Региональные финансы, 13.02.2020

Исполнение бюджетов регионов – 2019: заграница не помогла российским регионам
Поделиться
VK


PDF  

Ухудшение конъюнктуры на глобальных сырьевых рынках в 2019 году негативно повлияло на поступления налога на прибыль в бюджеты российских регионов. В сочетании с ростом расходов на реализацию нацпроектов это привело к 100-кратному снижению агрегированного профицита бюджета регионов – с 510 до 5 млрд рублей. При этом в 2019 году доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ превысили расходы в 50 из них, что говорит о довольно значительной бюджетной устойчивости регионов. При длительном сохранении негативного макроэкономического фона регионы рискуют и дальше недополучать доходы по налогу на прибыль. Резервы сдерживания бюджетных инвестиций исчерпаны, что на фоне необходимости финансирования нацпроектов может привести к увеличению бюджетного дисбаланса. Решением может стать увеличение вливаний из федерального центра либо наращивание долговой нагрузки субъектов РФ.

Агрегированный профицит региональных бюджетов составил 5 млрд рублей по итогам 2019-го против 510 млрд рублей годом ранее. Один из основных факторов снижения размера профицита связан с высокой расчетной базой 2018 года по доходам (рост доходов составил 15,2 % к уровню 2017-го). Результаты высокой сбалансированности 2018 года были обеспечены ростом налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД), это было преимущественно обусловлено благоприятной внешней конъюнктурой, что в том числе поддерживало высокие цены на сырье, а также динамикой валютного курса рубля. Помимо этого, в прошлом году наблюдался высокий уровень трансфертов из федерального бюджета, в частности, наибольший рост пришелся на дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Ухудшение конъюнктуры на мировых глобальных рынках привело к замедлению роста налога на прибыль в 2019 году. Тем не менее бездефицитные бюджеты сложились почти во всех федеральных округах, кроме Центрального. Лидерами по профициту консолидированного бюджета стали Красноярский край (38,1 млрд рублей), Ямало-Ненецкий АО (31,7 млрд рублей), Краснодарский край (31,5 млрд рублей). Это регионы с высоким уровнем бюджетной обеспеченности. Доля ННД в консолидированном бюджете Ямало-Ненецкого АО – 96,0 %, Красноярского края – 88,9 %, Краснодарского – 86,8 %. Профицитные бюджеты на протяжении трех лет сохраняются в основном в тех регионах, где высокий уровень самодостаточности (Ямало-Ненецкий АО, Республика Татарстан и другие), но есть и такие регионы, как, например, Республика Дагестан, в которой профицит во многом поддерживается дотациями из федерального бюджета. Максимальный уровень дефицита консолидированного бюджета в Московской области (-74,4 млрд рублей) и Москве (-53,3 млрд рублей). По итогам 2018 года консолидированный бюджет Московской области также был исполнен с дефицитом (-31,7 млрд рублей). Исполнение бюджета этих регионов с дефицитом в 2019 году связано с увеличением расходов без соответствующего прироста собственных доходных источников. Так, рост доходов составил в пределах 10 %, а рост расходов – в пределах 16 %.

В 2019 году незначительно изменилась структура доходов. Доля совокупных ННД в структуре доходов сократилась на 1,5 п. п. по сравнению с 2018 годом и составила 81,0 %. Это связано с началом реализации национальных проектов и соответствующим увеличением поступлений из федерального бюджета дополнительных трансфертов. По итогам 2019 года безвозмездные поступления из федерального бюджета увеличились на 17,5 %. В структуре трансфертов наибольший рост сложился по иным межбюджетным трансфертам (+72,4 %) и субсидиям (+45 %).

При этом в абсолютном выражении совокупные ННД в 2019-м выросли на 7,5 % по сравнению с годом ранее. Наибольший рост ННД в 2019 году отмечен в Сахалинской области (+35,1 %), Красноярском крае (+22,7 %), Севастополе (+21,1 %). Снижение наблюдалось в девяти регионах. Наибольшее сокращение в Республиках Ингушетия (-13,0 %) и Хакасия (-12,1 %). Рост ННД связан в основном с увеличением поступлений по налогу на прибыль организаций (+8,2 %) и НДФЛ (+8,2 %). Тем не менее динамика роста поступлений по налогу на прибыль сократилась на 14,6 п. п. по сравнению с 2018 годом. Причинами значительной прибавки поступлений по налогу на прибыль в 2018-м были рост цен на сырье, а также разовые крупные платежи компаний, находящихся на территории регионов. Например, в Республике Башкортостан в бюджет был перечислен единоразовый платеж 16,5 млрд рублей по мировому соглашению АФК «Система» и АНК «Башнефть».

По НДФЛ снижение темпов роста вызвано разовыми платежами налогоплательщиков в 2018 году (например, в Республике Хакасия налог поступил в размере 5,5 млрд рублей от зарегистрировавшегося на территории региона налогоплательщика), а также замедлением роста заработной платы в 2019-м в связи с отложенной на вторую половину 2019-го индексацией заработной платы в госсекторе.

Кроме того, наблюдается снижение поступлений по налогу на имущество организаций с 985 млрд рублей в 2018 году до 919 млрд рублей в 2019-м. Причиной снижения поступлений стало исключение движимого имущества из объектов налогообложения. В целях компенсации выпадающих доходов был увеличен норматив отчислений в бюджеты субъектов от уплаты акцизов на крепкую алкогольную продукцию.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2019 году выросли на 14,1 %, в том числе расходы на оплату труда с начислениями на 7,7 %, и составили 4 224,4 млрд рублей. Темп роста расходов в 2019-м снизился на 7,5 п. п. по сравнению с годом ранее в связи с тем, что по итогам 2018-го накопленный с 2014-го рост зарплаты в частном секторе догнал накопленный рост цен. С учетом этого индексация зарплаты в частном секторе в 2019-м оказалась меньше, чем в 2017–2018 годах.

Государственный долг субъектов РФ по итогам 2019-го третий год подряд демонстрирует снижение в результате улучшения собираемости налогов и роста бюджетной устойчивости. По итогам 2019 года долг субъектов составил 2 113,0 млрд рублей, что на 4,2 %, или на 93,3 млрд рублей, ниже по сравнению с 2018-м. Наибольшее снижение зафиксировано в Астраханской (-38,3 %), Мурманской (-24,9 %), Вологодской (-24,0 %) областях и Краснодарском крае (-29,0 %). При этом на фоне общего снижения долга 12 регионов нарастили его в 2019 году. Наибольший рост составил в Иркутской (+38,2 %), Московской (+30,4 %), Тамбовской (+10,8 %) областях, Республике Калмыкия (+16,7 %), что в том числе связано с привлечением долга на покрытие дефицита бюджета.

Взгляд на 2020 год менее оптимистичен, чем на результаты 2019-го. Сложившиеся дефициты привели к сокращению остатков средств на счетах бюджетов. При сохранении негативного макроэкономического фона регионы рискуют недополучить доходы по налогу на прибыль. Резервы сдерживания бюджетных инвестиций исчерпаны, что на фоне необходимости реализации новых нацпроектов может привести к увеличению бюджетного дисбаланса. Это может быть решено как за счет увеличения дополнительных вливаний из федерального центра, так и за счет наращивания долговой нагрузки.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

По итогам девяти месяцев 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 5,5% относительно ан... 29.11.2024
Динамика бюджетных и социально-экономических показателей регионов за девять месяцев 2024 года

Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Вся аналитика