Объем и динамика рынка
После фазы стагнации 2012–2013 годов объем нового бизнеса (стоимости имущества) продемонстрировал падение на 13,2% в 2014 году (см. график 1). По оценке «Эксперт РА», номинальный объем нового бизнеса (стоимости имущества) составил 680 млрд рублей (годом ранее – 783 млрд рублей). Несмотря на переориентацию лизинговых компаний на сделки с МСБ, компенсировать сокращение крупных договоров лизинга им не удалось: сумма новых договоров лизинга за прошедший год упала на 23,1% и составила около 1 трлн рублей. Подобное сокращение (около четверти) суммы новых лизинговых договоров наблюдалось на лизинговом рынке в 2008 году. За 2014 год объем профинансированных средств показал отрицательные темпы прироста (-15,4%), что в последний раз отмечалось также в 2008–2009 годах. Лизинговый портфель на 1 января 2015 года составил 3,2 трлн рублей, темп прироста - 10,3% – наименьший за последние пять лет (см. таблицу 1).
Таблица 1. Индикаторы развития рынка лизинга
Открыть таблицу в новом окне
Распределение сделок внутри года стало более равномерным: причина – сокращение крупных сделок на протяжении последних трех лет
Из-за сокращения крупных сделок на протяжении последних трех лет произошло ослабевание сезонности рынка лизинга (см. график 2). Ранее более трети лизинговых договоров заключались в IV квартале года, теперь на три последних месяца года приходится только около четверти заключенных сделок (246 млрд рублей за IV квартал 2014 года). Помимо этого, в прошедшем году сумма новых договоров лизинга распределилась поровну между полугодиями, что раньше было нехарактерно для российского лизингового рынка.
Сумма новых договоров лизинга, очищенная от сегментов ж/д и авиатехники, за прошедший год сократилась всего на 5% (см. график 3) в отличие от суммы лизинговых договоров с учетом всех сегментов (-23,1%). Более сильного падения суммы новых договоров лизинга удалось избежать за счет сохранения объема сделок с автотранспортом (за 2013 год – 323,7 млрд рублей, за 2014 год – 331 млрд рублей).
В структуре финансирования сделок за 2014 год доля кредитов снизилась почти на 10 п. п. по сравнению с 2013 годом (см. график 4). Причина кроется в росте кредитных ставок на протяжении всего 2014 года. Отдельно стоит отметить шоковое повышение ключевой ставки Банком России в середине декабря 2014 года с 10,5% до 17%, последствия которого сегодня все больше ощущает лизинговый рынок. По данным анкетирования, не менее 95% лизинговых компаний столкнулись с пересмотром банками процентных ставок по уже выданным до 17 декабря кредитам. Повышение ставок составило от 2 п. п. до 13 п. п. Не менее 10% опрошенных лизингодателей отмечают, что одними из первых ставки стали повышать крупные государственные банки, несмотря на то, что они имеют доступ к источникам дополнительной ликвидности. Интересным фактом является то, что некоторые кредитные организации пересматривали ставки по действующим договорам даже для своих дочерних лизинговых компаний (повышение в среднем было аналогичным, как и для рыночных компаний).
Несмотря на удорожание средств на долговых рынках, доля облигаций в структуре финансирования сделок за прошедший год выросла на 8,1 п. п. Помимо крупных госкомпаний, облигации размещали и частные российские лизингодатели: так, в IV квартале 2014 года компания «ТрансФин-М» разместила облигации на 3 млрд рублей (срок погашения – 15.12.2017, размер купона – 10,5% годовых).
Однако в источниках финансирования лизингодателей без учета крупных сделок1 доля долговых ценных бумаг снижается (с 4,6% за 2013 год до 1,4% за 2014 год), а доля собственных средств выросла на 5,2 п. п. и составила почти 17%: в условиях дорогих кредитов рыночные лизинговые компании активнее стали использовать собственные средства для финансирования сделок. Пока у лизингодателей существует небольшой запас по капиталу, повышение авансов происходит гораздо реже (рост менее 1 п. п.). Стоит отметить, что в финансировании деятельности лизинговых компаний без учета крупных сделок произошло снижение доли авансов (-2,6 п. п.). По мнению агентства, рыночные компании для сохранения объемов нового бизнеса старались при возможности не повышать размеры авансовых платежей.
Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей
Средняя сумма сделки на рынке за 2014 год составила не более 6 млн рублей, годом ранее – 8,6 млн рублей (см. график 5). Это было обусловлено ростом общего количества заключенных сделок с малым и средним бизнесом (не менее 10% за 2014 год) по рынку: объем нового бизнеса с МСБ за 2014 составил 321 млрд рублей (годом ранее – 252 млрд рублей).
Таблица 2. Топ-30 лизинговых компаний по количеству заключенных сделок в 2014 году
Открыть таблицу в новом окне1.2. Лидеры рынка
Лидером рынка, как и годом ранее, стал «ВЭБ-лизинг», второе и третье место занимают ВТБ Лизинг и «Сбербанк Лизинг» соответственно (см. приложение 1). В совокупности доля тройки лидеров составила около 37% всего объема нового бизнеса (за 2013 год – 35%). Стоит отметить, что активное заключение крупных сделок компанией «Сбербанк Лизинг» в IV квартале 2014 года удержало рынок от более сильного падения (около 18%). «В четвертом квартале 2014 года компания заключила несколько крупных контрактов, – отмечает Кирилл Царев, и. о. генерального директора «Сбербанк Лизинг». – В их числе финансирование компании «УВЗ-Логистик» на 10 тысяч вагонов (общая стоимость лизингового проекта – 40 млрд рублей) и компании «Аэрофлот» на 10 самолетов Sukhoi Superjet 100 (стоимость проекта в каталожных ценах – 354 млн долларов)».
Доля лидера рынка в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%)
Концентрация на топ-10 компаний в сумме новых договоров лизинга немного выросла и составила 66,4% по итогам 2014 года против 65% в 2013 году (в 2012 году – 63%, в 2011-м – 66,5%). Доля лидера рынка, «ВЭБ-лизинга», в 2014 году увеличилась на 6,4 п. п. и составила 15% (в 2013 году – 8,6%). Продолжающийся рост концентрации на крупнейших лизингодателях в новом бизнесе и сумме новых договоров лизинга также сказался на увеличении доли топ-10 в совокупном лизинговом портфеле (см. график 6). Так, на 01.01.2015 около трех четвертей лизинговых платежей к получению приходится на десять крупнейших лизингодателей.
В структуре рынка по видам собственности произошли заметные изменения: без учета крупных сделок доля госкомпаний в сумме новых договоров лизинга выросла на 10 п. п., при этом доля отечественных частных банков сократилась почти на 8 п. п. (см. график 7). Заметно выросла доля дочерних компаний иностранных производителей оборудования (почти на 3 п. п.), что объясняется ростом сделок с легковым и грузовым автотранспортом иностранных марок до начала девальвации рубля.
1 Сделки, совершенные лизинговыми компаниями с преобладанием в портфелях крупных и крупнейших сделок в сегментах «big ticket» («ВЭБ-лизинг», «Сбербанк Лизинг» (ГК), «ТрансФин-М», ВТБ Лизинг, Газпромбанк Лизинг (ГК), «ГТЛК» и «Газтехлизинг»).