Лизинг и факторинг, 24.03.2015

Прогноз развития рынка на 2015 год: без перспектив роста
Поделиться
VK


Текущая экономическая конъюнктура, подкрепленная нестабильностью на кредитном и валютном рынках, не дает оснований для роста нового бизнеса в лизинговой отрасли. В связи с этим подавляющая часть компаний избрала выжидательную позицию, что отразилось на планируемом объеме нового бизнеса на 2015 год (см. график 17). Компании, в капитале которых не участвует государство, ожидают сокращения нового бизнеса в пределах 10–15%, и, наоборот, значительная часть госкомпаний ожидает положительных темпов прироста. Планы частных лизинговых компаний на 2014 год были гораздо оптимистичнее (рост от 5 до 40%).

По мнению агентства, в 2015 году рынок ждет продолжение роста концентрации. Госкомпании будут наращивать свои доли, а дочерние компании частных банков, вынужденные сокращать издержки на поддержание аффилированных структур, станут проводить реорганизацию путем слияния связанных юридических лиц или продаж портфелей. В результате, по нашей оценке, доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга в 2015 году может превысить 50%.

Многое в 2015 году будет зависеть от финансового состояния крупнейших лизингополучателей, концентрация на которых у компаний достаточно высока (сумма платежей к получению, приходящаяся на 10 крупнейших клиентов, на 01.01.2015 составила в среднем по рынку не менее 60%). «В 2015 году ожидается большое количество дефолтов компаний-лизингополучателей. Поэтому крайне важно организовать оперативное изъятие техники и ее последующую реализацию. Это позволит получить средства, которые необходимы для погашения кредитов», – отмечает Владимир Добровольский. Лизингодатели, столкнувшиеся с нехваткой ликвидности, будут вынуждены уходить с рынка в текущем году.

 

Согласно негативному прогнозу «Эксперт РА», новый бизнес составит в 2015 году около 540 млрд рублей. Данный сценарий учитывает усиление кризисных явлений в крупнейших сегментах – ж/д и авиатехники, падение которых может составить 45% и 42% соответственно. Строительная отрасль, являющаяся одним из самых активных пользователей лизинговых услуг, будет испытывать сложности с продажей недвижимости и финансированием долгосрочных проектов. Сегмент-лидер прошлого года – автолизинг – на фоне удорожания автомобилей и спада автопродаж 1 продемонстрирует нулевые темпы прироста. Прочие сегменты рынка сократятся на 16%. В пользу пессимистичного сценария выступает падение инвестиций в основной капитал 2, высокая стоимость заемных средств 3, волатильность курса национальной валюты и общее ухудшение макроэкономических условий в сочетании с высокими внешнеполитическими рисками. «Эксперт РА» рассматривает пессимистичный прогноз как базовый. Реализация данного прогноза наиболее вероятна в случае снижения ВВП России в 2015 году на 1–3%, при этом, по ожиданиям агентства, волатильность курса рубля будет в пределах 60–65 рублей за доллар, а ключевая ставка ЦБ РФ составит порядка 13% из-за высокой инфляции (не менее 13–15%).

Позитивный прогноз подразумевает сокращение объема нового бизнеса на 10%, при этом его объем составит не менее 610 млрд рублей. В этом случае предполагается сокращение сегмента ж/д техники на 30%, авиализинга – на 20%, прочих сегментов – суммарно на 8%. Рост автолизинга может составить не менее 5% (см. таблицу 4). Реализация позитивного прогноза, по мнению агентства, возможна при незначительном падении реального ВВП (не более 1%), укреплении рубля до 55 рублей за доллар, снижении инфляции со 2 полугодия до 10–12% и, как следствие, понижении ключевой ставки Банком России ниже 13%.

Таблица 4. Сокращение объема нового бизнеса в 2015 году может составить не менее 20%

Открыть таблицу в новом окне
Проведите по таблице
Сегмент Факторы роста сегмента Факторы замедления сегмента Прогноз прироста на 2015г. (пессим/оптим. прогноз) Прирост в абсолютном выражении, млрд. руб. (пессим/оптим. прогноз) Влияние на общий прирост нового бизнеса (пессим. прогноз), п.п. Влияние на общий прирост нового бизнеса (оптим. прогноз), п.п.
Железнодорожная техникаПостановление №41 от 20.01.2014, ТР ТС 001/2011, инвестиционные проекты ОАО "РЖД" на 2015 год (в особенности приобретение тягового подвижного состава).сокращение ж/д перевозок, продолжающееся падение грузоперевозок из-за снижения цен на сырьевую продукцию, насыщение ж/д парка.-45% / -30%-69,5 / -46,3-10.2-7
АвиатехникаГосподдержка в виде возмещения части затрат на лизинговые платежи (Постановление №1212 и пр.), госгарантии (при ухудшении кризиса в отрасли)Кризис в отрасли, девальвация рубля, снижение объема перевозок, банкротство туроператов, удорожание "длинных" кредитных ресурсов из-за санкций.-42% / -20%-36,8 / -17,5-5.4-3
Грузовые и легковые автомобилиЛиквидность предмета лизинга, возможность диверсификации клиентов, обновление автопарков за счет скидок по утилизации и Тrade-inСнижение перевозок, продолжающееся падение объема продаж автомобилей, повышение цен на автомобили0% / 5%0,0 / 12,202
Прочие сегменты-Замедление темпов роста экономики РФ: кризисные явления в строительной отрасли, спад деловой активности, падение потребительского спроса и рост инфляционных ожиданий-16% /-8%-29,8 / -16,2-4.4-2
Итого прирост по рынку-20.0-10
Источник: «Эксперт РА»

 

Агентство прогнозирует сокращение объема нового бизнеса и при позитивном, и при негативном сценарии. Темпы прироста полученных платежей и профинансированных средств в 2015 году продемонстрируют динамику, схожую с 2009 годом (см. график 19).

 

1 согласно данным Ассоциации Европейского бизнеса, продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в январе 2015 года сократились на 24,4%.

2 согласно данным Росстата, за январь-ноябрь 2014 года инвестиции в основной капитал сократились на 2,8%

3 несмотря на снижение на 3 п. п. с начала года, ключевая ставка Банка России остается высокой (14%)

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских... 06.03.2024
Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса

Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Первая оценка рынка по ФСБУ 25: размер чистых инвестиций в лизинг (ЧИЛ), рассчитанный в соответствии... 05.12.2023
Рынок лизинга по итогам девяти месяцев 2023 года: между рисками и возможностями

Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового... 07.11.2023
Рынок лизинга легковых и грузовых автомобилей: риски, возможности, прогноз до 2027 года

Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Объем нового бизнеса в 1-м полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, показав почти двукратный р... 12.09.2023
Рынок лизинга по итогам 1-го полугодия 2023 года: розничный подъём

Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче

Объем нового бизнеса за прошлый год снизился на 13%, а розничные сегменты показали отрицательную дин... 20.03.2023
Рынок лизинга по итогам 2022 года: на пониженной передаче
Вся аналитика