Судоходные компании в Сибири увеличили объемы перевозок, несмотря на маловодье
Крупнейшие сибирские судоходные компании, несмотря на экстремальную маловодность рек в этом году, улучшили прошлогодние показатели грузоперевозки на 10-30%. В "Норникель-Енисейском речном пароходстве" результаты объясняют перестройкой работы и крупными заказами для масштабных инвестпроектов в Дудинке. Вместе с тем "Томской судоходной компании" маловодность стоила дополнительных затрат – 75 млн руб., а объемы удалось увеличить в том числе за счет выхода на новые территории. Эксперты полагают, что связанный с переориентацией грузопотоков рост у судоходных компаний в ближайшие год-полтора продолжится.
Несмотря на маловодность сибирских рек и водоемов в прошедшем навигационном сезоне, которую синоптики называли рекордной и экстремальной, крупнейшие судоходные компании сообщили о выполнении и даже перевыполнении планов по грузоперевозке. По данным генерального директора ООО "Норникель-Енисейское речное пароходство" ("Норникель-ЕРП") Ольги Ксанф, ее компания в 2022 году перевезла 3,7 млн т грузов, на 9% превысив план и на 32% – прошлогодний показатель. Другой крупнейший сибирский перевозчик – АО "Томская судоходная компания" – по информации его гендиректора Сергея Ведерникова, улучшил результат 2021 года на 11%, завершив навигацию на уровне 2,6 млн т (+4% к плану). В министерстве транспорта Алтайского края "Ъ-Сибирь" сообщили, что по итогам речной навигации внутренним водным транспортом в регионе было перевезено 1,19 млн т грузов – на 42% больше, чем годом ранее. Это самый высокий результат за последние 28 лет, подчеркнули в облправительстве.
Вместе с тем, по данным начальника Гидрометцентра Западно-Сибирского управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Анны Лапчик, прошедший навигационный сезон в районе Обского бассейна вошел в пятерку самых жарких и засушливых за всю историю наблюдений. В ЕРП сообщили "Ъ-Сибирь", что в последний раз с такой маловодностью, как в этом году, на Енисее сталкивались 10 лет назад – в 2012 году. На участке от Красноярска до Лесосибирска работали мелкосидящие буксировщики, а баржи, сухогрузные теплоходы и танкеры загружались до осадки не более 1,9 м (примерно на 70%).
Директор группы корпоративных рейтингов "Эксперт РА" Элина Кулиева связывает рост объемов у судоходных компаний в Сибири со структурной переориентацией транспортировки ряда грузов с железнодорожного и автосегмента, а также сменой логистики и направления перевозок части экспортеров с Европы на азиатские направления. "Для сухопутных перевозок в 2022 году были сложности в части обеспечения логистики в связи с плохим состоянием сетей РЖД в дальневосточном направлении и Сибири – там, куда пришлось переориентировать потоки и логистику. Это привело к значительным пробкам в пограничных переходах и перегруженности портов",– объяснила госпожа Кулиева. Она полагает, что в ближайшие год-полтора рост грузоперевозок судоходных компаний по тем же причинам продолжится.
Источник: Коммерсантъ