Банки, 25.04.2023

Минфин оценил расходы на софинансирование долгосрочных сбережений
Поделиться
VK


РБК

На поддержку долгосрочных сбережений граждан планируется ежегодно тратить не более 10 млрд руб. Если программа заработает с 2024 года, то по ее условиям софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029-го включительно

На поддержку долгосрочных сбережений граждан планируется ежегодно тратить не более 10 млрд руб. Если программа заработает с 2024 года, то по ее условиям софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029-го включительно

Минфин России ожидает, что расходы федерального бюджета на софинансирование взносов граждан в системе долгосрочных сбережений составят ежегодно не более 10 млрд руб. в течение пяти лет. Такие данные содержатся в сопроводительных материалах к законопроекту о долгосрочных сбережениях, которые изучил РБК. Законопроект 24 апреля был одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сообщил РБК источник, знакомый с повесткой комиссии и подтвердили в пресс-службе Минфина.

Как государство будет поддерживать долгосрочные сбережения

Расходы федерального бюджета на государственную поддержку формирования долгосрочных сбережений в виде дополнительного стимулирующего взноса в течение пяти лет прогнозно могут составить до 10 млрд руб. ежегодно, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Каждый участник программы сможет получить от государства максимум 108 тыс. руб. за три года (по 36 тыс. руб. в год) в качестве софинансирования. Объем софинансирования отличается в зависимости от доходов человека – чем он ниже, тем выше уровень господдержки. Тем, у кого среднемесячный доход составляет менее 80 тыс. руб., государство удвоит вложения (но внесет не более 36 тыс. руб.). Самый низкий коэффициент софинансирования предусмотрен для тех, чей средний доход превышает 150 тыс. руб. в месяц. Их государство поддержит из расчета 1 руб. из бюджета на 4 руб. гражданина. Взнос участника не может быть меньше 2 тыс. руб. в год.

Для получения софинансирования нужно будет вступить в программу в 2024-2026 годах (если она заработает, как и планируется, с 1 января 2024 года). В таком случае софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029 года (включительно).

Если, например, средний софинансирующий взнос государства составит 10 тыс. руб., то, исходя из финансово-экономического обоснования, 10 млрд руб. в год покроет софинансирование для 1 млн участников.

Низкий уровень софинансирования – это ахиллесова пята таких программ, говорит главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах. В том числе по этой причине не было хорошего результата у программы софинансирования пенсий, действовавшей в конце 2000-х годов, когда стандартный объем софинансирования был всего 12 тыс. руб., отмечает он.

Кроме того, предполагаются расходы на доработку информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования в части обмена информацией с НПФ. Работы предлагается проводить за счет средств, предусмотренных на развитие ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".

Программа долгосрочных сбережений позволит не только "надежно хранить сбережения", но и "хорошо заработать", считает Силуанов. "Если мы вклад откроем сейчас в коммерческом банке, получим 6-7% максимум. Но если мы вложим ваши сбережения в государственные ценные бумаги, можно получить 10% и более", – сказал он 24 апреля.

Сколько вкладчиков можно в теории привлечь

Пенсионные накопления, которые теоретически можно использовать в новой программе долгосрочных сбережений, есть более чем у 70 млн россиян, следует из данных ЦБ и Соцфонда. Из них 36,6 млн держат деньги (на общую сумму 2,9 трлн руб.) в НПФ, а остальные относятся к так называемых молчунам: эти лица раньше не подавали заявления о переводе своих накоплений в НПФ, и их средства находятся в государственной управляющей компании (ВЭБ.РФ).

Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что до 25 млн "молчунов" могли бы перевести свои пенсионные накопления в программу долгосрочных сбережений. Соцфонд является страховщиком примерно для 37 млн человек (по состоянию на 1 января 2023 года) с пенсионными накоплениями в объеме 2,1 трлн руб., но из них для 12 млн уже установлены выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

"Все клиенты системы обязательного пенсионного страхования являются целевой аудиторией программы долгосрочных сбережений", – сообщили в пресс-службе Минфина, добавив, что это "простой и понятный сберегательный продукт, который позволит получать гражданам дополнительный доход в будущем или создать "подушку безопасности" в случае наступления особых жизненных ситуаций".

По прогнозам авторов проекта, при условии "активной информационной кампании" со стороны НПФ наибольший риск массового перевода пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в негосударственные фонды придется на 2026 год. Тогда перейти в новую программу могут от 4 млн до 5 млн человек с общей суммой пенсионных накоплений 400 млрд руб. Минфин отмечает, что объем ликвидных активов, в которые инвестированы пенсионные накопления под управлением ВЭБ.РФ, – 900 млрд руб. плюс потенциальный приток средств от этих активов (например, через купоны) – способен позволить покрыть обязательства госкорпорации по переводу средств всех желающих в программу долгосрочных сбережений и по выплатам гражданам, достигшим пенсионных оснований.

Разработчики не предлагают официальных оценок, сколько человек в целом могут вступить в программу добровольных сбережений. "В 2018 году и после в ВШЭ делались достаточно хорошие исследования, в которых оценивалась возможная аудитория добровольных программ пенсионных накоплений. Оценки в разных вариантах были – от 7 млн до 12 млн человек. Вряд ли с 2018 года что-то сильно изменилось", – замечает Табах.

Основная проблема с данной программой – то, что она изначально финансовая, инвестиционная, сберегательная, а не пенсионная, при этом администрировать ее будут негосударственные пенсионные фонды, считает Табах. "Есть ощущение, что если эта программа не будет существенно доработана, то она, скорее всего, будет работать значительно хуже, чем уже существующие индивидуальные инвестиционные счета", – предупреждает он.

Источник: РБК

Аналитика


Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет

По итогам 2024-го кредитный портфель МСБ прибавил 17%, однако без учета задолженности крупных заемщи... 24.04.2025
Рынок кредитования МСБ по итогам 2024 года и прогноз на 2025-й: ставки сделаны, ставок меньше нет

Ипотечное кредитование в 2025 году: рынок без рынка

Доля льготных программ в объеме выданных ипотечных кредитов по итогам 2024-го достигла 70%, и по ожи... 16.04.2025
Ипотечное кредитование в 2025 году: рынок без рынка

Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений

В 2025 году темпы роста кредитования крупного бизнеса и МСБ замедлятся до 10 и 13% соответственно на... 12.03.2025
Прогноз банковского кредитования на 2025 год: под куполом ограничений

Прогноз прибыльности банковского сектора в 2025 году: дилижанс замедляет ход

В 2025 году прибыль сектора снизится до 3,4-3,6 трлн руб. вследствие замедления темпов кредитования... 25.02.2025
Прогноз прибыльности банковского сектора в 2025 году: дилижанс замедляет ход

Итоги банковского сектора за 1-е полугодие 2024 года: обреченные на концентрацию

Крупнейшие банки наращивали объем корпоративного и розничного кредитования интенсивнее остального ры... 26.09.2024
Итоги банковского сектора за 1-е полугодие 2024 года: обреченные на концентрацию
Вся аналитика