Как и прогнозировал «Эксперт РА», страховой ритейл в 2012 году рос существенно быстрее сегмента корпоративного страхования. Темпы прироста взносов по розничному страхованию достигли 27,7% (против 17,3% в корпоративном страховании).
В итоге, по оценкам «Эксперта РА», объем рынка розничного страхования в 2012 году достиг 395 млрд рублей, а доля ритейла во взносах приблизилась к 50%.
По данным ФСФР, темпы пироста взносов по договорам с физическими лицами в I квартале 2013 года по сравнению с I кварталом 2012 года составили 25%, тогда как аналогичный показатель по договорам с юридическими лицами упал до 6%.
В то же время относительный показатель расходов на страхование в процентах от доходов населения все еще не достиг своего исторического максимума. В 2012 году он составил 1,00%, что было ниже уровня 2007 года (1,07%).
В среднем в 2012 году один житель России потратил на страхование 2 756 рублей (2 163 рубля в 2011 году).
Всего, по данным ФСФР, с физическими лицами в 2012 году было заключено 887 договоров страхования в расчете на 1 000 человек населения Российской Федерации. В расчете на 1 000 человек экономически активного населения – 1 778 договоров, то есть почти по 2 договора на человека!
Динамика уровня проникновения розничного страхования оценивается как невысокая. За 4 года число договоров, заключенных с физическими лицами, выросло лишь на 24%. Так, в 2009 году было заключено 712 договоров в расчете на 1 000 человек населения или 1 474 договора на 1 000 человек экономически активного населения.
Для сравнения: за период с 2009 по 2012 годы количество пластиковых карт, эмитированных российскими банками, выросло с 126 до 240 млн штук (в 1,9 раза), число выдаваемых ипотечных кредитов увеличилось с 130 до 692 тыс. штук (в 5,3 раза), число граждан, застрахованных в НПФ, выросло с 5,7 до 20 млн человек (в 3,5 раза).
Невысокие темпы роста уровня проникновения страхования объясняются:
- Надеждой на помощь от государства. Практически по всем резонансным событиям в последние годы государство выделяло деньги на выплаты пострадавшим.
- Недоверием к страховщикам. По данным НАФИ, страховым компаниям доверяют лишь 35% опрошенных.
Таблица 1. Размер государственных компенсаций по некоторым резонансным природным катастрофам и бедствиям
Событие | Государственные выплаты |
Засуха и неурожаи (2010 год) | Из федерального бюджета на ликвидацию последствий засухи было направлено 35 млрд рублей |
Пожары (2010 год) | Размер средств, выделенных на строительство нового жилья и компенсации погорельцам, превысил 6,5 млрд рублей. Размер компенсаций составил от 100 до 400 тыс. рублей семьям пострадавших и погибших при пожаре |
Наводнение на Кубани (2012 год) | Выплаты в размере 10 тыс. рублей выданы в почтовых отделениях и почтальонами 29,32 тыс. пострадавшим от наводнения в Крымске, Геленджике и Новороссийске. По 150 тыс. рублей за ущерб имуществу получили 9,34 тыс. человек. Семьям погибших произведено 65 выплат, компенсации на погребение родственников выплачены 71 семье |
Падение метеорита в Челябинске (2013 год) | Максимальный размер компенсации на одно жилое помещение – до 50 тысяч рублей |
Смерч в Тульской области (2013 год) | Размер выплат составил от 25 тыс. до 100 тыс. рублей. За ущерб здоровью заплатили по 25 тыс. рублей, на восстановление жилья в многоквартирных домах – по 50 тыс. рублей, на ремонт индивидуальных домов – 100 тыс. рублей |
Источник: «Эксперт РА»
Место страхования в нашей жизни:
- В 2012 году было заключено 0,9 договоров страхования в расчете на одного человека.
- Полис автокаско имел каждый десятый автовладелец, полис ДСАГО – каждый седьмой.
- По оценкам «Эксперта РА», полис страхования от НС имели три из четырех заемщиков банков, каждый пятнадцатый заемщик имел полис страхования от потери работы.
- Полис агрострахования приобрел каждый третий человек, занятый в сельском хозяйстве.
- Страховой полис от укуса клеща имел каждый десятый житель Урала и Западной Сибири.
- В среднем в 2012 году один житель России потратил на страхование 2 756 рублей.
- Топ-3 ключевых критериев при покупке страхового полиса: надежность страховой компании (26% опрошенных), цена полиса (25%), простота и оперативность страховой выплаты (19%) (по данным опроса РИА Новости, проведенного в сентябре 2012 года).