Страхование, 23.07.2013

Структура рынка розничного страхования: банковский рычаг
Поделиться
Facebook Twitter VK


Вернуться к резюме

Прирост взносов в страховой рознице в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 85,7 млрд рублей. При этом две трети прироста пришлось на страхование автокаско, страхование от несчастных случаев и страхование жизни.

 

 

Наиболее высокими темпами росли виды, связанные с банкострахованием (страхование финансовых рисков, страхование от НС и болезней, страхование жизни). Без учета этих видов страхования темпы прироста взносов по страховому ритейлу в 2012 году составили 18,1%.

Таблица 2. Динамика взносов по розничному страхованию по основным видам страхования

Вид страхования Взносы, млрд рублей Темпы прироста взносов,
2012/2011, %
2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Страхование автокаско 134,4 112,1 107,7 126,9 150,5 19
ОСАГО 64,9 70,3 72,2 81,7 97,5 19
Страхование от НС и болезней 19,5 18,3 21,2 28,2 47 67
Страхование жизни 13,1 11,3 17,9 27,1 43,5 60
Страхование имущества физических лиц (кроме автокаско) 18,5 18,1 20,8 23,1 25 8
Страхование финансовых рисков (кроме выезжающих за рубеж) 0,6 0,6 3,3 5,2 10,7 106
ДМС 4,5 4,8 4,6 5,1 6,5 28
ДСАГО 1,6 2,7 3,3 4,8 5,9 22
Страхование выезжающих за рубеж 2,5 2,2 3,3 3,7 4,7 25
Прочие виды страхования 3,3 2,5 2,7 3,4 3,7 10
Всего 263 243 257 309 395 28

Источник: «Эксперт РА»

В результате доля перечисленных выше видов выросла на 6,1 п. п., тогда как доля автострахования снизилась на 4,7 п. п. Доля прочих видов страхования, куда входит страхование имущества, ДМС, страхование выезжающих за рубеж, страхование ответственности, снизилась до минимального за 8 лет уровня – 10,1%.

 

 

Различные сегменты рынка страховой розницы можно разделить на 4 группы в зависимости от уровня проникновения страхования и динамики взносов. Условные названия этих групп – «зарытый потенциал», «зрелый рынок», «растущие на пределе», «загорающиеся звезды».

 

 

Таблица 3. Сегментация рынка страховой розницы в зависимости от уровня охвата и темпов прироста взносов

  Низкий уровень охвата Высокий уровень охвата
Низкие темпы прироста взносов «Зарытый потенциал» Страхование имущества Страхование автокаско ДМС и ДСАГО (с натяжкой) «Зрелый рынок» ОСАГО
Высокие темпы прироста взносов «Загорающиеся звезды» Страхование финансовых рисков Страхование жизни «Растущие на пределе» Страхование от НС и болезней

Источник: «Эксперт РА»

«Зарытый потенциал»: страхование автокаско

Страхование автокаско из-за своих значительных объемов традиционно считается локомотивом рынка страховой розницы. В то же время основной рост взносов по страхованию автокаско был вызван инфляцией и корректировкой тарифов, а не ростом добровольного спроса на страхование. Отношение числа договоров по страхованию автокаско к числу договоров ОСАГО за 4 года практически не изменилось (10,1% в 2009 году, 11,5% в 2012 году). То есть полис автокаско имеет лишь каждый десятый автовладелец.

 

 

Многие розничные компании специализируются именно на сегменте автострахования. При этом для долгосрочной работы на этом рынке им необходимо учитывать следующую специфику страхования автокаско:

  • высокая убыточность, что требует повышенного внимания к актуарным расчетам;
  • высокая частота страховых случаев, что требует наличия развитой инфраструктуры урегулирования убытков;
  • высокий потенциал жалоб и судебных разбирательств, что требует контроля качества урегулирования убытков;
  • высокий уровень мошенничества, что требует наличия хорошо работающей службы безопасности.

Невысокий уровень проникновения страхования автокаско отражает значительный потенциал роста рынка при условии повышения качества страховых услуг.

Сергей Ефремов, исполнительный вице-президент СГ МСК:

«Доля страхования некредитных автомобилей так и не смогла превысить планку 40%. Главной причиной, сдерживающей рост, является чувствительность населения к цене страхования. Кроме того, клиенты, осознанно принимающие решение о страховании, как правило, предъявляют совершенно четкие и довольно высокие требования к продукту и сервису, но, вместе с тем, не всегда готовы оплачивать свой выбор. Это сдерживает страховщиков, немногие из которых готовы и умеют гибко работать с этим сегментом клиентов, двигаться вперед и расширять линейку дорогих продуктов».

«Зарытый потенциал»: ДСАГО

За четыре года уровень проникновения ДСАГО (без учета «Зеленой карты») вырос в 2 раза (с 6,9% от числа договоров ОСАГО в 2009 году до 13,7% в 2012 году). Снижение лимитов по ОСАГО в реальном денежном выражении и невысокая стоимость расширения покрытия по ОСАГО – все это способствовало росту спроса на этот вид страхования.

В перспективе в случае принятия поправок к закону об ОСАГО этот сегмент ожидает стагнация.

 

 

 

«Зарытый потенциал»: страхование имущества

За 4 года число договоров страхования имущества физических лиц выросло лишь на 7%. При этом в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечается общее падение числа заключенных договоров по страхованию имущества (-3,1%).

 

 

Основа рынка – традиционное страхование строений граждан – стагнирует. Рост взносов обеспечивает развитие VIP-страхования элитных домов. Еще один новый сегмент – страхование телефонов и электрической техники. Однако в этой сфере страховщикам приходится конкурировать с производителями и продавцами электротехники, которые стали самостоятельно предлагать расширенную гарантию.

Отдельно следует выделить продукты, продаваемые как через Интернет, так и через нестраховых посредников – ритейлеров, салоны связи и так далее. Пока это лишь пилотные проекты, однако со временем они могут перестроить весь рынок розничного страхования.

«Зарытый потенциал»: ДМС

Розничное страхование ДМС включает как комплексные программы медицинского обслуживания, так и программы страхования отдельных рисков, например от укуса клеща. При этом в сфере комплексных программ медицинского обслуживания страховщики вынуждены конкурировать напрямую с медицинскими учреждениями, предлагающими платное прикрепление и медицинское обслуживание.

По оценкам «Эксперта РА», порядка 3 млн договоров страхования ДМС приходится на страхование на случай укуса клеща. Именно на этот сравнительно недорогой сегмент рынка розничного ДМС пришелся основной рост числа заключенных договоров (с 8,2 млн в 2011 году до 10,0 млн в 2012 году). При этом полис ДМС на случай укуса клеща в 2012 году имел каждый десятый житель Урала и Западной Сибири.

 

 

 

«Зрелый рынок»: ОСАГО

Сегмент ОСАГО в силу своей обязательности имеет максимальный уровень проникновения. Его будущее напрямую зависит от итогового содержания обсуждаемых в настоящий момент поправок к закону об ОСАГО. Увеличение лимитов в ОСАГО и изменение порядка выплат по риску причинения вреда жизни и здоровью существенно повысит значимость этого вида страхования в глазах населения. Знак влияния этого события напрямую будет зависеть от полноты страховых выплат, что во многом связано с финансовым положением страховщиков. Если тарифы в ОСАГО корректироваться не будут, то рынок страховой розницы ждет широкомасштабный кризис.

«Растущие на пределе»: страхование от несчастных случаев

Основу рынка страхования от несчастных случаев составляет страхование заемщиков банков. По оценкам «Эксперта РА», объем взносов по страхованию жизни и здоровья заемщиков потребкредитов (часть взносов отражается как страхование жизни) в 2012 году составил порядка 50 млрд рублей. При этом, по оценкам «Эксперта РА», полисы страхования от НС имеют трое из четырех заемщиков банков.

Этот сегмент сильно зависит от объемов потребительского кредитования и в случае кризиса может заметно сократиться (как это уже было в 2009 году).

Другие сегменты – страхование водителей автомобилей, страхование любителей экстремального спорта и т. д.

 

 

 

«Загорающиеся звезды»: страхование жизни

Этот сегмент рынка страховой розницы имеет самый значительный потенциал роста, однако реализовать его не так просто. Первая попытка развития розничного накопительного страхования жизни за счет агентских сетей захлебнулась в кризис 2008–2009 годов. Новая волна надежд на развитие страхования жизни появилась в 2012 году с выходом на рынок компании «Сбербанк Страхование», которая имеет мощную поддержку сети банка и значительно более высокий уровень доверия со стороны населения.

Кроме того, заметные подвижки произошли и в отношении государства к страхованию жизни. Так, в стратегии развития страхования до 2020 года долгосрочному страхованию жизни отводится роль локомотива. В конце марта 2013 года Минфин РФ предложил уравнять налогообложение страховщиков и НПФ при продаже полисов накопительного страхования жизни.

«Загорающиеся звезды»: страхование финансовых рисков

Страхование заемщиков от потери работы начало развиваться позже страхования от НС, поэтому уровень проникновения этого вида страхования все еще невелик. По оценкам «Эксперта РА», полис страхования от потери работы имеет лишь каждый пятнадцатый заемщик банка. Темпы прироста этого сегмента в 2012 году оказались наиболее высокими среди всех остальных видов страхования (106%). При этом так же, как страхование от НС, страхование финансовых рисков отличается от остальных видов высокими комиссиями (53% по данным ФСФР за 2012 год) и невысокой стабильностью.

 

 

Аналитика


Рынок банкострахования в 2019 году и прогноз на 2020-й: предчувствие кризиса

Рынок банкострахования за 2019 год сократился на 8,6 %. Причиной стало сжатие инвестиционного страхо... 03.06.2020
Рынок банкострахования в 2019 году и прогноз на 2020-й:  предчувствие кризиса

Итоги 2019 года на страховом рынке и прогноз на 2020-й: падение при всех сценариях

Коронавирус внесет существенные коррективы в динамику страхового рынка в 2020 году. Оба сценария, ко... 07.04.2020
Итоги 2019 года на страховом рынке и прогноз на 2020-й: падение при всех сценариях

Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2020 году: медицинский аспект

В условиях стагнации на рынке страхования жизни рынок non-life будет опережать его по динамике. Новы... 17.01.2020
Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2020 году: медицинский аспект

Страхование жизни в России: стратегия компенсации

За последний год на страховом рынке произошла миграция понятий между инвестиционным и накопительным... 17.12.2019
Страхование жизни в России: стратегия компенсации

Электронные технологии в страховании: тотальная цифровизация

Доля страховщиков, применяющих интернет-решения в процессе продаж страховых продуктов, неуклонно при... 28.06.2019
Электронные технологии в страховании: тотальная цифровизация
Вся аналитика