Страхование, 16.05.2013

Отрицательный goodwill
Поделиться
Facebook Twitter VK


Вернуться к резюме

Итоги 2012 года для российского страхового рынка крайне противоречивы. С одной стороны, темпы прироста страховых взносов впервые за много лет превысили темпы роста номинального ВВП. С другой стороны, в 2012 году накопленное недовольство против страховых компаний вылилось в реальные денежные потери и стратегические проблемы. Свое негативное отношение к страховому рынку проявили все ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Стало понятно, что отрицательный goodwill российского страхового рынка приносит ему все более и более существенные проблемы. Эти проблемы можно разбить на 3 группы рисков:

  • Стратегический риск.
  • Репутационный риск и риск потери клиентской базы.
  • Риск непредвиденного роста расходов.

Стратегический риск

Примеры: параллельное создание стратегий развития отрасли, корректировка тарифов в ОС ОП, обсуждение изменений в закон об ОСАГО.

Ключевой темой 2012 года стала разработка стратегии развития страхового рынка до 2020 года. В результате у страховщиков появилась не одна, а целых две стратегии: версия, подготовленная под эгидой ВСС, и документ Министерства финансов. Уже в конце марта 2013 года Правительство одобрило стратегию Минфина, основная часть которой посвящена не развитию рынка, а его регулированию.

Еще одним стратегическим «провалом» страховщиков стало беспрецендентное снижение тарифов в обязательном страховании ответственности перевозчиков. В результате ожидаемый объем рынка сократился с первоначальных 18 млрд до 2,8 млрд рублей. При этом дебаты по поводу тарифов не позволили вовремя запустить работу этого нового вида страхования. Первые договоры ОС ОП начали заключаться вместо 1 января лишь в середине марта.

Наиболее ярко негативное отношение государства к страховому сообществу выявилось в процессе обсуждения корректировки лимитов ответственности и тарифов в ОСАГО. В частности, в феврале 2013 года некоторые депутаты Госдумы выступили за конфискацию непотраченных взносов, а также за снижение тарифов при увеличении ответственности.

Репутационный риск и риск потери клиентской базы

Примеры: общероссийский рэнкинг по жалобам, публикация статистики отказов.

В 2012 году впервые стало возможно оценить качество урегулирования убытков страховых компаний не только на основании чтения форумов страхователей и взаимных обвинений страховщиков, а на основе статистики.

Так, в 2012 году:

  • появились федеральные рэнкинги по числу жалоб на страховщиков по отношению к числу действующих договоров (начиная с 1-го полугодия 2012 года);
  • регулятор стал запрашивать и публиковать данные по числу заявленных и урегулированных страховых случаев, числу отказов в страховой выплате (со II квартала 2012 года).

По данным ФСФР, в 2012 году всего было заявлено 20 436 794 страховых случаев, урегулировано 20 261 629 страховых случаев, при этом число отказов составило 373 434 случая.

Среднее значение отношения числа отказов к числу заявленных страховых случаев составило 1,8% без учета медицинского страхования (на которое приходится 65% заявленных страховых случаев) – 5,0%.

При этом в страховании автокаско доля отказов была равна 5,2%, в ОСАГО – 4,4%, в страховании от НС – 6,5%, в страховании имущества физических лиц – 10,5%, в ДСАГО (кроме «Зеленой карты») – 12,2%.

Таблица 1. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по страхованию от несчастных случаев и болезней, 2012 год

Место по взносам Компания Взносы, млн рублей Заявленные страховые случаи, шт. Отказы, шт. Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, %
11 РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ 1 382 1 307 748 57,2
7 РУССКИЙ СТАНДАРТ СТРАХОВАНИЕ 2 234 2 794 901 32,2
10 СОСЬЕТЕ ЖЕНЕРАЛЬ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ 1 387 279 74 26,5
4 СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ КАРДИФ 3 821 4 369 1 039 23,8
14 СЕВЕРНАЯ КАЗНА 1 200 977 165 16,9
5 АВИВА 3 029 8 401 1 319 15,7
9 РОСГОССТРАХ-ЖИЗНЬ 1 647 25 161 3 727 14,8
1 ДЖЕНЕРАЛИ ППФ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ 13 721 8 506 1 142 13,4
20 АЛИКО 857 4 562 528 11,6
2 ВТБ СТРАХОВАНИЕ 8 233 3 857 386 10,0
8 АЛЬЯНС 1 945 6 849 653 9,5
15 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 1 194 2 028 189 9,3
18 РЕСО-ГАРАНТИЯ 1 033 8 508 585 6,9
  Среднее значение       6,5
6 РОСГОССТРАХ 2 480 61 792 3 941 6,4
17 СОГЛАСИЕ 1 052 13 933 570 4,1
16 ЖАСО 1 126 19 614 797 4,1
13 ТРАНСНЕФТЬ 1 294 2 075 14 0,7
19 ВЫРУЧИМ! 972 164 1 0,6
3 ВСК 4 956 46 851 150 0,3
12 СОГАЗ 1 366 5 670 15 0,3

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Таблица 2. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по страхованию автокаско, 2012 год

Место по взносам Компания Взносы, млн рублей Заявленные страховые случаи, шт. Отказы, шт. Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, %
8 СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 19 953 178 374 38 574 21,6
17 МАКС 16 152 53 941 5 779 10,7
16 КОМПАНЬОН 3 535 24 908 2 502 10,0
13 ЮГОРИЯ 8 298 101 782 9 999 9,8
9 АЛЬЯНС 25 028 140 308 10 505 7,5
3 РОСГОССТРАХ 97 432 171 639 12 601 7,3
20 ЭРГО РУСЬ 2 752 17 121 1 188 6,9
11 ЦЮРИХ 8 637 78 055 5 308 6,8
15 ЭНЕРГОГАРАНТ 7 585 33 291 2 077 6,2
4 СОГЛАСИЕ 33 304 299 226 18 332 6,1
  Среднее значение       5,2
19 ВТБ СТРАХОВАНИЕ 22 787 38 512 1 984 5,2
6 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 34 160 105 118 3 670 3,5
2 РЕСО-ГАРАНТИЯ 51 828 384 228 11 127 2,9
7 ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 18 037 139 785 4 005 2,9
14 ГУТА-СТРАХОВАНИЕ 7 376 50 193 1 218 2,4
18 ТРАНСНЕФТЬ 8 339 31 125 751 2,4
5 ВСК 33 579 190 091 3 684 1,9
1 ИНГОССТРАХ 67 806 541 453 8 738 1,6
12 СОГАЗ 75 994 41 701 622 1,5
10 УРАЛСИБ 12 869 112 645 159 0,1

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Таблица 3. Доля отказов у топ-20 страховых компаний по взносам по ОСАГО, 2012 год

Место по взносам Компания Взносы, млн рублей Заявленные страховые случаи, шт. Отказы, шт. Отношение числа отказов к числу заявленных страховых случаев, %
4 СТРАХОВАЯ ГРУППА МСК 7 727 324 588 33 691 10,4
8 АЛЬЯНС 3 314 110 986 9 063 8,2
20 РСТК 743 15 482 1 170 7,6
18 СЕВЕРНАЯ КАЗНА 784 18 454 1 290 7,0
12 ГУТА-СТРАХОВАНИЕ 1 927 35 749 2 252 6,3
16 СОГАЗ 1 441 18 477 1 098 5,9
14 ЮГОРИЯ 1 826 42 522 2 486 5,8
6 СОГЛАСИЕ 5 143 108 158 6 172 5,7
17 ЭНЕРГОГАРАНТ 1 037 25 239 1 224 4,8
1 РОСГОССТРАХ 39 196 789 598 35 647 4,5
  Среднее значение       4,4
15 ЦЮРИХ 1 463 29 866 1 308 4,4
11 МАКС 2 280 105 861 3 129 3,0
3 РЕСО-ГАРАНТИЯ 10 324 293 362 8 272 2,8
10 ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ 2 373 36 594 880 2,4
5 ВСК 7 044 164 254 3 529 2,1
19 АСКО 758 22 380 460 2,1
2 ИНГОССТРАХ 12 160 212 497 3 550 1,7
13 РОССИЯ 1 861 53 090 571 1,1
9 УРАЛСИБ 3 104 79 893 196 0,2
7 АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ 5 142 77 691 26 0,0

Источник: «Эксперт РА» по данным ФСФР

Риск непредвиденного роста расходов

Примеры: распространение на страхование действия закона о защите прав потребителей, неоднозначная позиция Верховного Суда по судебной практике в автостраховании, штрафы ФСФР.

Негативное отношение к страховой отрасли оказало свое влияние и на судебную практику, и на активность регулятора в плане взимания штрафов со страховых компаний. В частности, можно выделить следующие события, отразившиеся на расходах страховых компаний:

  • Распространение действия закона о защите прав потребителей на страхование (Постановление Пленума Верховного Суда от 28 июня 2012 года).
  • Публикация позиции Верховного Суда, содержащей:
    • запрет на учет износа в автокаско;
    • запрет на какие-либо исключения из покрытия, связанные с действиями клиента;
    • введение обязанности возмещать утерю товарной стоимости;
    • введение обязанности возмещать ущерб по не вписанному в полис водителю.

Опрошенные «Экспертом РА» страховые компании оценивают связанный с новациями в судебной практике рост выплат и прочих расходов (пени, штрафы) в пределах от 1 до 60% (в зависимости от компании), в среднем – на 10-15%.

Кроме того, с ноября 2011 года у ФСФР появилось право штрафовать страховщиков за неисполнение предписаний и непредставление в срок отчетности. По итогам 2012 года центральный аппарат ФСФР оштрафовал страховщиков на сумму 92,3 млн рублей или 54% от совокупной величины штрафов ФСФР.

Новый имидж

Работа над имиджем должна стать первоочередной задачей страхового сообщества как на уровне отдельных компаний, так и на уровне СРО. При этом проблему нужно решать системно, через создание специальных институтов и устранение «серых зон» во взаимоотношениях между страховщиками и их клиентами.

Едва ли не первым позитивным примером работы страхового сообщества с органами власти является создание рабочей группы для подготовки постановления Пленума Верховного суда, касающегося вопросов добровольного страхования. В апреле 2013 года стало известно о проекте Постановления, смягчающего существующую судебную практику.

Из опроса представителей страховых компаний

Какую меру, направленную на повышение доверия к страховым компаниям, вы считаете наиболее эффективной?

Половина опрошенных представителей страхового сообщества уверена, что повысить доверие к страховой отрасли можно за счет стандартизации правил страхования и/или порядка урегулирования убытков. 21% руководителей страховых компаний полагают, что рост доверия к страховым компаниям произойдет с повышением качества страхового надзора. Каждый пятый участник опроса считает наиболее действенной мерой создание института страхового омбудсмена.

Условия использования и ограничение ответственности

Аналитика


Итоги 2020 года на страховом рынке и прогноз на 2021-й: успешная адаптация

Несмотря на трудности и ограничения, страховой рынок быстро адаптировался к новым реалиям, превзойдя... 15.04.2021
Итоги 2020 года на страховом рынке и прогноз на 2021-й: успешная адаптация

Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2021 году: осторожный оптимизм

После восстановительного скачка во втором полугодии текущего года, в 2021 году динамика премий по мн... 29.12.2020
Предварительный прогноз развития страхового рынка в 2021 году: осторожный оптимизм

Страхование жизни в России: наверстать упущенное

По итогам 9 месяцев 2020 года, с одной стороны, рынок страхования жизни в значительной степени восст... 24.11.2020
Страхование жизни в России: наверстать упущенное

Итоги 1-го полугодия 2020 года на страховом рынке и прогноз на 2020 год: выстоять под давлением

Несмотря на трудный для страховщиков II квартал текущего года, рынку удалось избежать падения по ито... 13.10.2020
Итоги 1-го полугодия 2020 года на страховом рынке и прогноз на 2020 год: выстоять под давлением

Электронное страхование: вынужденное ускорение

Компании активно переводят в онлайн все клиентские сервисы – от продаж до урегулирования. 80 % респо... 04.08.2020
Электронное страхование: вынужденное ускорение
Вся аналитика