Страхование, 05.03.2013

Страхование на страже здоровья
Поделиться
VK


Вернуться к резюме

Эффективными методами повышения качества и доступности медицинских услуг должны стать страховые механизмы. В качестве таких механизмов «Эксперт РА» выделяет следующие:

1. Наделение СМО функциями страховщиков.

Отказ от формирования резервов страховыми медицинскими организациями и переход на методы нормирования в связи с возникновением погрешностей в планировании ограничивают доступность медицинской помощи для населения. Колебания потребности в медицинской помощи носят случайный характер и являются рисковой составляющей, финансирование которой посредством страховых механизмов является наиболее эффективным.

Преимущества:

  • Возврат страховых резервов по ОМС и возможность управлять ими вернут финансовый маневр СМО. Перебои с оплатой медицинской помощи сократятся.
  • Вырастет заинтересованность СМО в эффективности лечения застрахованных и в профилактике болезней как средстве предотвращения серьезных заболеваний, расходы на лечение которых значительно превышают расходы на профилактику таких заболеваний.

До начала реформы на 1 января 2010 года в системе ОМС работало 107 страховых медицинских организаций. На 31 декабря 2011 года их число сократилось до 98. «Эксперт РА» прогнозировал, что к 31 декабря 2013 года в реестре субъектов страхового дела останется порядка 50-60 страховых медицинских организаций. Прогноз сбывается: на 31 сентября 2012 года их осталось уже 72. Ужесточение финансовых условий работы СМО привело к очищению рынка от финансово неустойчивых компаний. Доказав свои способность и готовность работать в этом бизнесе «вдолгую», получив функции страховщиков, страховые медицинские организации могли бы показать высокую эффективность.

Кирилл Константинович Бровкович, генеральный директор ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ»: «Говоря о переходе к рисковой медицине, надо четко определиться, что мы под этим имеем в виду. Кто занимается тарификацией услуг,  обязательства страховщика являются условными или безусловными? Кроме того, любой социально значимый вид страхования – а медицинское страхование таковым по определению является – должен иметь понятные гарантийные механизмы. Кто будет отвечать по обязательствам тех страховщиков, которые войдут в систему рискового медицинского страхования, но по дороге не справятся с управлением? На все эти вопросы еще на старте должны быть даны очень четкие ответы».

2. Четкое разграничение услуг по ОМС и ДМС.

Исключение дублирования программ ДМС и ОМС за счет определения минимального гарантированного набора услуг, предоставляемого в рамках ОМС. Услуги, превышающие минимальный набор, должны предоставляться либо платно, либо покрываться полисом ДМС. Необходима возможность оплачивать медицинскую помощь по двум счетам – базовую программу по ОМС и дополнительные услуги по ДМС.

Преимущества:

  • Рост качества медицинского обслуживания. Появление качественной конкуренции между клиниками. У медицинских учреждений, предоставляющих услуги в рамках ДМС, появится заинтересованность в оказании услуг по ОМС, которая сейчас отсутствует в связи с крайне низкими тарифами, не позволяющими окупать расходы медицинских организаций. Повысится мотивация страховых компаний к созданию собственных высокотехнологичных клиник в связи с сокращением периода окупаемости за счет более широкого охвата населения совместными продуктами ОМС+ДМС.
  • Снижение коррупционной составляющей системы здравоохранения Возможность реализации совместных продуктов ОМС и ДМС устранит «серые» платежи, так как в связи со снижением стоимости полиса ДМС сделает качественную медицинскую помощь доступной для широких слов населения.

Кирилл Константинович Бровкович, генеральный директор ЗАО «СК «ТРАНСНЕФТЬ»: «Должны быть четко прописаны границы на уровне классификаторов и перечня услуг, определен минимально гарантированный набор услуг и расширительный перечень. Когда это будет сделано, исчезнет конфликт между ОМС и ДМС. Также исчезнет возможность для злоупотреблений, когда одна и та же услуга сначала оплачивается по ДМС, а потом делается попытка выставить счет государству на возмещение стоимости этой же услуги еще и через ОМС.

Законодательное разграничение ОМС и ДМС позволит грамотно их сочетать в составе страховых программ, грамотно разделять потоки ОМС и ДМС внутри лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Тогда ЛПУ смогут и побороться на конкурсах за госзадания по ОМС, и составить себе бизнес-планы по привлечению клиентов на дополнительные услуги в рамках программ ДМС. Как только эти границы будут проведены, вместо хаотичного деления денежных потоков по двум параллельным системам можно будет перейти к системному и гармоничному развитию медицинского обеспечения».

3. Введение обязательного страхования профессиональной ответственности врачей.

При введении обязательного страхования профессиональной ответственности медиков необходимо дифференцировать тариф в зависимости от квалификации врача, видов оказываемой медицинской помощи и оценки риска ошибок.

Преимущества: создание системы финансовых гарантий для населения, сокращение числа врачебных ошибок и повышение ответственности врачей.

Сегодня страхование профессиональной ответственности медиков является добровольным. По оценкам «Эксперта РА», доля застрахованных медицинских учреждений не превышает 3%. В основном страхуют ответственность частные медицинские учреждения. Широкое обсуждение закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами» Минздрав планирует начать с 2013 года. Сегодня врачи не несут персональной ответственности, субъектом права в РФ выступают медицинские учреждения. В министерстве планируют завершить работу над законом до 2015 года. Также с 2013 года должны стать обязательными стандарты оказания медицинской помощи, на основании которых можно будет установить факт наличия врачебной ошибки. С 2016 года, согласно закону «Об основах охраны здоровья граждан», будет введена обязательная аккредитация врачей на допуск к видам медицинской деятельности, что позволит привлекать медиков к профессиональной ответственности.

Для повышения эффективности применения страховых механизмов в системе здравоохранения необходимо:

  1. Выработать и контролировать исполнение долгосрочной стратегии развития системы здравоохранения и дорожных карт.
  2. Определить место ДМС в системе здравоохранения. Для этого необходимо внести поправки в закон об ОМС или создать отдельный закон, регламентирующий ДМС.
  3. Увеличить и контролировать прозрачность и финансовую устойчивость СМО. Необходима единая база данных и совершенствование учета в медицинских организациях.
Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

По прогнозу «Эксперт РА», страховой рынок в 2024 году ожидает охлаждение, темпы его прироста снизятс... 16.01.2024
Прогноз развития страхового рынка на 2024 год: период охлаждения

Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год: «жизнь» продолжается

Рынок банкострахования увеличился на 40% и составил 355,4 млрд рублей за 1 полугодие 2023 года. 12.10.2023
Рынок банкострахования по итогам 1 полугодия 2023 года и прогноз на 2023 год:  «жизнь» продолжается

Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок вырос на 24% за 1-е полугодие 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. 03.10.2023
Итоги 1-го полугодия 2023 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й:  высокие темпы, сдержанный прогноз

Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Большинство страховщиков оценивают состояние страхового рынка достаточно позитивно. Рынок смог адапт... 06.09.2023
Страховой рынок после шоков: адаптация и позитивный настрой

Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту

Несмотря на волатильный год, российский страховой рынок выстоял и удержался на отметке 1,8 млрд рубл... 20.04.2023
Итоги 2022 года на страховом рынке и прогноз на 2023-й: возвращение к росту
Вся аналитика