Как стало известно “Ъ”, Минтранс предложил авиакомпаниям выкупить самолеты иностранных лизингодателей за счет ФНБ. В письме, направленном 30 августа в 20 крупнейших авиакомпаний (есть у “Ъ”), министерство предлагает перевозчикам оценить, сколько оставшихся у них самолетов они готовы приобрести.
Предполагается, что для выкупа они смогут получить средства ФНБ по ставке в 1,5% в течение 15 лет.
По словам источников “Ъ” в авиаотрасли, выкуп самолетов вряд ли возможен, поскольку Еврокомиссия в пятом пакете санкций разрешила своим компаниям исполнять только контракты финансового лизинга, тогда как большинство самолетов — в операционном лизинге. После этого «Аэрофлот» выкупил у иностранных собственников восемь Airbus A330, а Utair — самолеты Boeing, в том числе у европейских структур «СберЛизинга». Всего же, по словам источников на лизинговом рынке, в финлизинге у перевозчиков из РФ находилось менее 50 самолетов из всего парка в 739 зарегистрированных на начало марта за рубежом судов.
В конце марта глава Минтранса Виталий Савельев заявил, что правительству предстоит определиться с выкупом более 500 самолетов иностранных лизингодателей общей остаточной стоимостью $20 млрд. Но, по данным близкого к Минтрансу собеседника “Ъ”, сейчас сумма выкупа не утверждена.
Собеседники “Ъ” в авиакомпаниях полагают, что сделки вряд ли возможны, поскольку подавляющее большинство самолетов даже неевропейских собственников зарегистрировано в европейских дочерних структурах.
«Ни Китай, ни ОАЭ не пойдут на подобные схемы, нарушающие санкции»,— говорит один из них.
Сложность в том, что вопрос в большей степени политический, чем экономический, считает старший директор по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Игорь Смирнов.
Любое потенциальное ослабление санкций, по его мнению, «вызовет в международном сообществе много вопросов»: «Сейчас лизингодателям проще сидеть с начисленными резервами под обесценение». Приобретение флота в собственность могло бы помочь авиакомпаниям решить вопрос с арестом самолетов за рубежом, допускает он, но в то же время, по его мнению, «большая часть географии полетов "Аэрофлота" уже в принципе закрыта». И ввиду закрытия воздушного пространства ЕС «большой операционной пользы» в выкупе бортов эксперт не видит.
Источник: Коммерсант