Региональные финансы, 10.07.2024

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий
Поделиться
VK


PDF  

Содержание

Владислав Бухарский
Татьяна Тирских

Резюме

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления: в 81 регионе динамика показателей экономического благосостояния находилась в положительной зоне. Главным драйвером улучшения благосостояния населения стал рост реальных денежных доходов (+4,6% по стране), который наблюдался во всех регионах и сложился в т. ч. на фоне кадрового голода и усиления напряженности на рынке труда (безработица достигла рекордного для страны значения 3,2%).

Региональному бизнесу в свою очередь удалось не только укрепить позиции 2022 года, но и существенно их улучшить: объем инвестиций в основной капитал увеличился на 9,8% в сопоставимых ценах (рост в 67 регионах), отчисления налога на прибыль организаций на душу населения повысились в 1,3 раза (рост в 76 регионах). На фоне улучшения благосостояния населения и бизнеса консолидированные региональные бюджеты получили рост налоговых и неналоговых поступлений на 15,3% (рост наблюдался в 78 регионах), который определенным образом сдержал ухудшение ситуации с долговой нагрузкой1 в среднем по всем регионам, несмотря на привлечение ряда траншей бюджетных кредитов из федерального бюджета.

По ожиданиям агентства «Эксперт РА» динамика улучшения экономического благосостояния регионов в 2024 году замедлится, поскольку эффект низкой базы 2022-го будет исчерпан. Повышение реальных денежных доходов составит не более 4%, в результате чего потребительская активность будет расти медленнее, но это позитивно отразится на снижении инфляции до 5,0–5,5%. Напряженность на рынке труда сохранится, и это будет главным ограничением для развития бизнеса в дальнейшем. На фоне ожидаемого замедления темпов налоговых отчислений и продолжения распределения инфраструктурных бюджетных кредитов из федерального бюджета экономическое здоровье консолидированного бюджета большинства регионов, скорее всего, не улучшится.

Экономическое здоровье российских регионов стремительно улучшилось

Оценка экономического здоровья российских регионов за 2023 год отражает его улучшение для большинства территорий, причем динамика является настолько позитивной, что состав групп регионов, имеющих уровень здоровья ниже среднего, а также умеренно низкий и низкий уровни, в совокупности сократился в несколько раз по сравнению с 2022-м. В свою очередь состав групп регионов с более высоким уровнем экономического здоровья существенно пополнился. Сложившиеся результаты превзошли многие ожидания.

Приведенные сдвиги свидетельствуют о том, что российские регионы уже прошли пик негативного влияния макроэкономической нестабильности и геополитического давления. Для 81 региона динамика показателей экономического благосостояния в 2023 году находилась в положительной зоне, подобный общераспространенный рост частично связан с базой 2022-го на фоне резкого ухудшения внешних условий, а частично – с новым витком развития внутренней экономики, в т. ч. благодаря импортозамещению и открытию новых предприятий, расширению производства в ОПК. Пятерка лидеров с наиболее высоким уровнем экономического здоровья представлена двумя крупнейшими федеральными городами и тремя регионами с ресурсным уклоном экономики. Москва и Санкт-Петербург в т. ч. на фоне агломерационных эффектов и концентрации имеют наиболее благоприятные условия для бизнеса, диверсифицированный по направлениям рынок труда, притягивающий рабочую силу, а также, как следствие, высокую покупательную способность населения. Значительный вклад добывающего сектора в экономике ХМАО, ЯНАО и Сахалинской области благодаря высокой рентабельности также позитивно влияет на доходы населения и налоговые отчисления в консолидированные региональные бюджеты.

Таблица 1. Распределение регионов по уровням экономического здоровья *

Таблица 1. Распределение регионов по уровням экономического здоровья

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет», Минфина России

* В список отстающих (3B, 1C, 2C) входят регионы с более слабым экономическим здоровьем, включая СКФО, регионы, имеющие индивидуальные программы социально-экономического развития на период 2020–2024 годов, а также некоторые другие. Для данных регионов характерна пониженная покупательная способность населения и слабый уровень развития бизнеса, в результате чего налоговые поступления в бюджеты существенно отстают от среднестрановых показателей. Тем не менее позитивная динамика показателей экономического здоровья прослеживается и для групп отстающих регионов (за исключением Севастополя).

Экономическое здоровье населения показало высокие темпы восстановления на фоне низкой базы

После наиболее существенного ухудшения в 2022 году показателей экономического здоровья для населения по итогам 2023-го его благосостояние продемонстрировало самые позитивные тенденции восстановления. Если в 2022 году негативная динамика экономического здоровья населения наблюдалась в 67 регионах, то по итогам 2023-го таких регионов было только два – это Магаданская область и Ненецкий автономный округ. В данных регионах в ушедшем году наблюдались сокращение объема платных услуг населению, увеличение просроченной кредиторской задолженности физлиц, а в НАО это также снижение розничной торговли.

В 2023-м ключевым фактором улучшения благосостояния населения стал рост реальных денежных доходов (+4,6% по стране, при прогнозных значениях годом ранее до +3%), который сложился во всех регионах, а его максимальные темпы превышали 10% (Тюменская и Новосибирская области, Чувашская Республика) и в отдельных случаях достигали 18% (Кабардино-Балкарская Республика). Последние несколько лет Кабардино-Балкарская Республика является лидером по росту денежных доходов населения, в т. ч. в связи с увеличением заработной платы сотрудников бюджетной сферы в 2021–2023 годах на 10% за счет средств республиканского бюджета, факторами положительной динамики в 2023-м в регионе также стали социальные выплаты семьям с детьми, повышение заработной платы в промышленности, АПК, туризме2.

Для регионов в целом драйвером роста доходов населения послужило увеличение заработной платы, по итогам 2023-го доля оплаты труда наемного персонала в структуре денежных доходов населения достигла 59% – это максимальное значение за последние годы. Динамика заработной платы сформировалась на фоне сложившихся ограничений на рынке труда, вынуждавших работодателей конкурировать между собой, а также она связана с сектором ОПК, который демонстрировал и демонстрирует высокий спрос на рабочую силу; немаловажное значение также имели денежные выплаты военнослужащим. На фоне кадрового голода в 2023-м рекордно низкая безработица за последние годы сложилась в 80 регионах, в целом по стране это также рекордно низкое значение – 3,2%. Для отдельных регионов показатель безработицы опустился ниже 2%, минимальное значение 1,5% наблюдалось в ЯНАО – подобные уровни безработицы уже являются признаком напряженности на рынке труда, предприятия испытывают существенные сложности в поиске кадров не только для дальнейшего развития, но и для покрытия текущих задач.

Отмеченный рост заработных плат на этом фоне также оказал влияние на инфляционные процессы в регионах, в т. ч. и через восстановление потребительской активности: позитивная динамика розничной торговли наблюдалась в 79 регионах, объема платных услуг населению – в 69. Отчасти такой масштабный рост обусловила база 2022 года. Как итог при среднем по стране индексе потребительских цен 107,4% максимальные его значения превышали 109%, наибольший рост цен сложился в Забайкальском крае (110,1%). Просроченная кредиторская задолженность населения (доля в кредиторской задолженности) также снизилась в 78 регионах, что связано не только с улучшением ситуации с поступающими доходами, но и с сохраняющимся для части населения предпочтением сберегать доходы в депозитах на фоне высокой ключевой ставки с середины 2023 года3 вместо активных трат, в т. ч. с использованием заемных средств.

В интегральной оценке экономического здоровья населения за 2023 год лидирующие позиции сохранились за двумя крупнейшими городами федерального значения, экономически развитыми и ресурсными регионами, где покупательная способность доходов населения составляет не менее 2,6 фиксированного набора потребительских товаров и услуг по ценам, характерным для конкретного региона. В группе данных регионов оборот розничной торговли на душу населения превышает 334 тыс. рублей. Безработица, за исключением Мурманской и Магаданской областей, по данной группе ниже среднероссийского значения. Доля просроченной задолженности по кредитам, предоставленным физическим лицам, для большинства регионов, кроме Московской и Сахалинской областей, также находится ниже среднероссийского уровня. Среди лидеров нет территорий с существенным по сравнению со среднероссийским ростом цен, а, наоборот, этот перечень включает, например, ХМАО и ЯНАО, которые входят в топ-10 регионов с наиболее сдержанными инфляционными процессами.

Таблица 2. Экономическое здоровье населения большинства лидеров и всех аутсайдеров улучшилось в 2023 году*

Таблица 2. Экономическое здоровье населения большинства лидеров и всех аутсайдеров улучшилось в 2023 году*

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, Банка России

* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.

Несмотря на позитивную динамику показателей благосостояния населения всех отстающих регионов, их уровень по-прежнему остается низким: на среднедушевые денежные доходы населения можно купить не более 1,8 фиксированного набора потребительских товаров и услуг (1,3 – в Республике Ингушетия), уровень безработицы превышает среднероссийское значение (за исключением Республики Мордовия) и уже традиционно достигает максимального значения среди всех регионов в Республике Ингушетия (27,8%). В группу аутсайдеров входят несколько регионов с наиболее существенным ростом цен (Республики Марий Эл и Тыва – в топ-10 по ИПЦ) и наиболее высоким уровнем просроченной кредиторской задолженности (Республики Ингушетия, Северная Осетия – Алания, а также Карачаево-Черкесская и Чеченская Республики – в топ-5) в стране.

Экономическое здоровье регионального бизнеса: уверенные шаги развития после адаптации

После адаптации в 2022-м к негативным внешним условиям бизнес в регионах по итогам 2023 года продемонстрировал уверенные шаги последующего развития: в 77 регионах динамика экономического благосостояния находилась в позитивной зоне, одновременно по всем составным показателям улучшение наблюдалось в 42 регионах. Такая динамика отражает в т. ч. ввод в эксплуатацию новых предприятий и налаживание импортозамещения, результаты перехода прав собственности покинувших Россию компаний к отечественным владельцам и перезапуск соответствующих производств, расширение оборонной промышленности и сопутствующих этой отрасли предприятий.

Позитивные результаты бизнеса видны и через увеличение налоговых отчислений. В 76 регионах наблюдалось увеличение поступлений налога на прибыль организаций на душу в консолидированные бюджеты регионов, более чем в два раза выросли поступления в бюджеты ХМАО и Еврейской АО, более чем три раза – в бюджет Забайкальского края. В среднем по стране показатель поступлений увеличился почти в 1,3 раза по сравнению с 2022 годом. В целом наиболее позитивную динамику по данному налогу показали некоторые регионы с концентрацией ОПК, с металлургической и нефтегазовой специализацией, наличием транспортно-логистического комплекса (в т. ч. по причине переориентации экономических связей на Восток). Отчасти на динамику налога на прибыль организаций и его перераспределение оказала влияние отмена института КГН. Развитие малого и среднего бизнеса также соответствует сложившейся динамике: прирост платежей по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет наблюдался в 68 регионах.

Инвестиционная активность также отражает позитивное настроение бизнеса: при среднем росте инвестиций в основной капитал в 2023 году на 9,8% в зеленой зоне также оказалась динамика инвестиций в 64 регионах. Лидерами стали Тверская, Амурская и Калининградская области – в этих регионах рост инвестиций превысил 40%. Высокому приросту инвестиций в Тверской области способствовали вложения в сельское хозяйство (крупнейшие проекты в отрасли реализует компания «Коралл»), обрабатывающие производства (в т. ч. за счет проектов АО «ДКС» в производстве электрооборудования4) и туризм; в Амурской области динамика поддерживается вложениями в космодром «Восточный», строительство газопровода «Сила Сибири», крупнейшего в стране газоперерабатывающего завода5 и другие менее масштабные проекты; в Калининградской области инвестиционному пику способствовало завершение строительства объектов в социальной сфере, реализация инвестпроектов в машиностроении, пищевой перерабатывающей промышленности, дорожной инфраструктуре и береговой защите. Относительно недавние данные Банка России отражают максимальные показатели загрузки производственных мощностей в отечественной экономике, поэтому их расширение через инвестиции наравне с увеличением производительности труда на фоне кадрового голода является необходимым условием дальнейшего развития бизнеса. Тем не менее сокращение объема инвестиций в 2023 году произошло в 21 субъекте РФ, крупнейшее снижение в Севастополе (-50,8%), которое обусловлено динамикой преимущественно бюджетных инвестиций, при этом для города остаются инвестиционные ограничения в связи с текущей ситуацией. Кроме Севастополя еще в трех регионах (Республика Калмыкия, Калужская область и Карачаево-Черкесская Республика) падение инвестиций в основной капитал составило 20% и более.

Одним из ключевых драйверов развития экономики в 2023 году стал строительный сектор: по объему ввода жилья (жилые дома, построенные населением, жилые здания) прирост составил почти 10%, при этом подобное увеличение, в отличие от предыдущих лет, наблюдалось преимущественно в регионах, которые не входят в топ-10 по данному показателю. Как итог вклад 10 крупнейших регионов по вводу жилья в 2023 году был менее 49% в общестрановом объеме. Отчасти данная динамика сформировалась благодаря господдержке отрасли, в т. ч. через стимулирование спроса со стороны населения.

В интегральной оценке экономического здоровья регионального бизнеса регионы-лидеры имеют высокие показатели инвестиционной активности (не менее 200 тыс. рублей инвестиций в основной капитал на душу населения), отчислений налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет региона (не менее 61 тыс. рублей на душу населения) и ввода жилья (не менее 0,7 кв. метра на душу населения). За исключением Республики Саха (Якутия) в группе лидеров поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона на душу населения превышают 4,8 тыс. рублей. Интегральная динамика экономического здоровья бизнеса для лидеров также находится в положительной зоне, исключением является Санкт-Петербург, где налог на прибыль организаций снизился в результате отмены института КГН на 19%, что оказало давление на интегральную оценку.

Таблица 3. Региональный бизнес чувствует себя наиболее благополучно в городах федерального значения и ресурсных регионах*

Таблица 3. Региональный бизнес чувствует себя наиболее благополучно в городах федерального значения и ресурсных регионах*

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным Росстата, ЕМИСС, Банка России, портала «Электронный бюджет»

* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.

В группе отстающих регионов деятельность бизнеса крайне слабая, инвестиционная активность не превышает 109 тыс. рублей на душу населения, а ее минимальные значения составляют менее 45 тыс. рублей на человека в Республике Ингушетия. Поступления по налогу на прибыль в консолидированный бюджет региона по группе регионов не превышают 15 тыс. рублей на душу населения (более половины входят в топ-10 регионов с самыми низкими отчислениями). Душевые поступления по налогам на совокупный доход в консолидированный бюджет региона не превышают 5 тыс. рублей, семь субъектов из списка имеют самые низкие показатели отчислений данного налога среди российских регионов.

Экономическое здоровье консолидированных бюджетов регионов: опережающий рост налоговых и неналоговых доходов сдержал увеличение долговой нагрузки

Экономическое здоровье консолидированных бюджетов улучшилось в 64 регионах, но среди остальных составных компонентов индекса экономического здоровья динамика была более сдержанной в связи с увеличением для ряда регионов долговой нагрузки и расходов на обслуживание долга. Основным фактором улучшений стала динамика налоговых и неналоговых поступлений в консолидированные бюджеты.

Несмотря на годом ранее прогнозируемое в 2023-м замедление налоговых и неналоговых доходов (далее – ННД) в консолидированные бюджеты регионов, их динамика по итогам года сложилась более позитивно: ННД увеличились на 15,3% (при 12,9% годом ранее), рост наблюдался в 78 регионах, максимальный рост, в пределах 40%, отмечался в Забайкальском крае, ХМАО и Республике Саха (Якутия). В большей степени высокие темпы роста задавал налог на прибыль организаций, который был упомянут в разделе про бизнес, при этом в меньшей степени, но более повсеместно увеличивался НДФЛ: в среднем по стране он вырос на 13%, позитивная динамика наблюдалась во всех регионах, за исключением Республики Ингушетия, где снижение сложилось на фоне поступлений разового характера в 2022 году, и Республики Бурятия. Федеральная поддержка в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов сократилась, в виде дотаций – возросла, при этом общий объем трансфертов снизился на 11%. Частично это снижение не связано с сокращением помощи, поскольку произошло перераспределение некоторых полномочий с Социальным фондом России. Как итог общий объем доходов консолидированных бюджетов регионов увеличился на 10,1%, рост наблюдался в 69 из них.

Расходы консолидированных региональных бюджетов увеличивались несколько опережающими темпами относительно доходов, прирост наблюдался в 75 регионах и в целом по всем регионам составил 11,3%. В результате этого для 52 регионов консолидированные бюджеты сложились с дефицитом, его агрегированный объем составил 192,2 млрд рублей (1,1% от ННД). В ряде регионов дефицит носил технический характер, поскольку был покрыт инфраструктурными бюджетными кредитами (далее – ИБК), бюджетными кредитами на опережающее финансирование расходов, специальными казначейскими кредитами и остатками средств на счетах.

Объем прямого долга за 2023 год вырос на 13,6%, или 392,1 млрд рублей в 73 регионах преимущественно на фоне привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета и заимствований на финансирование дефицита и достиг отметки 3,3 трлн рублей. Объем банковских кредитов вырос в 36 регионах совокупно на 8,7%, объем облигационных займов сократился почти на 18% (снижение в 32 регионах), но по сравнению с годом ранее в 2023-м количество вышедших на облигационный рынок регионов увеличилось до пяти (Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Республика Башкортостан, Москва), что по-прежнему является достаточно ограниченной активностью на фоне сохраняющейся высокой ключевой ставки. Объем бюджетных кредитов увеличился почти на 0,5 трлн рублей, рост наблюдался во всех регионах, за исключением Удмуртии, Мордовии и Хакасии. Как итог в структуре прямого долга доля бюджетных кредитов превысила 75%, доли банковских кредитов и облигаций опустились до 8,0 и 16,7% соответственно.

Несмотря на почти повсеместное увеличение долга, долговая нагрузка на фоне опережающего роста ННД повысилась только в 44 регионах, наибольший рост сложился в Республике Дагестан (+26,4%) и Чеченской Республике (+25,0%) преимущественно за счет бюджетных кредитов, еще в четырех регионах рост превысил 10%. В среднем же по всем регионам долговая нагрузка снизилась с 18,8 до 18,5%, самое существенное сокращение, более чем на 10 п. п., наблюдалось в Забайкальском крае, Удмуртской Республике и Республике Калмыкия и сложилось прежде всего в связи с высокими темпами роста ННД. Расходы на обслуживание консолидированного долга выросли в денежном выражении в 35 регионах, а относительно ННД – в 30. В большей части регионов и по всем регионам в целом наблюдается снижение расходов на обслуживание долга в связи с постепенным увеличением в долговом портфеле дешевых в обслуживании бюджетных кредитов.

В интегральной оценке экономического здоровья консолидированных бюджетов регионов первые пять позиций занимают ресурсные территории, в десятку также входят два федеральных города. В целом же для группы регионов характерны высокая бюджетная обеспеченность (объем ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированный на стоимость фиксированного набора) регионов составляет более 140 тыс. рублей, для ЯНАО и НАО – 0,5 млн рублей) и долговая нагрузка ниже среднероссийского уровня (все регионы, за исключением Севастополя и Алтайского края, входят в топ-10 с низкой долговой нагрузкой), при этом расходы на обслуживание консолидированного долга не превышают 0,6% от ННД (максимальное значение 0,6% соответствует Красноярскому краю, а минимальное – ЯНАО (0,03%)). Три региона среди лидеров имели негативную динамику здоровья консолидированного бюджета: НАО и Санкт-Петербург (снизились ННД), Сахалинская область (вырос долг и расходы на него при сокращении ННД), однако, несмотря на это, регионы имеют высокий запас прочности, как и годом ранее, они остались в топ-10.

В группе отстающих по экономическому здоровью консолидированных бюджетов долговая нагрузка превышает 52% и в случае Мордовии достигает 81%. Расходы на обслуживание консолидированного долга в половине регионов превышают 1% от ННД (максимальное значение составляет 2% в Ульяновской области). По показателю бюджетной обеспеченности группа регионов далека от среднероссийского значения (121,5 тыс. рублей), а минимальный объем ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированный на стоимость фиксированного набора) находится ниже 20 тыс. рублей в Чеченской Республике. Среди отстающих регионов четыре имели негативную динамику интегрального показателя, при этом три из них вошли в данную группу именно по результатам 2023 года: Чеченская Республика (вырос долг и расходы на его обслуживание), Республика Бурятия (вырос долг) и Республика Хакасия (ухудшение по всем включенным показателям).

Таблица 4. Среди лидеров и аутсайдеров по экономическому здоровью консолидированных бюджетов регионов наблюдается негативная динамика*

Таблица 4. Среди лидеров и аутсайдеров по экономическому здоровью консолидированных бюджетов регионов наблюдается негативная динамика*

Источник: расчеты агентства «Эксперт РА» по данным портала «Электронный бюджет», Минфина России

* Внутри групп регионы располагаются в алфавитном порядке.

Прогнозы на 2024 год: экономическое здоровье в кредит обойдется дороже

По итогам 2023 года регионы продемонстрировали высокую динамику показателей экономического здоровья, в т. ч. на фоне базы 2022-го, поэтому в 2024-м дальнейшее улучшение, вероятнее всего, будет скромнее. В частности, рост реальных доходов населения вряд ли будет выше 4% к уровню 2023 года, в связи с чем потребительский спрос станет увеличиваться более сдержанно, что с одной стороны скажется на замедлении роста объемов услуг и торговли, а с другой – инфляции вплоть до 5,0–5,5%. В определенной степени подогревать рост заработных плат станет все тот же кадровый голод, сложившийся в т. ч. на фоне негативной демографической ситуации (сокращение населения, которое не компенсируется миграционным притоком, а также выход на рынок труда малочисленной группы населения в связи с демографической ямой), в результате чего безработица по-прежнему будет на одном из низких уровней в мире.

Отмеченная напряженность на рынке труда является серьезным ограничением для дальнейшего развития бизнеса, также как и высокая загруженность производственных мощностей. На фоне более высокой среднегодовой ключевой ставки в 2024-м заемное финансирование для развития станет дороже, в связи с чем темпы частной инвестиционной активности снизятся, хотя существует серьезная потребность в расширении производственной базы и ее переформатировании для более высокой производительности труда. Завершатся многие процессы смены прав собственности по активам ушедших иностранных компаний.

Доходы консолидированных региональных бюджетов, формируемые в значительной степени НДФЛ и налогом на прибыль организаций, станут следовать за динамикой данных налогов, а учитывая уже сформировавшуюся высокую базу заработной платы на фоне кадрового голода и упомянутых ограничений развития бизнеса, рост налоговых поступлений также будет более сдержанным (не более чем на 5% к 2023 году). Динамику в определенной степени могут сохранить региональные экономки с завязкой на ОПК. Вместе с тем 2024 год – это финальный этап достижения ранее поставленных национальных целей, в связи с чем расходы консолидированных региональных бюджетов вряд ли будут сокращены, а исполнение бюджетов станет для большинства регионов дефицитным (порядка 0,4 трлн рублей). Если во второй половине 2024 года случится понижение ключевой ставки, то есть вероятность более активного выхода регионов на облигационный рынок для привлечения займов на финансирование дефицита и погашения текущих долгов, в совокупности с очередными траншами ИБК долг и долговая нагрузка консолидированных региональных бюджетов скорее всего вырастут и составят порядка 3,5 трлн рублей и 19% соответственно.

Карты

Карта 1. Дифференциация текущего уровня развития российских регионов

Карта 2. Дифференциация региональной динамики

Экономическое здоровье регионов: краткая методология

Для оценки экономического здоровья регионов использовались показатели текущего уровня развития российских регионов (карта состояния) и показатели динамики изменений в региональной экономике (карта динамики). Карта состояний позволяет увидеть дифференциацию регионов по текущему уровню развития. Карта динамики позволяет увидеть дифференциацию регионов по темпам изменений: в каких регионах наблюдается позитивная динамика, а в каких идет ухудшение показателей.

Целесообразность оценки экономического здоровья регионов обусловлена, во-первых, существованием значительного лага (почти полтора года), с которым публикуются данные по ВРП (валовому региональному продукту) российских регионов. Причем показатели ВРП не в полной мере отражают ситуацию в регионе: существенная часть ВРП может перераспределяться в пользу федерального центра, поэтому высокие показатели ВРП в том или ином регионе не в полной мере отражаются на экономическом здоровье населения, бизнеса и бюджета. Во-вторых, различные ведомства публикуют достаточно большие массивы данных по многим аспектам функционирования региональных экономик, причем довольно оперативно, с маленькими временными лагами. Использование по крайней мере части этих массивов данных в виде интегральных показателей позволяет, на наш взгляд, более полно отслеживать как текущее состояние экономического здоровья региона, так и направление его изменения.

В качестве источников информации выступают данные Министерства финансов Российской Федерации, Банка России, Федерального казначейства, Росстата, ЕМИСС, портала «Электронный бюджет». При расчете используемых показателей применялись данные за 2020–2023 годы.

Показатели для оценки текущего уровня развития региона:

Экономическое здоровье населения региона
Покупательная способность среднедушевых денежных доходов
Оборот розничной торговли на душу населения
Индекс потребительских цен
Уровень безработицы
Просроченная задолженность по кредитам физлицам
Экономическое здоровье регионального бизнеса
Инвестиции в основной капитал на душу населения
Вводы жилья на душу населения
Поступления по налогу на прибыль в КБ региона на душу населения
Поступления по налогам на совокупный доход (налоги на МСБ) в КБ региона на душу населения
Экономическое здоровье консолидированного бюджета региона
Прямой долг КБ региона к ННД КБ региона
Расходы КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
ННД консолидированного бюджета на душу населения (скорректированные на стоимость фиксированного набора)

Показатели для оценки изменений (динамики) региональной экономики:

Изменение экономического здоровья населения региона
Динамика реальных денежных доходов населения
Динамика розничной торговли в сопоставимых ценах
Динамика объема платных услуг населению
Динамика уровня просрочки по кредитам населению
Изменение экономического здоровья регионального бизнеса
Динамика ввода жилья
Прирост платежей по налогу на прибыль в КБ региона
Прирост платежей по налогу на совокупный доход (МСБ) в КБ региона
Динамика инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах
Изменение экономического здоровья консолидированного бюджета региона
Динамика прямого долга КБ региона к ННД КБ региона
Динамика расходов КБ региона на обслуживание долга к ННД КБ региона
Динамика ННД КБ на душу населения

Примечание:

КБ – консолидированный бюджет; ННД – налоговые и неналоговые доходы; прямой долг – сумма долга региона по государственным облигациям, банковским и бюджетным кредитам, иным долгам, долга муниципалитетов в виде облигаций, банковских кредитов и иных долгов. Не учитывались выданные гарантии и долг муниципалитетов по бюджетным кредитам.

С помощью линейных функций и заданных бенчмарков значения перечисленных показателей преобразовывались в оценке. На основе полученных оценок, а также вектора весов, который определялся экспертным образом, в т. ч. в зависимости от значимости показателя рассчитывались интегральные баллы за текущий уровень (состояние) экономического здоровья региона и за экономическую динамику – изменение экономического состояния.

По итогам интегральной оценки регионы были распределены по группам, характеризующим уровень экономического здоровья регионов от очень высокого (1А) до низкого (2С).

 Уровни экономического здоровья российских регионов

Группа Определение
Очень высокий уровень экономического здоровья
Высокий уровень экономического здоровья
Умеренно высокий уровень экономического здоровья
Уровень экономического здоровья выше среднего
Средний уровень экономического здоровья
Уровень экономического здоровья ниже среднего
Умеренно низкий уровень экономического здоровья
Низкий уровень экономического здоровья

1 Долговая нагрузка рассчитывалась как соотношение прямого долга к налоговым и неналоговым доходам консолидированного бюджета региона. Прямой долг консолидированного бюджета региона учитывает объем долга субъекта РФ по государственным облигациям, банковским кредитам, бюджетным кредитам (предоставленным федеральным бюджетом), иным долговым обязательствам, а также объем долга муниципалитетов по государственным облигациям, банковским кредитам и иным обязательствам.

2 Однако также имеет место эффект низкой базы, по итогам 2023 года у региона по-прежнему низкая покупательная способность населения, по соотношению доходов населения к величине прожиточного минимума попадает в шестой десяток среди всех территорий.

3 Банк России. Обзор рисков финансовых рынков № 2, февраль 2024 года. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/46610/2_3_q_2023.pdf. Банк России. Обзор финансовой стабильности № 2, II–III кварталы 2023 года. URL: https://cbr.ru/collection/collection/file/48958/orfr_2024-02.pdf.

4 https://tverinvest.ru/projects/6865/

5 https://invest.economy.gov.ru/regional-investments/amurskaya-oblast

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

В соответствии с расчетами агентства по итогам 2023 года медианное число, характеризующее оценку инв... 07.10.2024
Инвестиционная привлекательность регионов: новые вызовы и возможности для инвесторов

«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

«Народные» облигации регионов в настоящее время играют эпизодическую и, возможно, недооцененную роль... 04.10.2024
«Народные» облигации регионов: долговой инструмент или имиджевая история?

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

По итогам 1-го полугодия 2024-го доходы региональных бюджетов показали рост на 6,5% относительно ана... 15.08.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1-е полугодие 2024 года

Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Для экономического здоровья российских регионов 2023 год стал этапом стремительного восстановления:... 10.07.2024
Экономическое здоровье российских регионов: итоги 2023 года выше ожиданий

Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года

По итогам 1 квартала 2024 года доходы региональных бюджетов показали рост почти на 2% относительно а... 28.05.2024
Обзор динамики бюджетных и социально-экономических показателей регионов за 1 квартал 2024 года
Вся аналитика