Лизинг и факторинг, 19.04.2017

Реформа регулирования лизингового рынка: по новым правилам
Поделиться
Facebook Twitter VK


До конца 2017 года ожидается принятие закона о регулировании лизинговых компаний. Основные преобразования начнутся с 2018 года и будут направлены на улучшение качества риск-менеджмента и операционной среды лизинговых компаний. Введение регулирования, переход на новые стандарты отчетности и единый план счетов могут позитивно отразиться на транспарентности рынка, что повысит доверие инвесторов и улучшит условия привлечения средств для отрасли. Достижение целей реформы с высокой вероятностью окажет позитивное влияние на объемы лизингового рынка и, как следствие, сделает лизинг одним из драйверов экономического роста в 2020-е годы. Однако эффективность реформы во многом будет зависеть от синхронности нововведений, а также уровня взаимодействия регулятора с лизинговыми компаниями. 

Содержание

Резюме

До конца 2017 года ожидается принятие закона о регулировании лизинговых компаний. Основные преобразования начнутся с 2018 года и будут направлены на улучшение качества риск-менеджмента и операционной среды лизинговых компаний. Введение регулирования, переход на новые стандарты отчетности и единый план счетов могут позитивно отразиться на транспарентности рынка, что повысит доверие инвесторов и улучшит условия привлечения средств для отрасли. Достижение целей реформы с высокой вероятностью окажет позитивное влияние на объемы лизингового рынка и, как следствие, сделает лизинг одним из драйверов экономического роста в 2020-е годы. Однако эффективность реформы во многом будет зависеть от синхронности нововведений, а также уровня взаимодействия регулятора с лизинговыми компаниями.   

Ключевым вызовом для лизинговых компаний в ближайшие годы станет введение регулятивного надзора в рамках реформирования отрасли. Главные направления реформы будут связаны с повышением транспарентности рынка и введением требований по контролю рисков лизинговых компаний. В рамках реформы планируется решить проблему осуществления инкассовых поручений, снизить правовые и кредитные риски лизингодателей. В ближайшие годы основными нововведениями будут появление СРО, получение компаниями статуса некредитной финансовой организации, создание государственного реестра лизинговых компаний, совершенствование нормативно-правовой базы, переход с 2019 года компаний на отчетность по МСФО. Следующим этапом с 2020 года может стать введение Банком России пруденциальных нормативов для крупных игроков лизингового рынка. Стоит отметить, что с подобными регулятивными новациями ранее столкнулись лизингодатели из Китая, занимающего второе место в мире по объему лизингового рынка по итогам 2016 года.  

Лишь у 5% участников анкетирования капитал не удовлетворяет минимальным требованиям по величине собственных средств в 20 млн рублей. Подготавливаемые изменения в ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» должны разделить лизинговые компании на три класса в зависимости от их специализации с установлением дифференцированных требований по размеру собственных средств. Для универсальных лизинговых компании минимальная величина капитала составит 70 млн рублей, для компаний, специализирующихся на сделках с МСБ, – 20 млн рублей, для специализированных (по сути SPV) – 1 млн рублей. Согласно бухгалтерской отчетности лизингодателей, подавляющее большинство компаний превышает минимальные требования. Однако регулятивный капитал будет определяться по разрабатываемой методике Банка России, что затрудняет оценку влияния данного требования на лизинговый рынок в целом.

Реформа лизинговой отрасли окажет поддержку объемам нового бизнеса, а при достижении поставленных целей способна сделать лизинг одним из драйверов экономического роста. Решение традиционных проблем лизингового рынка, связанных с процедурами изъятия имущества и взаимодействия с ФНС, в рамках реформирования отрасли может оказать поддержку объемам нового бизнеса. Одной из ключевых задач реформы будет повышение диверсификации пассивной базы лизинговых компаний, в том числе за счет интенсивного использования оптового фондирования и секьюритизации активов. Реализация запланированных нормативно-правовых изменений может позволить потребительскому лизингу стать драйвером рынка в 2020-х годах. Вместе с тем при отсутствии комплексного и согласованного подхода к решению главных проблем отрасли реформа сопряжена с рисками ухудшения операционной деятельности лизингодателей. Однако агентство оценивает данные риски как невысокие, так как регулятор поддерживает постоянный диалог с участниками рынка.

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

По итогам первой половины 2019-го объем нового бизнеса составил 730 млрд рублей, показав минимальный... 03.09.2019
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2019 года: коррекция роста

Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

За прошлый год объем нового бизнеса достиг рекордного уровня в 1,3 трлн рублей, однако размеры рынка... 25.03.2019
Рынок лизинга по итогам 2018 года: на максимальных оборотах

Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

В 2018 году объем выплаченного Факторами финансирования увеличился на 42%, до 2,63 трлн рублей, что... 14.03.2019
Российский рынок факторинга в 2018 году: отраслевая трансформация

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета г... 03.12.2018
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии

Российский рынок факторинга в 1-м полугодии 2018 года: в погоне за маржой

Снижение маржинальности в сегменте корпоративного кредитования на фоне более высоких факторинговых с... 19.09.2018
Вся аналитика