Компания наращивает базу для финансового бизнеса
Капитал Яндекс-банка по итогам 2022 года превысил 4 млрд руб., увеличившись за прошлый год в три раза. Основной акционер банка несколько раз выкупал допэмиссию банка с премией. По словам экспертов, это может быть связано с планами масштабирования кредитного бизнеса, основной продукт - это сервис оплаты частями.
За 2022 год собственный капитал дочернего банка "Яндекса" утроился - с 1,4 млрд руб. на начало года до 4,2 млрд руб. по его итогам, следует из раскрытых данных кредитной организации. "Рост капитализации - стандартная процедура для дальнейшего развития банка", - прокомментировали в компании. Однако там не уточнили источники вложения средств в капитал, равно как и финансовый результат банка за минувший год. В январе собственник банка - "Яндекс.Маркет Лаб" - пополнил его капитал через допэмиссию на 700 млн руб. (включает эмиссионный доход). В середине года уставный капитал был увеличен еще на 100 млн руб., однако размер эмиссионного дохода не раскрывался.
В конце 2021 года экс-глава "Яндекса" Тигран Худавердян в интервью РБК говорил, что на банковском рынке быть "суперинноваторами" не планируется, "во всяком случае пока", также говорилось о возможном предоставлении услуг водителям такси и курьерам в статусе самозанятых. Но сейчас среди кредитных продуктов, как уточнили "Ъ" в банке, есть услуга оплаты частями или в кредит онлайн-обучения на собственной платформе. "Финансовая услуга" появилась ближе к концу 2022 года, сообщили там. Также есть сервис оплаты частями "Яндекс Сплит", который присутствует как на собственном маркетплейсе, так у внешних партнеров. Банк начал привлекать и средства розничных клиентов: в конце 2022 года запущен онлайн-вклад, а в январе 2023 года - первый дебетовый продукт для водителей-партнеров. Однако объем привлеченных средств компания не раскрывает.
Вероятной причиной докапитализации может быть рост розничного бизнеса, главным образом рассрочек для клиентов маркетплейса, отмечает директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Иван Уклеин: Скорее всего, пробуются и смежные направления: кредитование и РКО поставщиков маркетплейса, отмечает эксперт.
Источник: Коммерсантъ