По данным рейтинга агентства Bloomberg, составленного на основании информации Всемирной организации здравоохранения, ООН и Всемирного банка, Россия занимает 97 место по состоянию здоровья населения. Реформа обязательного медицинского страхования не смогла решить ключевые проблемы российской системы здравоохранения:
Проблема № 1. Ограниченность альтернативных источников финансирования системы здравоохранения, кроме государственного бюджета и средств системы ОМС. Так как место ДМС в системе здравоохранения не определено, не определена и его роль в системе финансирования здравоохранения.
Следствие: недостаточное количество медицинских учреждений для оказания качественной медицинской помощи. Низкое качество оборудования в большей части медицинских учреждений.
Проблема № 2. Высокий уровень коррумпированности российской системы здравоохранения. Низкий уровень сервиса, доступности и не всегда высокое качество услуг, предоставляемых в рамках ОМС, вынуждают граждан производить «серые» платежи за более высокий сервис или качество медицинских услуг.
Следствие: наличие «серых» платежей снижает эффективность системы здравоохранения. Деньги, предназначенные на оплату медицинских услуг, проходят «мимо» системы здравоохранения, что еще больше снижает возможности для повышения ее качества.
Проблема № 3. Отсутствие системы мотивации на выздоровление больного. При организации системы здравоохранения на более рыночных началах появится возможность привязки системы премирования врачей к показателю вылеченных больных.
Следствие: основная цель системы здравоохранения – повышение уровня здоровья населения – не связана с показателями мотивации врачей, что тормозит процесс улучшения состояния здоровья населения России.
Замена страховых методов управления рисками планированием и нормированием лишь усугубила эти проблемы. С отменой резервов в результате реформирования системы ОМС страховые медицинские организации окончательно лишились страховых функций и стали транзитным пунктом между ТФОМСом и медицинскими организациями. В связи с отсутствием у СМО страхового риска, а следовательно, и прямого финансового интереса в эффективности лечения застрахованных, их заинтересованность в контроле качества и количества оказываемых медицинских услуг ограничена. В итоге от этого проигрывают все.