Содержание |
Резюме
В течение ближайших нескольких месяцев микрофинансовые организации продолжат адаптироваться к новациям в регулировании и негативным тенденциям в экономике, что не позволит портфелю микрозаймов прибавить более 40% по итогам 2014 года. Усиление регулирования сделает рост рынка МФО более здоровым, что отразится на портфеле микрозаймов уже в 2015 году. А пока участники рынка ужесточают требования к заемщикам и активно диверсифицируют каналы обслуживания клиентов, стремясь расширить целевую аудиторию.
За I полугодие 2014 года портфель микрозаймов МФО вырос на 18% против 20% за аналогичный период прошлого года, достигнув 46 млрд руб. Рынок МФО показывает наибольший темп прироста портфеля относительно смежных сегментов банковского рынка: так, портфель необеспеченных потребительских кредитов вырос за первое полугодие менее чем на 10%, а портфель кредитов малому и среднему бизнесу – только на 3,7%. Лучшую динамику прироста портфеля на рынке МФО демонстрирует сегмент потребительских микрозаймов для ФЛ (+25%), портфель микрозаймов «до зарплаты» и микрозаймы бизнесу увеличились на 18% и 10% соответственно. Основной причиной слабой динамики портфеля микрозаймов бизнесу в I полугодии 2014 года является задержка в поступлении бюджетных средств в региональные и муниципальные фонды (госМФО). Сдерживающее влияние на развитие микрозаймов бизнесу также оказало снижение спроса на заемные средства со стороны предпринимателей, вызванное ухудшением экономической ситуации в стране. За первую половину 2014 года структура рынка МФО существенно не изменилась: доля потребительских микрозаймов ФЛ увеличилась на 3 п. п. до 48%, доля микрозаймов бизнесу снизилась на 3 п. п. до 39%, а доля микрозаймов «до зарплаты» сохранилась на уровне 13%.
Тройка лидеров рынка МФО по объему портфеля за 2013 год сохранила свои позиции и по итогам I полугодия 2014 года. Первое и второе места занимают представители сегмента потребительских микрозаймов ФЛ: компания «Домашние деньги» (4,6 млрд руб., прирост +17% за I полугодие 2014) и «МигКредит» (2,0 млрд руб., +31%). Третье место удерживает МФО «Финотдел» из сегмента микрозаймов бизнесу с размером портфеля в 1,4 млрд руб. и его темпом прироста за полугодие в 2%. По объемам выдачи за I полугодие 2014 года лидируют компании из сегментов микрозаймов ФЛ: так, наибольший объем приходится на компании из сегмента микрозаймов «до зарплаты» – ООО «Магазин Малого Кредитования» (торговая марка «Быстроденьги») (3,9 млрд руб., +23% относительно I полугодия 2013 года), «Домашние деньги» (2,5 млрд руб., +24%) и «МигКредит» (2,2%, +65%). По количеству выданных микрозаймов за I полугодие 2014 года в лидерах – компании сегмента микрозаймов «до зарплаты»: ООО «Магазин Малого Кредитования» (торговая марка «Быстроденьги») (1,4 млн шт. договоров микрозаймов, +36% прирост относительно аналогичного периода 2013 года), ГК «Деньги Сразу» (218,6 тыс. шт., +18%) и ООО «Срочноденьги» (158 тыс. шт., +22%).
За первую половину 2014 года удельный вес просроченной задолженности по микрозаймам (свыше 30 дней) в общем объеме портфеля частных компаний увеличился на 5 п. п., достигнув порядка 30%. Наиболее быстрыми темпами ухудшалось обслуживание долга у физлиц, что больше всего отразилось на сегменте потребительских микрозаймов. В этом сегменте доля просроченной задолженности свыше 30 дней в портфеле достигла 35-40%, что связано преимущественно с ростом долговой нагрузки у населения. Менее чувствительными к изменениям в обслуживании долга оказались МФО из сегмента PDL, которые за счет более высокой оборачиваемости займов успели отреагировать на рост просроченной задолженности ужесточением скоринга. В данном сегменте темпы прироста объемов неплатежей по долгам были ниже динамики прироста портфелей микрозаймов. В портфеле микрозаймов бизнесу просроченная задолженность выросла приблизительно на 20%, достигнув доли порядка 15% от их портфеля. Для прекращения дальнейшего роста просрочки в портфелях, большая часть МФО снизила свои риск-аппетиты и повысила требования к оценке кредитоспособности заемщиков. В связи с этим у большинства МФО увеличились издержки, а некоторые участники рынка, с ограниченными возможностями по привлечению клиентов, сократили объемы выдачи.
Рост просроченной задолженности и изменение регулирования (прежде всего, требования по формированию резервов на потери по займам) «подстегнут» МФО к перестройке своих бизнес-моделей. Более 30% опрошенных МФО (коммерческих) диверсифицировали продуктовые линейки и каналы обслуживания заемщиков для снижения кредитных рисков и покрытия растущих издержек. В условиях роста постоянных издержек множество МФО пытаются компенсировать недополученную прибыль на основном сегменте деятельности за счет выбора альтернативных каналов продаж. Например, около 50% коммерческих МФО (участников исследования) в 2014-2015 гг. планируют выдавать микрозаймы онлайн, а более чем у 80% из них в планах использовать в этот период выдачу микрозаймов на предоплаченные банковские карты. МФО начинают заключать договора с платежными системами для удобства обслуживания долга, создают мобильные версии сайтов, мобильные приложения, привлекают клиентов при помощи брокеров, работают в партнерстве с электронными площадками, которые обеспечивают целевое использование заемных средств (тендерные займы), а отдельные игроки создают совместные продукты с сотовыми операторами. Таким образом, участники рынка расширяют целевую аудиторию заемщиков и приспосабливаются к новым условиям работы на рынке микрозаймов.
По прогнозу «Эксперт РА» темп прироста рынка МФО по итогам 2014 года составит около 40% и в абсолютном объеме портфель МФО увеличится до 55 млрд руб. Вступление в силу ряда регулятивных новаций со 2 полугодия 2014 года в меньшей степени отразится на бизнесе крупных МФО, которые начали адаптироваться к новым условиям с конца 2013 года. Наибольшее влияние введение нового регулирования окажет на небольшие МФО, которые будут вынуждены переформатировать бизнес-модели либо покинуть реестр МФО, продавая свои портфели крупным игрокам. Учитывая достаточно высокую концентрацию рынка (Топ-10 МФО по размеру портфеля составляют около 30% от совокупного портфеля МФО на 01.07.2014), законодательные изменения во 2 полугодии 2014 года не окажут существенного влияния на динамику темпов прироста совокупного портфеля МФО. С другой стороны, законодательные новации повысят защиту заемщиков и избавят рынок от недобросовестной конкуренции, что значительно улучшит условия работы для всех микрофинансистов. Положительное влияние на динамику портфелей МФО во второй половине 2014 года окажет переток заемщиков из банковского сектора (в основном ФЛ), где происходит сокращение предложения подобных продуктов, и более активная деятельность госМФО, получивших в этот период бюджетные средства. Таким образом, по итогам 2014 года темпы прироста потребительских микрозаймов ФЛ составят около 50%, микрозаймы бизнесу сохранят темпы прироста на уровне 2013 года (+25%).При этом мы прогнозируем некоторое замедление темпов прироста портфеля PDL с 60% до 45%, связанное с увеличением случаев невозврата долгов населения и ужесточением скоринговых моделей у этих компаний.
Динамика портфеля микрозаймов в 2015 году будет подвержена существенному влиянию макроэкономической ситуации в стране. Базовый сценарий подразумевает развитие рынка МФО в условияхстагнации экономики страны (темп роста ВВП на уровне +/-0,5п.п.),. При этом участники рынка успешно адаптируются к новым законодательным нормам, а взыскание значительной части проблемной задолженности будет осуществляться за счет собственных ресурсов (без списания с баланса). В этих условиях мы прогнозируем прирост портфеля МФО в 2015 году на уровне 45%. Негативный сценарий предусматривает заметное сокращение темпов роста реального ВВП (на 1 п.п. и более), что будет сопровождаться ухудшением качества обслуживания займов и, как следствие, резким падением объемов новых выдач микрозаймов и значительным списанием проблемной задолженности с балансов МФО. В случае реализации подобного сценария темп прироста портфеля МФО по итогам 2015 года не превысит 30%.* показатели просроченной задолженности (свыше 30 дней) по основному долгу на дату оценивались на основании данных анкет участников, вследствие чего отдельные показатели по краткосрочным микрозаймам могут быть отражены с некоторой погрешностью.