На фоне сжатия лизингового рынка в 2014–2015 годах доля оперативного лизинга в структуре объема нового бизнеса заметно выросла и на протяжении последних трех лет не опускалась ниже 10% (см. график 9). Кроме того, по динамике объем сегмента операционной аренды оказался более устойчив, чем финансовый лизинг. Так, темпы прироста финансового лизинга с 2013 года до 1 полугодия 2016 года были отрицательными, в то время как оперлизинг продолжал расти и только в первой половине текущего года показал нулевые темпы роста. «Стоит отметить рост интереса к операционному лизингу за последние два года. У многих клиентов сегодня отсутствует уверенность в завтрашнем дне, поэтому они чаще стали обращаться к операционному лизингу, – говорит Владимир Добровольский, заместитель генерального директора по работе с клиентами ГТЛК. – Для лизинговых компаний при текущих крайне низких ставках невыгодно сдавать технику в финансовый лизинг, когда ставка зафиксирована на весь период договора. В случае с оперативным лизингом игрок может предложить низкие ставки, потерпеть пару лет, а потом оказаться в плюсе, продав актив по возросшей цене».
Увеличение объемов оперлизинга связано с ростом доли авиасегмента в целом по рынку: с 2% за 1 полугодие 2012 года до 18% за январь–июнь 2016 года. Если сделки по аренде самолетов шестью годами ранее делили между собой фактически два игрока («ВТБ Лизинг» и «Ильюшин Финанс Ко»), то сейчас крупные авиадоговоры приходятся на четыре-пять госкомпаний, доля которых в портфеле авиасделок составляет около 95%. Выход госкомпаний в сегмент аренды воздушных судов, в котором по-прежнему доминируют иностранные лизингодатели, связан как с госсубсидированием оперлизинга российских самолетов, так и с востребованностью такой услуги со стороны авиакомпаний. В результате прирост объемов аренды воздушных судов компенсировал сокращение объемов аренды ж/д техники. Суммарно на эти сегменты по-прежнему приходится примерно 90% сделок оперлизинга.
Как правило, оперативный лизинг пользуется спросом со стороны клиентов, когда лизинговый рынок переживает этап стабильного роста. Однако в условиях спада как в отдельных отраслях, так и в экономике в целом лизингополучатели предпочитают приобретать оборудование и технику в аренду под конкретный проект. Подобная практика сегодня распространена в сегменте ж/д техники: клиенты стали больше интересоваться сделками по схеме leaseback (по сути возвратный лизинг) и аутсорсингом транспортных услуг.
В сегменте оперативного лизинга подвижного состава за 1 полугодие 2016 года заключали сделки четыре компании. При этом более 50% сделок пришлось на крупнейшего арендодателя инновационных вагонов – компанию «РЕЙЛ1520». Сегмент аренды ж/д техники – довольно закрытая ниша с давно сформировавшимися лидерами, однако на рынке теперь такие сделки заключают компании, которые ранее работали только с финансовым лизингом. Связано это с тем, что не все клиенты сегодня готовы инвестировать в долгосрочный лизинг, в то время как краткосрочный договор оперлизинга позволяет более гибко управлять парком в условиях нестабильности на рынке ж/д услуг. «Увеличение спроса на операционный лизинг может привести к уходу некоторых посредников, которые раньше брали подвижной состав в финансовый лизинг и передавали их в аренду другим компаниям. Сейчас место посредников займут лизинговые компании», – отмечает Владимир Добровольский.
Около 10% сделок оперативного лизинга приходится на сегмент легкового и грузового автотранспорта, а также недвижимости. По нашим оценкам, оперлизинг в объеме нового бизнеса с легковыми автомобилями составил за 1 полугодие 2016 года 1,5-3%. Концентрация в этом сегменте также высока. Основными игроками являются около десяти компаний, среди которых – «ЛизПлан Рус», ARVAL, ALD Automotive, Autopartners, Intermark Auto (IAL), Avis и пр. В связи с незначительным представительством этих компаний в текущем исследовании более детальная оценка оперлизинга легковых автомобилей невозможна. По оценкам участников сегмента, объем оперлизинга за прошедший год вырос на 8% и продолжит расти в этом году, в том числе за счет увеличения его доли в продажах легковых автомобилей. «Положительная динамика есть, но эту услугу нельзя сейчас назвать по-настоящему массовой. Она более популярна среди представительств иностранных компаний в нашей стране, – отмечает Дмитрий Корчагов, генеральный директор ГК «Балтийский лизинг». – Российские бизнесмены пока не очень готовы платить за имущество в течение двух-трех лет и не получать его в собственность. Тут дело скорее в особенностях нашего менталитета».
Лидером в сегменте оперативного лизинга грузового автотранспорта по-прежнему остается «КАМАЗ-ЛИЗИНГ». По нашим оценкам, на данную компанию приходится не менее 90% сделок по аренде грузовых автомобилей за январь–июнь текущего года. По данным анкетирования, на оперлизинг приходится не более 3% нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей, как и годом ранее. В то же время фиксируется рост доли б/у автомобилей в сделках этого сегмента: с 1,2% за 1 полугодие 2015 года до 2,6% за аналогичный период 2016 года. Респонденты также подтверждают увеличение количества клиентских обращений по аренде подержанной грузовой автотехники. Подорожание автомобилей, комплектующих и сервисного обслуживания подталкивает клиентов к более экономным покупкам, в том числе б/у автомобилей.
Помимо основных преимуществ аренды (оперативное управление парком, отсутствие обязанности по выкупу имущества) этот вид финансирования оказывает гораздо меньше влияния на долговую нагрузку клиента в отчетности, так как отражается, как правило, за балансом. Однако в отчетности по МСФО привлекательность аренды может снизиться вследствие вступления в силу стандарта по аренде IFRS 16 «Leases». Этот стандарт обязателен к применению с 1 января 2019 года, однако может применяться раньше, но только вместе с новым стандартом по выручке IFRS 15.
Применение стандарта IFRS 16 может привести к снижению привлекательности финансовой отчетности крупных арендаторов, так как на их балансе теперь будут отражаться договоры аренды. Отражение в отчетности новых обязательств может привести к увеличению такого соотношения, как обязательства к капиталу, пороговые значения которого нередко прописываются в ковенантах по кредитным договорам. В результате увеличение показателей долговой нагрузки у арендаторов также негативно отразится на возможностях по привлечению нового финансирования (например, банковского).
Кроме того, нововведение негативно отразится на прибыли до вычета износа и амортизации, которая используется для оценки эффективности топ-менеджмента компаний. Для сглаживания эффекта нового стандарта лизинговые компании будут вынуждены пересмотреть подходы по ведению арендных сделок. До вступления в силу стандарта лизингодатели должны проделать работу по его изучению и консультированию клиентов в случае возникновения у них вопросов по отражению арендных договоров в отчетности.