Банки, 25.04.2023

Минфин оценил расходы на софинансирование долгосрочных сбережений
Поделиться
VK


РБК

На поддержку долгосрочных сбережений граждан планируется ежегодно тратить не более 10 млрд руб. Если программа заработает с 2024 года, то по ее условиям софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029-го включительно

На поддержку долгосрочных сбережений граждан планируется ежегодно тратить не более 10 млрд руб. Если программа заработает с 2024 года, то по ее условиям софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029-го включительно

Минфин России ожидает, что расходы федерального бюджета на софинансирование взносов граждан в системе долгосрочных сбережений составят ежегодно не более 10 млрд руб. в течение пяти лет. Такие данные содержатся в сопроводительных материалах к законопроекту о долгосрочных сбережениях, которые изучил РБК. Законопроект 24 апреля был одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, сообщил РБК источник, знакомый с повесткой комиссии и подтвердили в пресс-службе Минфина.

Как государство будет поддерживать долгосрочные сбережения

Расходы федерального бюджета на государственную поддержку формирования долгосрочных сбережений в виде дополнительного стимулирующего взноса в течение пяти лет прогнозно могут составить до 10 млрд руб. ежегодно, говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.

Каждый участник программы сможет получить от государства максимум 108 тыс. руб. за три года (по 36 тыс. руб. в год) в качестве софинансирования. Объем софинансирования отличается в зависимости от доходов человека – чем он ниже, тем выше уровень господдержки. Тем, у кого среднемесячный доход составляет менее 80 тыс. руб., государство удвоит вложения (но внесет не более 36 тыс. руб.). Самый низкий коэффициент софинансирования предусмотрен для тех, чей средний доход превышает 150 тыс. руб. в месяц. Их государство поддержит из расчета 1 руб. из бюджета на 4 руб. гражданина. Взнос участника не может быть меньше 2 тыс. руб. в год.

Для получения софинансирования нужно будет вступить в программу в 2024-2026 годах (если она заработает, как и планируется, с 1 января 2024 года). В таком случае софинансирование будет осуществляться самое позднее до 2029 года (включительно).

Если, например, средний софинансирующий взнос государства составит 10 тыс. руб., то, исходя из финансово-экономического обоснования, 10 млрд руб. в год покроет софинансирование для 1 млн участников.

Низкий уровень софинансирования – это ахиллесова пята таких программ, говорит главный экономист рейтингового агентства "Эксперт РА" Антон Табах. В том числе по этой причине не было хорошего результата у программы софинансирования пенсий, действовавшей в конце 2000-х годов, когда стандартный объем софинансирования был всего 12 тыс. руб., отмечает он.

Кроме того, предполагаются расходы на доработку информационных систем Фонда пенсионного и социального страхования в части обмена информацией с НПФ. Работы предлагается проводить за счет средств, предусмотренных на развитие ГИС "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".

Программа долгосрочных сбережений позволит не только "надежно хранить сбережения", но и "хорошо заработать", считает Силуанов. "Если мы вклад откроем сейчас в коммерческом банке, получим 6-7% максимум. Но если мы вложим ваши сбережения в государственные ценные бумаги, можно получить 10% и более", – сказал он 24 апреля.

Сколько вкладчиков можно в теории привлечь

Пенсионные накопления, которые теоретически можно использовать в новой программе долгосрочных сбережений, есть более чем у 70 млн россиян, следует из данных ЦБ и Соцфонда. Из них 36,6 млн держат деньги (на общую сумму 2,9 трлн руб.) в НПФ, а остальные относятся к так называемых молчунам: эти лица раньше не подавали заявления о переводе своих накоплений в НПФ, и их средства находятся в государственной управляющей компании (ВЭБ.РФ).

Из финансово-экономического обоснования к законопроекту следует, что до 25 млн "молчунов" могли бы перевести свои пенсионные накопления в программу долгосрочных сбережений. Соцфонд является страховщиком примерно для 37 млн человек (по состоянию на 1 января 2023 года) с пенсионными накоплениями в объеме 2,1 трлн руб., но из них для 12 млн уже установлены выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

"Все клиенты системы обязательного пенсионного страхования являются целевой аудиторией программы долгосрочных сбережений", – сообщили в пресс-службе Минфина, добавив, что это "простой и понятный сберегательный продукт, который позволит получать гражданам дополнительный доход в будущем или создать "подушку безопасности" в случае наступления особых жизненных ситуаций".

По прогнозам авторов проекта, при условии "активной информационной кампании" со стороны НПФ наибольший риск массового перевода пенсионных накоплений из государственной управляющей компании в негосударственные фонды придется на 2026 год. Тогда перейти в новую программу могут от 4 млн до 5 млн человек с общей суммой пенсионных накоплений 400 млрд руб. Минфин отмечает, что объем ликвидных активов, в которые инвестированы пенсионные накопления под управлением ВЭБ.РФ, – 900 млрд руб. плюс потенциальный приток средств от этих активов (например, через купоны) – способен позволить покрыть обязательства госкорпорации по переводу средств всех желающих в программу долгосрочных сбережений и по выплатам гражданам, достигшим пенсионных оснований.

Разработчики не предлагают официальных оценок, сколько человек в целом могут вступить в программу добровольных сбережений. "В 2018 году и после в ВШЭ делались достаточно хорошие исследования, в которых оценивалась возможная аудитория добровольных программ пенсионных накоплений. Оценки в разных вариантах были – от 7 млн до 12 млн человек. Вряд ли с 2018 года что-то сильно изменилось", – замечает Табах.

Основная проблема с данной программой – то, что она изначально финансовая, инвестиционная, сберегательная, а не пенсионная, при этом администрировать ее будут негосударственные пенсионные фонды, считает Табах. "Есть ощущение, что если эта программа не будет существенно доработана, то она, скорее всего, будет работать значительно хуже, чем уже существующие индивидуальные инвестиционные счета", – предупреждает он.

Источник: РБК

Аналитика


Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка

По итогам 2023 года кредитный портфель МСБ вырос на 29% и достиг рекордных 12,4 трлн рублей, однако... 17.04.2024
Кредитование МСБ в 2023–2024 годах: на правах драйвера рынка

Ипотечное кредитование в 2024 году: меньше роста – больше качества

В текущем году «Эксперт РА» ожидает значительное падение ипотечных выдач на 30%, сопоставимое с сокр... 16.04.2024
Ипотечное кредитование в 2024 году: меньше роста – больше качества

Прогноз банковского кредитования на 2024 год: сдержанный рост

Масштабный рост кредитования в основных сегментах в 2023 году произошел вследствие реализации отло... 02.04.2024
Прогноз банковского кредитования на 2024 год: сдержанный рост

Прогноз прибыльности банковского сектора в 2024 году: после золотой лихорадки

Прибыль банковского сектора в 2023 году достигла рекордных 3,3 трлн рублей, три четверти которой при... 04.03.2024
Прогноз прибыльности банковского сектора в 2024 году: после золотой лихорадки

Анализ российского рынка банковских услуг и прогноз развития сектора до 2026 года

В 2022 году российская экономика столкнулась с большим количеством внешних и внутренних шоков, что н... 03.11.2023
Анализ российского рынка банковских услуг и прогноз развития сектора до 2026 года
Вся аналитика