Страховые компании готовы щедро делиться премиями
В первом полугодии страховые компании платили банкам-агентам значительные комиссионные, доходившие по отдельным сегментам до 90% от стоимости продаваемых полисов. Это вызвано в первую очередь обострением конкуренции за банки-партнеры в условиях концентрации банковского рынка. При этом с новыми мерами финансовых властей по противодействию навязыванию страховок эти расходы могут вырасти. Впрочем, страховщики остаются в прибыли или компенсируют убытки за счет продажи других продуктов.
В первой половине 2023 года объем комиссий, выплачиваемых страховыми компаниями банкам, вырос на 75%, до 116 млрд руб., относительно аналогичного периода прошлого года, следует из обзора "Эксперт РА". Впрочем, этот результат остался ниже на 12% аналогичного показателя 2021 года. Основными драйверами такого роста стали кредитное страхование жизни (рост на 89%, до 49 млрд руб.) и страхование от несчастных случаев и болезней (на 68%, до 55 млрд руб.). В основном это было связано с быстрым восстановлением рынка потребительского кредитования (см. "Ъ" от 7 октября), а также ростом заинтересованности кредитных организаций в высоко маржинальных комиссионных продуктах.
В частности, комиссия кредитных организаций в страховании от несчастных случаев и болезней составила 89% от страховых взносов, в сборах по кредитному страхованию жизни доля банков - 64%. На комиссии в страховании прочего имущества граждан и страховании финансовых рисков ушло по 57% сборов страховщиков. По оценке независимого эксперта Андрея Бархоты, за последние три года доля комиссий банков в страховых прмиях увеличилась на 5-10 п. п. Это в первую очередь связано с ростом конкуренции со стороны страховых компаний за банки-партнеры, считает он.
Страховщики подтверждают обострение борьбы за услуги агентов. "Банки - это прямой доступ к "теплым" клиентам, следовательно, важный и эффективный канал продаж для страховщиков", - поясняет вице-президент "РEСО-Гарантии" Игорь Иванов. При этом, по его словам, на фоне концентрации банковского рынка "усиливается конкуренция за партнерство с теми, кто не просто остался, а развивается и растет".
Однако большая доля комиссий банков в сборах не мешает страховым компаниям получать прибыль. "Конечная стоимость продуктов банкострахования, к которым относятся договоры кредитного страхования, обычно складывается из стоимости страховой услуги, которую определяет страховщик, и стоимости использования канала продаж банка, которую определяет сам банк. Поэтому сумма премии после расчетов с банком обычно достаточна для получения дохода от оказания страховой услуги", - поясняет партнер Б1 Татьяна Самсонова.
Кроме того, страховое покрытие по полисам, связанным с кредитованием, довольно ограниченно, из-за чего число страховых случаев и убыточность по ним низкая, указывает директор по рейтингам страховых и инвестиционных компаний "Эксперт РА" Eкатерина Серова.
Источник: КоммерсантЪ