Центробанк хочет ввести двухдневный «период охлаждения» для подозрительных транзакций. По новому механизму в эти сроки можно будет отозвать перевод, если он был сделан на мошеннический счет. Информация о выявленных дропперских картах и счетах, которые используются мошенниками для вывода денег, хранится в специальной базе регулятора. И каждый квартал ЦБ в специальном бюллетене рассылает информацию о подозрительных счетах всем кредитным организациям.
Теперь ЦБ предлагает обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисления на счет из «мошеннического» списка. А те банки, которые получили список, но не учли его и совершили перевод, должны будут вернуть украденные средства клиенту.
Как рассказал газете «Известия» директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, двухдневный «период охлаждения» не нарушит права добросовестных граждан, поскольку по закону перевод должен быть обработан в срок до трех рабочих дней. Идея хорошая, но вопросов к ней пока больше, чем ответов, говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин:
Иван Уклеин,
директор по банковским рейтингам «Эксперт РА»:«Предложение ЦБ понятно с точки зрения защиты прав пользователей, потребителей финансовых услуг, потому что достаточно распространенные ситуации, когда клиент одного банка по ошибке, например, указал неверный номер телефона или допустил опечатку, отправил деньги другому человеку. На практике доля возвратов денег в случаях ошибочных переводов очень низкая. На самом деле речь идет не только и не столько об опечатках, сколько, например, когда у человека мобильное приложение и финансовые услуги подключены не к его номеру телефона. Например, это случаи, когда сим-карта оформлена на других людей и у них в свою очередь есть доступ к мобильному приложению того или иного банка. И человек, совершая перевод на номер телефона, даже не подозревает, что на самом деле этот перевод дойдет совершенно другому человеку. Сегодня эти средства можно вернуть, только если одновременно вам попадется клиентоориентированный банк, при этом на той стороне окажется порядочный человек, который вернет деньги добровольно и, скорее всего, обычным переводом. Если эта инициатива приведет к тому, что переводы сильно усложнятся, конечно, клиенты этому не обрадуются, если потребуются дополнительные подтверждения, проверки, звонки. Это задача на самом деле непростая, потому что, с одной стороны, никто не понимает, как это будет реализовано технически, а с другой стороны — все понимают, что это дополнительная нагрузка для банков, для того чтобы контролировать еще и эту сферу, кто кому отправляет переводы, даже на совсем небольшие суммы».
Источник: Business FM