Лизинг и факторинг, 18.04.2023

Лизинг нацелился на оборудование
Поделиться
VK


КоммерсантЪ

Как и зачем лизингодатели учатся работать с этим сегментом

Как и зачем лизингодатели учатся работать с этим сегментом

По данным агентства "Эксперт РА", объем нового бизнеса в отрасли сократился на 13% по итогам 2022 года, до 1,98 трлн руб. Падение по итогам года показали как корпоративный, так и розничный сегменты. Однако результаты отрасли оказались лучше прогнозов. На фоне сжатия рынка лизинговые компании обучаются работать с МСБ и выходят в сегменты, пока недостаточно наполненные лизинговым предложением, например лизинг оборудования, который сейчас активно осваивают участники рынка. Но они отмечают, что работа в этом сегменте требует отдельных компетенций, в том числе навыков по оценке сделок с большой цепочкой участников, контрагентов и поставщиков.

Упали, но на мягкое

Восстановление лизинговой отрасли после кризиса 2022 года и провала первого полугодия шло медленнее, чем в других сегментах экономики. Отрасль оказалась в условиях "идеального шторма": помимо санкционного давления, трудностей с проведением финансовых операций и нарушением привычных логистических маршрутов из-за ухода из России традиционных европейских производителей автомобилей, техники и оборудования лизингодатели столкнулись с дефицитом самих предметов лизинга и просто не могли удовлетворить существующий спрос. Кроме того, на фоне санкционных ограничений практически до нулевых показателей сжались ранее крупнейшие корпоративные сегменты: авиационный лизинг и лизинг морского и речного транспорта. Поворот же лизинговой отрасли к азиатским партнерам, в общем-то готовым поставлять необходимые транспорт и технику на российский рынок, шел не так быстро, как того хотелось бы: опять же более долгая, дорогая и сложная логистика, трансграничные сделки в новых валютах и плохая представленность многих азиатских брендов в России.

Тем не менее по итогам 2022 года рынок лизинга показал если не восстановление, то падение меньшее, чем ожидалось. По данным "Эксперт РА", объем нового бизнеса в отрасли сократился на 13% по итогам 2022 года, до 1,98 трлн руб. Падение по итогам года показали как корпоративный, так и розничный сегмент: на 31%, до 354 млрд руб. (минимальное значение с 2019 года), и на 8%, до 1,626 трлн руб., соответственно.Число сделок на рынке снизилось впервые с 2015-го, составив 340 тыс. Конечно, корпоративные сегменты продолжали стагнировать, однако отрасль научилась работать с МСБ и находить новые, пока недостаточно наполненные лизинговым предложением сегменты экономики.

За новым оборудованием

Одним из перспективных для отрасли направлений, специфику которого активно сегодня осваивают участники рынка, стало оборудование, в том числе необходимое для предприятий и отраслей, активно вовлеченных в процесс импортозамещения и восстановления производств в стране.

На рынке лизинга представлено оборудование довольно широкого спектра, используемое как крупными промышленными компаниями (например, энергетическое, машиностроительное, газо- и нефтедобывающее), так и предприятиями малого и среднего бизнеса (складское, медицинское, пищевое, полиграфическое и др.). "Среди наиболее крупных сегментов оборудования на лизинговом рынке по итогам 2022 года мы выделяем машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование (объем нового бизнеса сегмента составил 43,4 млрд руб., это 2,2% от всего рынка), а также оборудование для нефте- и газодобычи и переработки (объем нового бизнеса – 36,6 млрд руб., доля – 1,8%). При этом оба сегмента за прошедший год показали отрицательную динамику в 13% и 63% соответственно",– приводит данные директор по банковским рейтингам "Эксперт РА" Зоя Советкина. Но сейчас еще наблюдается дефицит предметов лизинга, проблемы с поставками отмечаются в тех сегментах, где преобладали европейские марки, куда в том числе относится и лизинг оборудования. В течение 2022 года лизинговым компаниям пришлось пересматривать список своих поставщиков, выстраивать новые партнерские отношения преимущественно с азиатскими марками. Так, по итогам девяти месяцев 2022-го доля европейских брендов в структуре нового бизнеса снизилась с 25% до 16%, в то время как доля азиатских брендов достигла почти трети портфеля (32%) против 25% годом ранее.

Источник: КоммерсантЪ

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика