которые включают в себя параметры непосредственно региональных бюджетов и бюджетов муниципальных образований.

2 Консолидированный долг включает в себя объем долга субъекта РФ и долга муниципальных образований без учета долга муниципалитетов по бюджетным кредитам (так как существенная его часть предоставлена, как правило, бюджетом субъекта).

3 Под транзитными трансфертами подразумеваются трансферты на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов особой экономической зоны, так как трансферты юрлицам, работающим в ОЭЗ, транзитом проходят через бюджет региона (он их только администрирует).

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года

По итогам 1 квартала 2024 года доходы региональных бюджетов показали рост почти на 2% относительно а... 28.05.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года
Вся аналитика