Лизинг и факторинг, 15.09.2020

Лизинг далеко не улетит
Поделиться
Facebook Twitter VK


Газета "Коммерсантъ"

Лизинговый рынок по итогам года ожидает первое за пятилетку падение. По оценке «Эксперт РА», он может сократиться на 10–20%. Наибольшие потери из-за экономической конъюнктуры и ограничительных мер покажут железнодорожный и авиасегменты. Зато автомобильный сегмент благодаря восстановлению спроса может вырасти. Но даже здесь лизинговые компании ожидают падение рентабельности бизнеса.

Но может выехать на автомобилях

Лизинговый рынок по итогам года ожидает первое за пятилетку падение. По оценке «Эксперт РА», он может сократиться на 10–20%. Наибольшие потери из-за экономической конъюнктуры и ограничительных мер покажут железнодорожный и авиасегменты. Зато автомобильный сегмент благодаря восстановлению спроса может вырасти. Но даже здесь лизинговые компании ожидают падение рентабельности бизнеса.

Из крупнейших сегментов лизинговой отрасли наибольшее падение по итогам 2020 года ожидается в железнодорожной технике (40%) и авиасегменте (25%). Единственным крупным направлением, где есть шансы на продолжение роста,— это автомобильный лизинг. Такой прогноз (с ним ознакомился “Ъ”) на основе полугодовых показателей 112 лизинговых компаний дало рейтинговое агентство «Эксперт РА».

В итоге российский рынок лизинга (рассчитан как объем нового бизнеса) сократится на 10% согласно базовому сценарию или на 20% при негативном развитии событий. Это произойдет впервые после четырех лет активного роста.

В первом полугодии объем нового бизнеса лизинговых компаний составил 570 млрд руб.— на 22% меньше, чем в прошлом году (см. “Ъ” от 10 августа). Значительное снижение показали лизинг железнодорожной (на 35%) и авиатехники (на 45%). Лизинг морских и речных судов показал сокращение на 67%. Во многом это стало результатом «введения карантинных ограничений и падения спроса на услуги перевозчиков вследствие пандемии». Автолизинг, несмотря на падение автопродаж (см. “Ъ” от 6 июля), остался вблизи уровня прошлого года.

Как отмечают аналитики агентства, на сокращение лизинга железнодорожной техники повлияет профицит подвижного состава, обусловленного «падением погрузки угля… и нефтепродуктов… а также перевозок из Китая на фоне эпидемии коронавируса».

Наиболее пострадавшим из-за ограничительных мер останется авиализинг, который на фоне снижения пассажиропотока и убытков авиакомпаний оказался заложником замораживания планов перевозчиков по наращиванию и обновлению парка. По прогнозу «Эксперт РА», «частичное восстановление пассажиропотока в начале второго полугодия, а также перепрофилирование пассажирского флота под грузовой» лишь частично поддержит этот сегмент.

В других отраслях ситуация также не радужная. «Полного восстановления таких сегментов, как авиация, железнодорожный транспорт, спецтехника, морские суда, мы ожидаем лишь в перспективе нескольких лет»,— отмечает гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров.

Из крупнейших сегментов незначительную положительную динамику (5%) в случае реализации базового сценария способен показать лишь автолизинг.

Поддержку ему должны оказать «эффект отложенного спроса, государственные субсидии в рамках программ Минпромторга (см. “Ъ” от 15 июня), а также удорожание стоимости среднего автомобиля на фоне удешевления рубля», считают аналитики агентства.

Компании подтверждают восстановление в сегменте автотранспорта. «В июле—августе 2020 года вообще спрос на автомобили вырос, и на их лизинг тоже»,— указывает гендиректор «Европлана» Александр Михайлов. По мнению гендиректора «Регион Лизинга» Рустема Мухамедова, рост сделок в этом сегменте «планируется небольшой, но постоянный». «Старение автопарка и потребность бизнеса в автомобилях никуда не делась. Кроме того, на первый план выходят и преимущества лизинга: это более легкий для бизнеса способ получить автомобиль, чем кредит»,— отмечает господин Михайлов. «Тренд на рост доли продаж в лизинг легковых автомобилей обычно усиливается в кризисные периоды»,— добавляет коммерческий директор «Интерлизинга» Сергей Жарков.

При этом снижение процентных ставок вместе со сжатием платежеспособного спроса скажется на показателях компаний даже из растущего сегмента. «Рынок автолизинга очень конкурентный, и это оказывает давление на всех участников»,— говорит гендиректор «Совкомбанк Лизинга» Кирилл Скибин. По мнению господина Мухамедова, рынок, по крайней мере в среднесрочной перспективе, зафиксируется на текущих уровнях ставок, а ситуация по рентабельности немного улучшится по мере восстановления платежеспособности клиентов.

Источник: Газета "Коммерсантъ"
Илья Усов

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение

За 1-е полугодие 2020-го объем нового бизнеса составил 570 млрд рублей, что на 22 % меньше аналогичн... 15.09.2020
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2020 года: тотальное поражение

Рынок лизинга в I полугодии 2020 года: предварительные итоги

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело предварительные итоги исследования российского рынка лизи... 10.08.2020
Рынок лизинга в I полугодии 2020 года: предварительные итоги

Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

На протяжении 2019-го российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2... 25.03.2020
Прогноз лизингового рынка на 2020 год: обнуление роста

Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Общий объем выплаченного Факторами финансирования по итогам 2019 года увеличился на 20 % и достиг по... 19.03.2020
Российский рынок факторинга – итоги 2019 года и прогноз на 2020-й: курс на цифровизацию

Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2019-го составил 1 030 млрд рублей, что всего на 2 % больше аналог... 12.12.2019
Российский лизинг: перспективы и вызовы 2020
Вся аналитика