Лизинг и факторинг, 03.12.2018

Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2018 года: консолидация в действии
Поделиться
Facebook Twitter VK


PDF  

Содержание

Резюме

За 9 месяцев 2018 года объем нового бизнеса вырос на 42%, превысив 1 трлн рублей. Однако без учета госкомпаний рынок вырос всего на 16 против 49% годом ранее. Опережающий рост госкомпаний сохранится и в следующем году благодаря увеличению бизнеса в ж/д сегменте, в том числе за счет сделок M&A, при этом объемы остального рынка вырастут незначительно. В результате доля госкомпаний в новом бизнесе по итогам 2019 года может достигнуть 65%, а динамика рынка еще в меньшей степени будет отражать реальную ситуацию в экономике. 

Ключевую поддержку рынку за 9 месяцев 2018 года оказали ж/д сегмент и автолизинг, доля которых составила 62% в объеме нового бизнеса. Ж/д сегмент вырос на 120% вследствие крупных сделок лидеров рынка. Интенсивный рост объемов крупнейших лизингодателей привел к росту доли крупного бизнеса среди лизингополучателей до 56 против 49% годом ранее. Несмотря на снижение доли МСБ, в абсолютном выражении розница выросла на 28%, что во многом обусловлено динамикой автолизинга. Автосегмент, несмотря на снижение объема госсубсидий, продолжил расти вследствие общего роста автопродаж. Поддержку рынку оказало снижение ставок по лизинговым договорам вследствие удешевления банковских кредитов, доля которых в структуре фондирования лизинговых компаний выросла на 10 п. п., до 67%.

Лизинговый портфель на 01.10.2018 достиг рекордного объема в 4,1 трлн рублей, однако рост во многом обусловлен активностью госкомпаний и ростом проблемных активов. По оценке агентства «Эксперт РА», совокупный лизинговый портфель стагнирует без учета крупнейших лизингодателей и переуступленных банками проблемных активов лизинговым компаниям. Доля лидера рынка в лизинговом портфеле увеличилась до 22 против 14% годом ранее, а без учета 4 крупнейших госкомпаний – ГТЛК, «Сбербанк Лизинг», «ВТБ Лизинг» и «ВЭБ-лизинг» – прирост совокупного портфеля составил бы менее 5%. Кроме того, чтобы избежать санкций со стороны регулятора, банки со слабым запасом по пруденциальным нормативам продолжают передавать проблемные активы на баланс лизинговых компаний, что искажает объем лизингового портфеля.

Наращивание бизнеса лидерами на фоне сделок M&A и слабые темпы роста остальных участников усилят консолидацию рынка в интересах госкомпаний. Низкие темпы роста экономики существенно ограничат инвестиционную активность бизнеса, что на фоне усиления регулятивного надзора за кредитными организациями приведет к уходу небольших кэптивных лизинговых компаний. Кроме того, ожидаемые в 2019 году сделки M&A приведут к усилению концентрации рынка на крупных игроках, прежде всего госкомпаниях. Так, за январь – сентябрь 2018 года доля топ-3 на рынке выросла до 46 против 37% годом ранее. В 2019 году данный тренд сохранится, что, по нашим оценкам, приведет к росту доли топ-3 до 50%, а доли госкомпаний – с нынешних 60 до 65% по итогам 2019 года. Лизинговый рынок будет все больше зависеть от политики государственных структур, а его роль в качестве объективного индикатора состояния экономики продолжит снижаться.

Согласно прогнозу агентства «Эксперт РА», в 2019 году темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 20% по мере затухания темпов роста в автолизинге и других розничных сегментах. Поддержку рынку по-прежнему окажут транспортные сегменты, при этом наибольшие темпы прироста (до 50%) способен показать ж/д сегмент вследствие увеличения объема экспортных перевозок и, как следствие, повышенного спроса на подвижной состав. Однако при появлении первых признаков профицита и коррекции арендных ставок вагонов в первой половине следующего года темп роста ж/д сегмента не превысит 35%. Сохраняющиеся потребности в обновлении автопарков (средний возраст легкового автомобиля в 2017 году превысил 13 лет) поддержат потенциал роста автолизинга, который покажет рост на 8%, а в случае увеличения объемов господдержки темп роста сегмента составит до 15%. По оценкам агентства «Эксперт РА», в ближайшие 2 года можно ожидать роста автосегмента, поскольку сохраняется потенциал для роста автопродаж до момента, пока средний возраст автомобиля не снизится до 12 лет.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга в 1-м полугодии 2021 года: взрывной рост на фоне низкой базы

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полуг... 30.08.2021
Рынок лизинга в 1-м полугодии 2021 года: взрывной рост на фоне низкой базы

Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация

Лизинговый рынок за 2020 год снизился на 6 % вследствие сокращения объема крупных сделок в сегментах... 30.03.2021
Прогноз рынка лизинга на 2021 год: оперативная трансформация

Предварительные итоги лизингового рынка за 2020 год

Сокращение объемов нового бизнеса ТОП-3 компаний не позволило рынку лизинга достигнуть прошлогодних... 15.02.2021
Предварительные итоги лизингового рынка за 2020 год

Российский лизинг: адаптация к новым реалиям

Объем нового бизнеса за 9 месяцев 2020-го составил 980 млрд рублей, что на 5 % меньше аналогичного п... 09.12.2020
Российский лизинг: адаптация к новым реалиям

Рынок лизинга за 9 месяцев 2020 года: краткие итоги

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело краткие итоги исследования российского рынка лизинга за 9... 19.11.2020
Рынок лизинга за 9 месяцев 2020 года: краткие итоги
Вся аналитика